СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация пути повышения эффективности уроков биологии(примеры)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация

Просмотр содержимого документа
«Презентация пути повышения эффективности уроков биологии(примеры)»

Пути повышения эффективности уроков биологии Денисова Ю.В. Учитель биологии МОУ СОШ №20 им. Н.З,Бирюкова

Пути повышения эффективности уроков биологии

Денисова Ю.В. Учитель биологии МОУ СОШ №20 им. Н.З,Бирюкова

Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается. Адольф Дистервег

Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.

Адольф Дистервег

несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса перегрузка однообразным учебным материалом ограниченные возможности для творческого самопроявления

несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса

перегрузка однообразным учебным материалом

ограниченные возможности для творческого самопроявления

От чего зависит эффективность урока  на первом этапе: -от конкретности поставленной задачи -от установления средств достижения цели -от определения способа действия

От чего зависит эффективность урока

  • на первом этапе:

-от конкретности

поставленной

задачи

-от установления

средств достижения

цели

-от определения

способа действия

Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения Уроки –викторины Урок-поиск Урок –конференция Урок-игра Урок-путешествие Урок игра Урок КВН Интегрированный урок и тд

Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения

  • Уроки –викторины
  • Урок-поиск
  • Урок –конференция
  • Урок-игра
  • Урок-путешествие
  • Урок игра
  • Урок КВН
  • Интегрированный урок и тд
Эффективность урока зависит от использования методических приемов Демонстрационные модели(слайды, презентации) Графические(схемы, рисунки, записи) Логические приемы( обобщения, анализ,систематизация0 Приемы новизны(включение новых интересных фактов)

Эффективность урока зависит от использования методических приемов

  • Демонстрационные модели(слайды, презентации)
  • Графические(схемы, рисунки, записи)
  • Логические приемы( обобщения, анализ,систематизация0
  • Приемы новизны(включение новых интересных фактов)
Эффективность усвоения материала может быть повышена  путем применения решения задач!      Расчетная задача - та, которая требует математических вычислений; Аналитическая задача (творческая) - это проблема (проблемный вопрос), которую ребенок должен решить. Использование задач достигает следующих обучающих и развивающих целей: закреплять знания, т.е. использовать полученные знания в новой и нестандартной ситуации; учиться научно и творчески мыслить и биологически грамотно, красиво излагать свои мысли; развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей; приобретать навыки получения, обработки и представления знаний как в устной так и в письменной форме; развивать познавательный интерес учащихся; приобретать навыки индивидуальной и совместной работы в группах или в парах; повышать мотивацию и привлекать к теме урока; дать возможность ученику показать свою эрудицию, творческие способности и т.д.

Эффективность усвоения материала может быть повышена путем применения решения задач!  

Расчетная задача - та, которая требует математических вычислений;

Аналитическая задача (творческая) - это проблема (проблемный вопрос), которую ребенок должен решить.

  • Использование задач достигает следующих обучающих и развивающих целей:
  • закреплять знания, т.е. использовать полученные знания в новой и нестандартной ситуации;
  • учиться научно и творчески мыслить и биологически грамотно, красиво излагать свои мысли;
  • развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей;
  • приобретать навыки получения, обработки и представления знаний как в устной так и в письменной форме;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • приобретать навыки индивидуальной и совместной работы в группах или в парах;
  • повышать мотивацию и привлекать к теме урока;
  • дать возможность ученику показать свою эрудицию, творческие способности и т.д.
Примеры расчетных задач Известно, что один среднего размера дождевой червь съедает 0,61 г сухого органического вещества в течение месяца. На площади 1 м2 обитает 30 таких червей. Сколько органического вещества смогут переработать черви за полгода на площади 1 га? Кольчатые черви 7 Маша и Таня ка­та­лись на ро­ли­ко­вых конь­ках в те­че­ние 2 часов, после чего ре­ши­ли пе­ре­ку­сить в одном из ре­сто­ра­нов быст­ро­го пи­та­ния. Рас­счи­тай­те, что стоит съесть каж­дой из них, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энер­го­за­тра­ты. При вы­бо­ре учти­те, что Таня очень любит слад­кое и пред­по­чи­та­ет не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жир­ные мяс­ные блюда и не мыс­лит обеда без га­зи­ров­ки . Обмен веществ и энергии 8

Примеры расчетных задач

Известно, что один среднего размера дождевой червь съедает 0,61 г сухого органического вещества в течение месяца. На площади 1 м2 обитает 30 таких червей. Сколько органического вещества смогут переработать черви за полгода на площади 1 га?

