Задачи с практическим содержанием при подготовке к ОГЭ
Выполнил Кенженбетов Альбек
9 класс
Руководитель Семенова Т.В.
Актуальность проблемы
Актуальность проекта.
- В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? А что необходимо знать, чтобы решать такие задачи?
Гипотеза
- Могут ли математические задачи описать конкретные жизненные ситуации и помочь решить их?
- Что можно практически рассчитать с помощью формул, определений, теорем математики?
- Проверить какие знания необходимы, для выполнения задания № 15 ОГЭ.
- Показать важность и необходимость применения задач с практическим содержанием при изучении математики.
- Развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.
Задачи проекта.
- Изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость. Ответить на вопросы: Как люди используют математику в своей жизни? Как часто люди сталкивают с математическими задачами? Есть ли в материалах ОГЭ задачи, связанные с повседневной жизнью?
Задачи с практическим содержанием
- Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, которая раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Темы задач задания №15 на ОГЭ
- Теорема Пифагора
- Подобие треугольников
- Вычисление длин и площадей
- Углы
- Разные задачи
Теорема Пифагора
1.От столба высотой 9 м к дому натянут провод, который крепится на высоте 3 м от земли. Расстояние от дома до столба
8 м. Вычислите длину провода.
Решение.
Проведём отрезок, параллельный горизонтальной прямой, как показано на рисунке. Таким образом, задача сводится к нахождению гипотенузы прямоугольного треугольника; обозначим её за x. По теореме Пифагора:
Ответ: 10.
Теорема Пифагора
2. Лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,8 м?
Решение.
Задача сводится к нахождению катета прямоугольного треугольника, по теореме Пифагора он равен:
Ответ: 2,4.
Теорема Пифагора
3. Глубина крепостного рва равна 8 м, ширина 5 м, а высота крепостной стены от ее основания 20 м. Длина лестницы, по которой можно взобраться на стену, на 2 м больше, чем расстояние от края рва до верхней точки стены (см. рис.). Найдите длину лестницы.
Расстояние AB — гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами 5 м и 20 − 8 = 12 м. Тем самым, длина AB равна 13 м, а длина лестницы равна 15 м.
Ответ: 15.
Теорема Пифагора
4.Точка крепления троса, удерживающего флагшток в вертикальном положении, находится на высоте 6,3 м от земли. Длина троса равна 6,5 м. Найдите расстояние от точки основания флагштока до места крепления троса на земле. Ответ дайте в метрах.
Решение.
Задача сводится к нахождению катета прямоугольного треугольника. Из теоремы Пифагора получаем, что искомое расстояние равно:
Ответ: 1,6.
Теорема Пифагора
5. Пожарную лестницу длиной 13 м приставили к окну пятого этажа дома. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 5 м. На какой высоте расположено окно? Ответ дайте в метрах
Решение.
Задача сводится к нахождению катета прямоугольного треугольника:
Ответ: 12.
Теорема Пифагора
6.Длина стремянки в сложенном виде равна 1,11 м, а расстояние между её основаниями в разложенном виде составляет 0,72 м. Найдите высоту (в метрах) стремянки в разложенном виде.
Решение.
Данная задача сводится к нахождению катета прямоугольного треугольника. Пусть x — искомое расстояние, тогда:
Ответ: 1,05.
Теорема Пифагора
7. Лестница соединяет точки A и B . Высота каждой ступени равна 14 см, а длина — 48 см. Расстояние между точками A и B составляет 10 м. Найдите высоту, на которую поднимается лестница (в метрах).
Решение.
Задача сводится к нахождению катета прямоугольного треугольника. Пусть количество ступеней равно n тогда высота лестницы составляет 14n см. А длина по горизонтали составляет 48n см . По теореме Пифагора найдём расстояние между точками A и B :
Откуда получаем, что число ступеней Следовательно, высота, на которую поднимается лестница, равна
Ответ: 2,8.
Подобие треугольников
1.Короткое плечо шлагбаума имеет длину 1 м, а длинное плечо – 3 м. На какую высоту (в метрах) опустится конец короткого плеча, когда конец длинного плеча поднимается на 1,8 м?
