СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Профессия - тьютор"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профессия - тьютор"»

Профессия – тьютор   Выполнила: Добросоцких Ирина Геннадиевна

Профессия – тьютор

Выполнила: Добросоцких Ирина Геннадиевна

Тьютор  – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Тьютор  работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение. Название  профессии  произошло от латинского tutor (защитник, опекун).  Несмотря на то, что профессия тьютор тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Тьютор  – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель.

Тьютор  работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение. Название  профессии  произошло от латинского tutor (защитник, опекун).

Несмотря на то, что профессия тьютор тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Для полного  усвоения обучающего материала  некоторым детям недостаточно одних уроков в школе, а точнее внимания со стороны школьного учителя. Безусловно, педагоги должны следить за тем, чтобы каждый ребенок понял то, о чем говорит учитель. Но не всегда получается это сделать, поскольку каждый школьник воспринимает информацию по-своему. Что делать, если какой-то предмет дается ребенку сложнее другого, или ему нужно больше времени, чтобы разобраться в теме, а отведенных школьной программой часов не хватает для этого? Именно в такой ситуации необходима помощь тьютора, который сопровождает и поддерживает ребенка на протяжении всего периода обучения, помогая ему восполнить пробелы в знаниях.

Для полного  усвоения обучающего материала  некоторым детям недостаточно одних уроков в школе, а точнее внимания со стороны школьного учителя. Безусловно, педагоги должны следить за тем, чтобы каждый ребенок понял то, о чем говорит учитель. Но не всегда получается это сделать, поскольку каждый школьник воспринимает информацию по-своему.

Что делать, если какой-то предмет дается ребенку сложнее другого, или ему нужно больше времени, чтобы разобраться в теме, а отведенных школьной программой часов не хватает для этого? Именно в такой ситуации необходима помощь тьютора, который сопровождает и поддерживает ребенка на протяжении всего периода обучения, помогая ему восполнить пробелы в знаниях.

Название профессии произошло от латинского tutorem (защитник, опекун). в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях» фиксируется в источниках с 1580 года. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился в конце XIV века в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже). Многие, хоть раз в жизни, слышали о "бродячих студентах" Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С XVII века сфера деятельности тьютора стала расширяться. Все большее значение в ней начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план учебной работы, следит за академической успеваемостью студентов и их подготовкой к университетским экзаменам. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы. В течение XVIII–XX веков в старейших университетах Англии она занимает центральное место в обучении. Лекционная система служила лишь дополнением к ней. Таким образом, тьютор – исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, сопровождая процесс индивидуального продвижения в школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования.

История тьюторства в России

1989-1990 гг.  – проект факультета тьюторства в Школе Культурной Политики  (П.Г. Щедровицкий), г.Москва.

1991 г.  – создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» (науч.рук. Т.М.Ковалева), г.Томск

1996-2013 гг., 2016 г.  – Всероссийские научно-практические тьюторские конференции (г.Томск)

2007 г.  – создание Межрегиональной тьюторской ассоциации

2008 г . – введение профессии «тьютор» в реестр профессий, в номенклатуру должностей 

с 2008 г.  – международные тьюторские конференции в Москве

2010 г.  – открытие  магистерской программы подготовки тьюторов (МПГУ)

2011-2017 гг.  – разработка корпоративного стандарта профессиональной тьюторской деятельности

2012 г. –  концепт тьюторской модели образования стал одним из победителей конкурса «Школа Сколково»

2012-2015 гг . – Проект «Разработка системы оценки качества условий индивидуализации образования», ФИП МОиН РФ

с 2012 г . – ежегодные  Летние университеты тьюторства  (Геленджик, Одесса, Владивосток, Чебоксары, Архангельск, в 2017 г. на Байкале)

с 2013 г.  – программа подготовки экспертов в сфере индивидуализации и тьюторства по корпоративным стандартам МТА.

Согласно должностным инструкциям, основными направлениями деятельности тьютора в школе могут быть:

  • организация индивидуальной работы обучающихся, выявление их особых интересов, способностей, оказание помощи в выборе оптимального для школьника профиля подготовки;
  • оказание помощи обучающимся в поиске информационных материалов для саморазвития;
  • поиск вместе с конкретным учеником причин неудач в обучении, ориентиров и целей в образовательной деятельности;
  • организация системы профориентационной работы с учетом индивидуальных запросов, интересов и способностей обучающихся;
  • оказание содействия в составлении индивидуальных учебных планов, планировании индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов;
  • оказание помощи обучающимся в самоанализе результатов учебной деятельности, корректировке индивидуальных учебных планов;
  • генерирование интеллектуальных и творческих способностей школьников для организации научно-исследовательской работы и внеурочных творческих мероприятий;
  • организация взаимодействия учеников и педагогов с целью решения проблем в обучении, а также формирования и корректировки личных образовательных стратегий;
  • координация работы с родителями по формированию индивидуальных учебных планов их детей;
  • координация использования инновационных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в организации индивидуального обучения;
  • консультирование обучающихся и родителей по вопросам реализации индивидуальных программ обучения;
  • анализ достижения учащимися образовательных цензов и др.

