Приемы обучения смысловому чтению .
Федорова Галина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ Павловская СОШ №2
города Павловска
Читать- это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К.Д.Ушинский
« Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.»
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Смысловое чтение
умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Навык чтения
Техническая
сторона
Смысловая
сторона
Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого . Техническая сторона : способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Типы чтения
Коммуникативное
вслух и про себя
Самостоятельное
Учебное
Виды чтения
Ознакомительное
Поисковое
(просмотровое)
Изучающее
Вдумчивое
Приёмы по формированию смыслового чтения
- «Задай вопрос»
- «Читаем и спрашиваем»
- «Дневник двойных записей»
- «Чтение с пометками»
- «Ассоциативный куст»
- «Ромашка Блума»
- «Приём тонких и толстых вопросов»
- «Чтение с остановками»
- «Таблица ЗХУ»
- «Дерево предсказаний»
Читаем и спрашиваем
Цель : сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Задай вопрос
Алгоритм:
- перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
Дневник двойных записей
Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Ассоциативный куст
большие
маленькие
высокие
растения
полезные
хвойные
лиственные
ядовитые
декоративные
редкие
Составление вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
- В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Памятка для учащегося :
- внимательно прочитать текст;
- выделить главные мысли текста;
- проверить, как они соотносятся между собой;
- сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
- определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
- сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
- прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
Творческие вопросы
Уточняющие вопросы
Простые вопросы
Объясняющие вопросы
Ромашка Блума
Оценочные вопросы
Практические вопросы
Классификация вопросов Б.Блума :
Простые вопросы
Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.
Как звали главного героя?
Куда впадает Волга?
Классификация вопросов Б.Блума:
Уточняющие вопросы
Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Классификация вопросов Б.Блума:
Творческие вопросы
Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Классификация вопросов Б.Блума:
Оценочные вопросы
Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.
Как вы относитесь к ... ?
Что лучше?
Правильно ли поступил ...?
Классификация вопросов Б.Блума:
Объясняющие (интерпретационные) вопросы Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
Классификация вопросов Б.Блума:
Практические вопросы
Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Антиципация -
это предвосхищение, предугадывание содержания.
- Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
- Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтен ия.
Разновидности антиципации :
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы)
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа
……… ..?
В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа
…………… ..?
………… .?
………… ..?
……………… ?
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы
- Дайте несколько объяснений, почему...?
- Почему Вы считаете…?
- В чем различие…?
- Предположите, что будет, если…?
- Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
- Кто…?
- Что…?
- Когда…?
- Может…?
- Будет…?
- Согласны ли Вы…?
Чтение с остановками
1 стадия - вызов
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
Чтение с остановками
2 стадия - осмысление.
- Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
- Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Приём таблица «ЗХУ»
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
- Это рассказ;
Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.
- Обязанности Ваньки;
- Ванька писал письмо дедушке в деревню;
- Ванька жаловался на тяжёлый труд;
- Обстановка - интерьер;
- Поведение;
…
- Поступки;
…
Дерево предсказаний
ТЕМА
Спасибо за внимание!