Решение.
Найдём синус угла, на который поднимается длинное плечо:
Угол подъема длинного плеча равен углу на который опустится короткое плечо. Пусть x — высота, на которую опустится короткое плечо, имеем:
Таким образом, короткое плечо опустится на 0,6 м.
Ответ: 0,6.
Подобие треугольников
2. Проектор полностью освещает экран A высотой 80 см, расположенный на расстоянии 250 см от проектора. На каком наименьшем расстоянии (в сантиметрах) от проектора нужно расположить экран B высотой 160 см, чтобы он был полностью освещён, если настройки проектора остаются неизменными?
Решение.
Заметим, что высота экрана, расположенного на расстоянии 250 см, в 2 раза меньше высоты экрана, расположенного на искомом расстоянии, значит, по теореме о средней линии, искомое расстояние в два раза больше первоначального экрана: 250·2 = 500.
Ответ: 500 .
Подобие треугольников
3.На каком расстоянии (в метрах) от фонаря стоит человек ростом 2 м, если длина его тени равна 1 м, высота фонаря 9 м?
Решение.
Введём обозначения, как показано на рисунке. Рассмотрим прямоугольные треугольникиa AEB и CDE и они имеют общий угол E и, следовательно, подобны по двум углам. Значит, Откуда
Получаем, что
Ответ: 3,5.
Подобие треугольников
4.Человек, рост которого равен 1,8 м, стоит на расстоянии 16 м от уличного фонаря. При этом длина тени человека равна 9 м. Определите высоту фонаря (в метрах).
Решение.
Введём обозначения, как показано на рисунке. Рассмотрим прямоугольные треугольники ABE и CDE они имеют общий угол E и, следовательно, подобны по двум углам. Значит, откуда
Ответ: 5.
Вычисление длин и площадей
1. Площадь прямоугольного земельного участка равна 9 га, ширина участка равна 150 м. Найдите длину этого участка в метрах.
Решение.
Переведем площадь участка в квадратные метры: 9 га = 90 000 м 2 .
Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон. Поэтому, длина участка равна: 90 000 : 150 = 600 м.
Ответ: 600.
2. Найдите периметр прямоугольного участка земли, площадь которого равна 800 м 2 и одна сторона в 2 раза больше другой. Ответ дайте в метрах.
Решение.
Пусть x м — длина одной стороны, тогда длина второй стороны — 2 x . Так как площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон, имеем: откуда
Периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон. Таким образом,
Ответ: 120.
Вычисление длин и площадей
3. Сколько досок длиной 3,5 м, шириной 20 см и толщиной 20 мм выйдет из четырехугольной балки длиной 105 дм, имеющей в сечении прямоугольник размером 30 см 40 см?
Решение.
Найдем объем доски : 350 · 20 · 2 = 14 000 см 3 . Найдем объем балки: 1050 · 30 · 40 = 1 260 000 см 3 .
Поэтому количество досок равно 1 260 000 : 14 000 = 90.
Ответ: 90.
4.Определите, сколько необходимо закупить пленки для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке, если её ширина везде одинакова.
Решение.
Разделим фигуру, изображенную на картинке на 3 прямоугольника. Найдем площадь первого прямоугольника: 5 · 1 = 5 м 2 . Найдем площадь второго прямоугольника: 4 · 1 = 4 м 2 . Найдем площадь третьего прямоугольника: 4 · 1 = 4 м 2 . Сложим все площади: 5 м 2 +4 м 2 + 4 м 2 = 13 м 2 .
Таким образом, потребуется закупить 13 м 2 пленки.
Ответ: 13.
Вычисление длин и площадей
5. Дизайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой. По рисунку определите, сколько бумаги (в см 2 ) необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать отдельно (без загибов).
Решение.
Найдем площади всех деталей, которые необходимо обклеить:
Так как чемодан имеет по две одинаковых детали, вся площадь, которую необходимо обклеить равна
Ответ: 17400.
Вычисление длин и площадей
6. Наклонная крыша установлена на трёх вертикальных опорах, расположенных на одной прямой. Средняя опора стоит посередине между малой и большой опорами (см. рис.). Высота средней опоры 3,1 м, высота большей опоры 3,3 м. Найдите высоту малой опоры.
