СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: " Приёмы смыслового чтения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация: " Приёмы смыслового чтения."»

Приемы обучения смысловому чтению . Федорова Галина Александровна учитель начальных классов  МБОУ Павловская СОШ №2  города Павловска

Приемы обучения смысловому чтению .

Федорова Галина Александровна

учитель начальных классов

МБОУ Павловская СОШ №2

города Павловска

Читать- это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.  К.Д.Ушинский   « Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.»

Читать- это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К.Д.Ушинский

« Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.»

 В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением  понимается  «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

Смысловое чтение умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение

умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

  Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона

Навык чтения

Техническая

сторона

Смысловая

сторона

Смысловая сторона:  понимание содержания и смысла читаемого .   Техническая сторона :  способ чтения,  темп чтения,  правильность чтения,  выразительность.

Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого . Техническая сторона : способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Типы чтения Коммуникативное вслух и про себя Самостоятельное Учебное

Типы чтения

Коммуникативное

вслух и про себя

Самостоятельное

Учебное

Виды чтения Ознакомительное Поисковое (просмотровое) Изучающее Вдумчивое

Виды чтения

Ознакомительное

Поисковое

(просмотровое)

Изучающее

Вдумчивое

Приёмы по формированию смыслового чтения «Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума» «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Таблица ЗХУ» «Дерево предсказаний»

Приёмы по формированию смыслового чтения

  • «Задай вопрос»
  • «Читаем и спрашиваем»
  • «Дневник двойных записей»
  • «Чтение с пометками»
  • «Ассоциативный куст»
  • «Ромашка Блума»
  • «Приём тонких и толстых вопросов»
  • «Чтение с остановками»
  • «Таблица ЗХУ»
  • «Дерево предсказаний»

Читаем и спрашиваем Цель : сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Читаем и спрашиваем

Цель : сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары.

3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Задай вопрос Алгоритм:  перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

Задай вопрос

Алгоритм:

  • перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
Дневник двойных записей  Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.  1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.  2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.  

Дневник двойных записей

Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

 

Чтение с пометками  Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.  Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:  V Знакомая информация  ! Новая информация  - Я думал (думала) иначе  ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

! Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Ассоциативный куст большие маленькие высокие растения полезные хвойные лиственные ядовитые декоративные редкие

Ассоциативный куст

большие

маленькие

высокие

растения

полезные

хвойные

лиственные

ядовитые

декоративные

редкие

Составление  вопросного плана   Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Составление вопросного плана

Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

  • В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося : внимательно прочитать текст; выделить главные мысли текста; проверить, как они соотносятся между собой; сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части); определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей; сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана; прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

Памятка для учащегося :

  • внимательно прочитать текст;
  • выделить главные мысли текста;
  • проверить, как они соотносятся между собой;
  • сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
  • определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
  • сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
  • прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

Творческие вопросы Уточняющие вопросы Простые вопросы Объясняющие вопросы Ромашка Блума Оценочные вопросы Практические вопросы

Творческие вопросы

Уточняющие вопросы

Простые вопросы

Объясняющие вопросы

Ромашка Блума

Оценочные вопросы

Практические вопросы

Классификация вопросов Б.Блума :   Простые вопросы Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.   Как звали главного героя?  Куда впадает Волга?

Классификация вопросов Б.Блума :

Простые вопросы

Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. 

Как звали главного героя?

Куда впадает Волга?

Классификация вопросов Б.Блума:  Уточняющие вопросы   Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов

Классификация вопросов Б.Блума:

Уточняющие вопросы

Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации.  Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Классификация вопросов Б.Блума:  Творческие вопросы  Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.  Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Классификация вопросов Б.Блума:

Творческие вопросы

Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.  Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Классификация вопросов Б.Блума: Оценочные вопросы  Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.   Как вы относитесь к ... ?  Что лучше?  Правильно ли поступил ...?

Классификация вопросов Б.Блума:

Оценочные вопросы

Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. 

Как вы относитесь к ... ?

Что лучше?

Правильно ли поступил ...?

Классификация вопросов Б.Блума: Объясняющие (интерпретационные) вопросы  Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова 

Классификация вопросов Б.Блума:

Объясняющие (интерпретационные) вопросы Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова  "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых

Классификация вопросов Б.Блума: Практические вопросы Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.  Как бы я поступил на месте героя?

Классификация вопросов Б.Блума:

Практические вопросы

Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

Антиципация -   это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтен ия.

Антиципация -

это предвосхищение, предугадывание содержания.

  • Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
  • Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтен ия.

Разновидности антиципации :  а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.  б) Восстановление текста с пропущенными элементами.  в)  Составление  до  чтения   плана  текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.  г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:  Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Разновидности антиципации :

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в)  Составление  до  чтения   плана  текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:  Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ……… ..? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа  …………… ..? ………… .? ………… ..? ……………… ?

Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы)

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа

……… ..?

В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа

…………… ..?

………… .?

………… ..?

……………… ?

  Прием «Толстые и тонкие вопросы»      Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?  Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»  

Толстые вопросы

  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете…?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?  

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Тонкие вопросы

  • Кто…?
  • Что…?
  • Когда…?
  • Может…?
  • Будет…?
  • Согласны ли Вы…?

 

 Чтение с остановками       1 стадия - вызов  Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.  На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

Чтение с остановками  

1 стадия - вызов

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

Чтение с остановками   2 стадия - осмысление.   Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

Чтение с остановками

2 стадия - осмысление.  

  • Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
  • Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Приём таблица «ЗХУ» З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; У – что мы узнали, и что нам осталось узнать - Это рассказ; Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. - Обязанности Ваньки; - Ванька писал письмо дедушке в деревню; - Ванька жаловался на тяжёлый труд; - Обстановка - интерьер; - Поведение; … - Поступки; …

Приём таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

- Это рассказ;

Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;

Дерево предсказаний ТЕМА

Дерево предсказаний

ТЕМА

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!