Кольчатые черви

7

Маша и Таня ка­та­лись на ро­ли­ко­вых конь­ках в те­че­ние 2 часов, после чего ре­ши­ли пе­ре­ку­сить в одном из ре­сто­ра­нов быст­ро­го пи­та­ния. Рас­счи­тай­те, что стоит съесть каж­дой из них, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энер­го­за­тра­ты. При вы­бо­ре учти­те, что Таня очень любит слад­кое и пред­по­чи­та­ет не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жир­ные мяс­ные блюда и не мыс­лит обеда без га­зи­ров­ки .

Обмен веществ и энергии

8

Примеры аналитических задач   Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните. Корень Немецкая поговорка гласит: «Хорошо пережевано – наполовину переварено». Объясните её смысл с позиции физиологии пищеварения в ротовой полости и желудке. 6 Пищеварительная система Какой метод в селекции животных используется для сохранения признаков породы крупного рогатого скота? Объясните почему. 8 Селекция Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно? Ответ поясните. 9 Факторы среды Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб? 11 Биогеоценоз. Экосистема. 9

Примеры аналитических задач

Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.

Корень

Немецкая поговорка гласит: «Хорошо пережевано – наполовину переварено». Объясните её смысл с позиции физиологии пищеварения в ротовой полости и желудке.

6

Пищеварительная система

Какой метод в селекции животных используется для сохранения признаков породы крупного рогатого скота? Объясните почему.

8

Селекция

Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно? Ответ поясните.

9

Факторы среды

Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

11

Биогеоценоз. Экосистема.

9

Прием парадоксальные факты Известный врач А.Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Картофель имеет красивые цветки – белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?  Дарвин установил факт зависимости между урожаем клевера и числом кошек живущих в местности. (Разоряют гнезда шмелей).

Прием парадоксальные факты

Известный врач А.Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?

Картофель имеет красивые цветки – белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?

Дарвин установил факт зависимости между урожаем клевера и числом кошек живущих в местности. (Разоряют гнезда шмелей).

Проблемные ситуации В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Как объяснить это явление? Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?

Проблемные ситуации

  • В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Как объяснить это явление?
  • Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?
Анализ жизненных ситуаций Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как объяснить это явление?  Мы встречам людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?

Анализ жизненных ситуаций

  • Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как объяснить это явление?
  • Мы встречам людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?
Прием новизны Учащиеся как правило с интересом воспринимают материал, содержащий сведения необычные, загадочные, неожиданные, удивительные. Например: на Земле есть удивительные живые организмы – лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках заблудившихся в пустыне, они потеряли надежду на спасение, вдруг увидели маленькие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть, при этом, почувствовав прилив сил , они смогли преодолеть оставшийся путь, а упавшую с неба пищу назвали манной небесной, это был кочующий лишайник. Почему лишайники способствуют повышению жизненного тонуса и  почему с лишайниками связана первичная сукцессия.

Прием новизны

  • Учащиеся как правило с интересом воспринимают материал, содержащий сведения необычные, загадочные, неожиданные, удивительные.
  • Например: на Земле есть удивительные живые организмы – лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках заблудившихся в пустыне, они потеряли надежду на спасение, вдруг увидели маленькие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть, при этом, почувствовав прилив сил , они смогли преодолеть оставшийся путь, а упавшую с неба пищу назвали манной небесной, это был кочующий лишайник.
  • Почему лишайники способствуют
  • повышению жизненного тонуса и
  • почему с лишайниками связана первичная сукцессия.
Выдвижение проблемной ситуации Например: При порезе кожи кровь в скорее свертывается и перестаёт течь. Почему кровь не свертывается в сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течёт и не свертывается? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых болезней? Урок. Внутренняя среда организма. Изучение состава крови. Учитель может сказать: «Кровь – это жидкая соединительная ткань». Учитель ставит вопрос: «Мы знаем, что организм состоит из тканей, а что же такое кровь?».