Решение.
Данная задача сводится к нахождению одного из оснований трапеции. Пусть длина неизвестного отрезка равна По теореме Фаллеса, получаем, что прямые, образованные опорами, отсекают на крыше равные отрезки. Поэтому средняя опора является средней линией трапеции. Средняя линия равна полусумме оснований трапеции откуда получаем, что
x = 2,9
Ответ: 2,9.
Вычисление длин и площадей
7. Картинка имеет форму прямоугольника со сторонами 19 см и 32 см. Её наклеили на белую бумагу так, что вокруг картинки получилась белая окантовка одинаковой ширины. Площадь, которую занимает картинка с окантовкой, равна 1080 см 2 . Какова ширина окантовки? Ответ дайте в сантиметрах.
Решение.
Пусть x см — ширина окантовки. Площадь прямоугольника равна произведению сторон., получаем уравнение:
Корень −29,5 не подходит по условию задачи, следовательно, ширина окантовки равна 4 см.
Ответ: 4.
Вычисление длин и площадей
8. Глубина бассейна составляет 2 метра, ширина — 10 метров, а длина — 25 метров. Найдите суммарную площадь боковых стен и дна бассейна (в квадратных метрах).
Решение.
Дно и стены бассейна — прямоугольники, поэтому площадь дна бассейна равна 10 · 25 = 250 м 2 , а площадь четырех его стен равна 2 · (2 · 10 + 2 · 25) = 140 м 2 . Тем самым, общая площадь равна 390 м 2 .
Ответ: 390.
9. Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 9 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 10 см и 25 см. Сколько потребуется таких дощечек?
Решение.
Площадь всей комнаты равна 4 · 9 = 36 м 2 . Площадь одной дощечки 0,1 · 0,25 = 0,025 м 2 . Получаем, что потребуется 36 : 0,025 = 1440 дощечек. Ответ: 1440.
10. Задание Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 20 см, чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3 м и 4,4 м?
Решение.
Площадь стены равна 3 · 4,4 = 13,2 м 2 . Площадь одной плитки равна 0,2 2 = 0,04 м 2 . Получаем, что для облицовки потребуется 13,2 : 0,04 = 330 плиток. Ответ: 330.
11. Какое наибольшее число коробок в форме прямоугольного параллелепипеда размером 40×80×100 (см) можно поместить в кузов машины размером 3,2×3,2×8 (м)?
Решение.
Объём одной коробки равен 0,4 · 0,8 · 1 = 0,32 . Объём кузова машины равен 3,2 · 3,2 · 8 = 81,92 . Таким образом, в кузов можно поместить 81,92/0,32 = 256 коробок.
Ответ: 256.
Углы
1.Какой угол (в градусах) образуют минутная и часовая стрелки часов в 5 ч?
Решение.
Часовыми делениями циферблат разбит на 12 круговых секторов. Угол каждого из них равен 360° : 12 = 30°. Между минутной и часовой стрелкой пять часовых делений. Они образуют угол 150°.
Ответ: 150.
2. Какой угол (в градусах) описывает минутная стрелка за 10 мин
Решение.
Минутными делениями циферблат разбит на 60 круговых секторов. Угол каждого из них равен 360° : 60 = 6°. За 10 минут минутная стрелка проходит 10 · 6° = 60°. Ответ: 60.
3. На какой угол (в градусах) поворачивается минутная стрелка пока часовая проходит ?
Решение.
Минутная стрелка движется в 12 раз быстрее часовой, поэтому она пройдёт 24°.
Ответ: 24.
4.На сколько градусов повернется Земля вокруг своей оси за 7 часов?
Решение.
За сутки Земля совершает полный оборот, то есть поворачивается на 360°. Следовательно, за один час Земля поворачивается на 360° : 24 = 15°. Получаем, что за 7 часов Земля поворачивается на 7 · 15° = 105°.
Ответ: 105.
5. За сколько часов Земля повернется вокруг своей оси на 120°?
Решение.