На первый взгляд может показаться, что подобные функции выполняют в школе и другие педагогические работники: психологи, социальные педагоги, классные руководители. Но тьютор, как правило, берет наставничество над теми, кому это наиболее необходимо. Он помогает найти подход к ученику в той ситуации, когда, скажем, у учителя-предметника это не получается. Возможно, в силу индивидуальных особенностей ребенок не может воспринимать учебный материал при групповом обучении, ему для усвоения нужно больше времени или применение других методик. Тьютор призван помочь ученику разобраться в своих неудачах и спланировать индивидуальную стратегию достижения учебных целей. 

Дети с ограниченными возможностями требуют индивидуального подхода в обучении по состоянию здоровья . Тьютор не выполняет с ними функции няни, оказывая лишь физическую помощь в перемещении. Задача тьютора в инклюзивном образовании – быть посредником между детьми с ОВЗ и педагогами, родителями, опекунами и т. п. в оказании таким детям помощи в обучении и воспитании, эффективном использовании их физических и интеллектуальных возможностей, раскрытии потенциала, формировании и развитии личности. Тьютор должен стимулировать стремление к самостоятельности, помогая там, где ее проявить трудно или невозможно.

Как стать тьютором? Ряд образовательных организаций предлагает образовательные курсы, по окончании которых Слушатели получают квалификацию тьютора. Учиться на тьютора вы можете по программе профессиональной переподготовки « Тьюторское сопровождение обучающихся », разработанной экспертами АНО ВО «МИСАО» - ГАПС. Объем программы – 340 часов, продолжительность обучения – 3,5 месяца. Реализация учебного плана курса предполагает изучение таких вопросов: Основы коррекционной педагогики и инклюзивного образования. Теория и методика деятельности тьютора. Психолого-педагогические методы диагностики и консультирования. Методика разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Методика работы тьютора с детьми с ОВЗ.

Как стать тьютором?

Ряд образовательных организаций предлагает образовательные курсы, по окончании которых Слушатели получают квалификацию тьютора.

Учиться на тьютора вы можете по программе профессиональной переподготовки « Тьюторское сопровождение обучающихся », разработанной экспертами АНО ВО «МИСАО» - ГАПС. Объем программы – 340 часов, продолжительность обучения – 3,5 месяца. Реализация учебного плана курса предполагает изучение таких вопросов:

  • Основы коррекционной педагогики и инклюзивного образования.
  • Теория и методика деятельности тьютора.
  • Психолого-педагогические методы

диагностики и консультирования.

  • Методика разработки индивидуальных

образовательных маршрутов.

  • Методика работы тьютора с детьми с ОВЗ.
Где тьютор может работать? Услуги тьютора востребованы во всех образовательных учреждениях – от детских садов до колледжей и университетов. В России тьюторство как система находится на начальном этапе своего становления. На сегодняшний день тьюторы работают в основном в инклюзивных школах и детских садах, а также альтернативных образовательных организациях, практикующих домашнее обучение с применением дистанционных технологий. Если говорить о том, сколько получают тьюторы, следует отметить, что это зависит от многих факторов: региона, должности, педагогического стажа, формы собственности и специфики образовательной организации. В различных регионах России их зарплата колеблется в пределах 12 – 40 тысяч, в Москве – от 30 до 70 тысяч рублей.

Где тьютор может работать?

Услуги тьютора востребованы во всех образовательных учреждениях – от детских садов до колледжей и университетов. В России тьюторство как система находится на начальном этапе своего становления. На сегодняшний день тьюторы работают в основном в инклюзивных школах и детских садах, а также альтернативных образовательных организациях, практикующих домашнее обучение с применением дистанционных технологий.

Если говорить о том, сколько получают тьюторы, следует отметить, что это зависит от многих факторов: региона, должности, педагогического стажа, формы собственности и специфики образовательной организации. В различных регионах России их зарплата колеблется в пределах 12 – 40 тысяч, в Москве – от 30 до 70 тысяч рублей.

Тьютор для детей с ОВЗ Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации. Задачи тьютора:  1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. 2. Обеспечить социализацию ребенка. 3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы. Тьюторские функции Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс. Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации. Ведет дневник наблюдений. Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса. Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Тьютор для детей с ОВЗ

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации. Задачи тьютора:

1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.

2. Обеспечить социализацию ребенка.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

Тьюторские функции

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

Ведет дневник наблюдений.

Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.

2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы.

4. Индивидуальный подход . Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической.

5. Индивидуализация . Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно.

Коммуникация с ребенком

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок

На уроке:

  • Привлекает внимание к учителю: «Смотри На Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово...».
  • Использует письмо «рука в руке».
  • Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание.
  • Выбирает для выполнения более доступные задания.
  • Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.

На переменах:

  • Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.
  • Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.
  • Помогает ребенку решать конфликты.
  • Отвечает на нетактичные вопросы детей

Главное для тьютора  — иметь доверительные и эмоциональные отношений с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний. В результате тьюторского сопровождения у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

Коммуникация с родителями.  Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию. Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах. Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел. Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений. Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий. Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога. Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников. Знакомит родителей с одноклассниками ребенка. Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.

Коммуникация с родителями.

  • Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.
  • Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.
  • Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.
  • Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.
  • Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий. Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога. Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.
  • Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.
  • Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.
Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия. Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.

Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия. Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!