Выдвижение проблемной ситуации

Например: При порезе кожи кровь в скорее свертывается и перестаёт течь. Почему кровь не свертывается в сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течёт и не свертывается? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых болезней?

Урок. Внутренняя среда организма. Изучение состава крови. Учитель может сказать: «Кровь – это жидкая соединительная ткань». Учитель ставит вопрос: «Мы знаем, что организм состоит из тканей, а что же такое кровь?».

Черный ящик Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся ввиду? Что находится в черном ящике?

Черный ящик

  • Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся ввиду? Что находится в черном ящике?
Креативные задания Тема «Простейшие» Опишите амебу обыкновенную используя только прилагательные. Составьте вопросы про инфузорию –туфельку, используя слова: «кто», «что», «зачем», «где», «чем», «когда», «как». Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки : «От худого семени не жди доброго племени» «Достанется тебе ухо от селедки»

Креативные задания

  • Тема «Простейшие»
  • Опишите амебу обыкновенную используя только прилагательные.
  • Составьте вопросы про инфузорию –туфельку, используя слова: «кто», «что», «зачем», «где», «чем», «когда», «как».
  • Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки :
  • «От худого семени не жди доброго племени»
  • «Достанется тебе ухо от селедки»
Игровые методики   Сюжетно – ролевая игра . «ГОСТИ ЗЕМЛИ». Может быть проведена в конце урока при закреплении материала по изучаемой группе живых организмов, например при изучении морских бурых и красных водорослей. Класс делится на 2 группы «земляне» и « инопланетяне». Учитель сообщает, что на Землю прилетел космический корабль с планеты созвездие Льва, опустился на воду и … запутался в водорослях – оказывается , он сел в Саргассовом море. Корабль послал сигнал «SOS», и на помощь ему прибыла экспедиция землян. И, естественно, у гостей Земли оказалось очень много вопросов по поводу того, что это их окружает. Команда инопланетян задает составленные вопросы, а команда землян отвечает. Учитель регулирует правильность вопрос и ответов.

Игровые методики

Сюжетно – ролевая игра . «ГОСТИ ЗЕМЛИ».

Может быть проведена в конце урока при закреплении материала по изучаемой группе живых организмов, например при изучении морских бурых и красных водорослей.

  • Класс делится на 2 группы «земляне» и « инопланетяне».
  • Учитель сообщает, что на Землю прилетел космический корабль с планеты созвездие Льва, опустился на воду и … запутался в водорослях – оказывается , он сел в Саргассовом море. Корабль послал сигнал «SOS», и на помощь ему прибыла экспедиция землян. И, естественно, у гостей Земли оказалось очень много вопросов по поводу того, что это их окружает.
  • Команда инопланетян задает составленные вопросы, а команда землян отвечает. Учитель регулирует правильность вопрос и ответов.
ИГРА « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»  По теме «Класс пресмыкающиеся». Учащимся раздаются карточки с рисунками и названиями пресмыкающихся. Нужно отобрать лишнее слово и обосновать свой выбор.  1. уж, желтопузик, кобра, кобра (желтопузик- ящерица).  2. хамелеон, крокодил, тритон, черепаха (тритон- земноводное)  3. гадюка, желтопузик, агама, веретеница (гадюка- змея).  4. прыткая ящерица, варан, уж, черепаха (черепаха- отр. Черепахи).  5. гадюка, уж, медянка, кобра (кобра не обитает в средней полосе).

ИГРА « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

По теме «Класс пресмыкающиеся».

Учащимся раздаются карточки с рисунками и названиями пресмыкающихся. Нужно отобрать лишнее слово и обосновать свой выбор.

  • 1. уж, желтопузик, кобра, кобра (желтопузик- ящерица).
  • 2. хамелеон, крокодил, тритон, черепаха (тритон- земноводное)
  • 3. гадюка, желтопузик, агама, веретеница (гадюка- змея).
  • 4. прыткая ящерица, варан, уж, черепаха (черепаха- отр. Черепахи).
  • 5. гадюка, уж, медянка, кобра (кобра не обитает в средней полосе).
 Эффективность урока зависит в большой степени не только от квалификации учителя, но и от взаимопонимания с учащимися, от умения сформировать мотивацию к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
  • Эффективность урока зависит в большой степени не только от квалификации учителя, но и от взаимопонимания с учащимися, от умения сформировать мотивацию к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!