За сутки Земля совершает полный оборот, то есть поворачивается на 360°. Следовательно, за один час Земля поворачивается на 360° : 24 = 15°. Получаем, что на 120° часов Земля поворачивается за 120° : 15° = 8 часов.
Ответ: 8.
Углы
6. Колесо имеет 18 спиц. Углы между соседними спицами равны. Найдите угол, который образуют две соседние спицы. Ответ дайте в градусах.
Решение.
Колесо представляет собой круг, 18 спиц которого делят на 18 круговых секторов. Так как развёрнутый угол равен 360° для каждого из секторов имеем:
Ответ: 20.
7. На рисунке изображено колесо с пятью спицами.
Сколько спиц в колесе, в котором угол между любыми соседними спицами равен 18°?
Решение.
Колесо представляет собой круг. Количество спиц совпадает с количеством секторов на которые ими оно делится. Так как развёрнутый угол 360°, а угол между спицами равен 18°, имеем: Поэтому спиц в колесе 20 штук.
Ответ: 20.
8. Сколько спиц в колесе, если угол между соседними спицами равен 8°?
Решение.
Пусть в колесе n спиц. Колесо представляет собой круг, n спиц которого делят его на n круговых секторов. Так как полный угол равен 360°, для каждого из секторов имеем: Откуда
Ответ: 45.
Разные задачи
1. В 60 м одна от другой растут две сосны. Высота одной 31 м, а другой — 6 м. Найдите расстояние (в метрах) между их верхушками.
Решение.
Две сосны являются основаниями прямоугольной трапеции. Не перпендикулярная основаниям боковая сторона является расстоянием между верхушками. Найдем это расстояние по теореме Пифагора:
Ответ: 65.
2 . Определите высоту дома, ширина фасада которого равна 8 м, высота от фундамента до крыши равна 4 м, а длина ската крыши равна 5 м.
Решение.
Крыша дома имеет форму равнобедренного треугольника. Высота этого треугольника является медианой и равна
Высота всего дома равна длине высоты крыши и высоты фундамента до крыши. Таким образом высота дома равна: 4 + 3 = 7 м.
Ответ: 7.
Разные задачи
3. Лестница соединяет точки A и B , расстояние между которыми равно 25 м. Высота каждой ступени равна 14 см, а длина — 48 см. Найдите высоту BC (в метрах), на которую поднимается лестница.
Решение.
Профиль каждой ступеньки имеет форму прямоугольного треугольника с катетами 14 и 48 см. Найдём гипотенузу каждого из них:
Так как расстояние от A до B равно 25 метрам можем найти количество ступеней: 25 : 0,5 = 50 шт.
По условию задачи высота одной ступени равна 14 см, таким образом, найдем высоту лестницы: 50 · 14 см = 700 см = 7 м.
Ответ: 7.
Разные задачи
4. Обхват ствола секвойи равен 4,8 м. Чему равен его диаметр (в метрах)? Ответ округлите до десятых.
Решение.
Поскольку длина окружности выражается через её диаметр формулой имеем
Ответ:1,5.
5. На карте показан путь Лены от дома до школы. Лена измерила длину каждого участка и подписала его. Используя рисунок, определите длину пути (в м), если масштаб 1 см : 10 000 см.
Решение.
Длина всего пути по карте равна 6 + 6 + 2 = 14 см. Так как масштаб равен 1 : 10 000, Лена прошла 140 000 см или 1 400 метров.
Ответ: 1400.
Заключение.
- В заключение хочется сказать, что умение выполнять несложные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с такими задачами мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно. Надеюсь, что моя работа найдет практическое применение не только на уроках математики и при подготовке к экзаменам, но и поможет в жизни после школы, даже если будущая профессия не будет связана с математикой.
Литература
- Открытый банк задач http :// oge.fipi.ru
- Решу ОГЭ https ://oge.sdamgia.ru /
- Ященко И.В. ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике / Под ред. И.В. Ященко. – М. Издательство «Экзамен». МЦНМО, 2017. – 479 с.
- Смирнова И.М., Смирнов В. А.: Геометрические задачи с практическим содержанием.—М.: МЦНМО, 2015—2-е изд., доп.—216 с.