Пути повышения эффективности уроков биологии
Денисова Ю.В. Учитель биологии МОУ СОШ №20 им. Н.З,Бирюкова
Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.
Адольф Дистервег
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса
перегрузка однообразным учебным материалом
ограниченные возможности для творческого самопроявления
От чего зависит эффективность урока
-от конкретности
поставленной
задачи
-от установления
средств достижения
цели
-от определения
способа действия
Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения
- Уроки –викторины
- Урок-поиск
- Урок –конференция
- Урок-игра
- Урок-путешествие
- Урок игра
- Урок КВН
- Интегрированный урок и тд
Эффективность урока зависит от использования методических приемов
- Демонстрационные модели(слайды, презентации)
- Графические(схемы, рисунки, записи)
- Логические приемы( обобщения, анализ,систематизация0
- Приемы новизны(включение новых интересных фактов)
Эффективность усвоения материала может быть повышена путем применения решения задач!
Расчетная задача - та, которая требует математических вычислений;
Аналитическая задача (творческая) - это проблема (проблемный вопрос), которую ребенок должен решить.
- Использование задач достигает следующих обучающих и развивающих целей:
- закреплять знания, т.е. использовать полученные знания в новой и нестандартной ситуации;
- учиться научно и творчески мыслить и биологически грамотно, красиво излагать свои мысли;
- развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей;
- приобретать навыки получения, обработки и представления знаний как в устной так и в письменной форме;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- приобретать навыки индивидуальной и совместной работы в группах или в парах;
- повышать мотивацию и привлекать к теме урока;
- дать возможность ученику показать свою эрудицию, творческие способности и т.д.
Примеры расчетных задач
Известно, что один среднего размера дождевой червь съедает 0,61 г сухого органического вещества в течение месяца. На площади 1 м2 обитает 30 таких червей. Сколько органического вещества смогут переработать черви за полгода на площади 1 га?
Кольчатые черви
7
Маша и Таня катались на роликовых коньках в течение 2 часов, после чего решили перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. Рассчитайте, что стоит съесть каждой из них, чтобы компенсировать их энергозатраты. При выборе учтите, что Таня очень любит сладкое и предпочитает не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жирные мясные блюда и не мыслит обеда без газировки .
Обмен веществ и энергии
8
Примеры аналитических задач
Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.
Корень
Немецкая поговорка гласит: «Хорошо пережевано – наполовину переварено». Объясните её смысл с позиции физиологии пищеварения в ротовой полости и желудке.
6
Пищеварительная система
Какой метод в селекции животных используется для сохранения признаков породы крупного рогатого скота? Объясните почему.
8
Селекция
Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно? Ответ поясните.
9
Факторы среды
Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?
11
Биогеоценоз. Экосистема.
9
Прием парадоксальные факты
Известный врач А.Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?
Картофель имеет красивые цветки – белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?
Дарвин установил факт зависимости между урожаем клевера и числом кошек живущих в местности. (Разоряют гнезда шмелей).
Проблемные ситуации
- В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Как объяснить это явление?
- Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?
Анализ жизненных ситуаций
- Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как объяснить это явление?
- Мы встречам людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?
Прием новизны
- Учащиеся как правило с интересом воспринимают материал, содержащий сведения необычные, загадочные, неожиданные, удивительные.
- Например: на Земле есть удивительные живые организмы – лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках заблудившихся в пустыне, они потеряли надежду на спасение, вдруг увидели маленькие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть, при этом, почувствовав прилив сил , они смогли преодолеть оставшийся путь, а упавшую с неба пищу назвали манной небесной, это был кочующий лишайник.
- Почему лишайники способствуют
- повышению жизненного тонуса и
- почему с лишайниками связана первичная сукцессия.
Выдвижение проблемной ситуации
Например: При порезе кожи кровь в скорее свертывается и перестаёт течь. Почему кровь не свертывается в сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течёт и не свертывается? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых болезней?
Урок. Внутренняя среда организма. Изучение состава крови. Учитель может сказать: «Кровь – это жидкая соединительная ткань». Учитель ставит вопрос: «Мы знаем, что организм состоит из тканей, а что же такое кровь?».
Черный ящик
- Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся ввиду? Что находится в черном ящике?
Креативные задания
- Опишите амебу обыкновенную используя только прилагательные.
- Составьте вопросы про инфузорию –туфельку, используя слова: «кто», «что», «зачем», «где», «чем», «когда», «как».
- Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки :
- «От худого семени не жди доброго племени»
- «Достанется тебе ухо от селедки»
Игровые методики
Сюжетно – ролевая игра . «ГОСТИ ЗЕМЛИ».
Может быть проведена в конце урока при закреплении материала по изучаемой группе живых организмов, например при изучении морских бурых и красных водорослей.
- Класс делится на 2 группы «земляне» и « инопланетяне».
- Учитель сообщает, что на Землю прилетел космический корабль с планеты созвездие Льва, опустился на воду и … запутался в водорослях – оказывается , он сел в Саргассовом море. Корабль послал сигнал «SOS», и на помощь ему прибыла экспедиция землян. И, естественно, у гостей Земли оказалось очень много вопросов по поводу того, что это их окружает.
- Команда инопланетян задает составленные вопросы, а команда землян отвечает. Учитель регулирует правильность вопрос и ответов.
ИГРА « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
По теме «Класс пресмыкающиеся».
Учащимся раздаются карточки с рисунками и названиями пресмыкающихся. Нужно отобрать лишнее слово и обосновать свой выбор.
- 1. уж, желтопузик, кобра, кобра (желтопузик- ящерица).
- 2. хамелеон, крокодил, тритон, черепаха (тритон- земноводное)
- 3. гадюка, желтопузик, агама, веретеница (гадюка- змея).
- 4. прыткая ящерица, варан, уж, черепаха (черепаха- отр. Черепахи).
- 5. гадюка, уж, медянка, кобра (кобра не обитает в средней полосе).
- Эффективность урока зависит в большой степени не только от квалификации учителя, но и от взаимопонимания с учащимися, от умения сформировать мотивацию к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.