Муниципальное бюджетное дошкольное
обровательное учреждение
«ДС №29 «Чебурашка»города Евпатории Республики Крым
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Профессиональный стандарт,как импульс к творческому развитию педагога ДОУ».
Подготовила :
старший воспитатель
Щеткова О.А
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм.от 25.12.2014)
*
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,
среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»
\ И
||llVM'Vy ||
ПРОФСТАНДАРТ
ПЕДАГОГА
Профессиональный стандарт педагога —
*
основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.
I (
|| Irw'Wf Ц
ПРОФСТАНДАРТ
ПЕДАГОГА
Цель применения профстандарта
Обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества
образования.
ПРОФСТАНДАРТ
ПЕДАГОГА
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Профстандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на
международный уровень.
Четыре группы компетенций по сферам профессиональной деятельности .
ПРОФСТАНДАРТ
ПЕДАГОГА
Нормативно-правовая сфера
Практическое применение положений законодательства о правах ребёнка и образовании, а также ФГОС.
Выполнение требований официальных документов, которые регулируют деятельность школы и проведение мероприятий вне её.
•
Психолого-физиологическая сфера
Использование знаний возрастной психологии и закономерностей, индивидуальных особенностей жизненного пути, социализации личности, диагностических приёмов.
Ориентация в образовательном процессе на индивидуальные особенности воспитанника.
Владение и использование основ психодиагностики и диагностики основных признаков отклонений развития детей.
Социально-культурологическая сфера
Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их использование в образовательном и воспитательном процессе.
Умение эффективно взаимодействовать с родителями, используя знания о закономерностях семейных отношений.
Умение работать со смешанными сообществами, в которые входят дети и взрослые.
ПРОФСТАНДАРТ
ПЕДАГОГА
Общепедагогическая сфера
Применение современных педагогических и воспитательных технологий, дидактических приёмов,
принципов деятельностного подхода.
Понимание и использование научных представлений о результатах обучения, способах их достижения и оценки.
Проектирование образовательного процесса с использованием закономерностей его организации.
Применение теории и технологии учёта возрастных особенностей воспитанников.
о
L ——
|| Irw'Wf Ц
.
Термины и определения применительно
к педагогу
Квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных
задач .
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
||llVM'Vy ||
ТЕСТ
«КОМПЕТЕНТНЫЙ ПЕДАГОГ»
Расшифруйте ФГОС ДО?
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Какие требования определяет ФГОС ДО?
ФГОС ДО ОПРЕДЕЛЯЕТ СОВОКУПНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Что такое ООП МБДОУ?
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Что такое целевые ориентиры?
ЦЕЛЕВЫЕ РИЕНТИРЫ -ЭТО СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗМОЖНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сколько образовательных областей входит в содержание психолого-педагогической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования? Назовите их.
1.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
2.СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
3.ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
5.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ………
1.СОДЕРЖАТЕЛЬНО-НАСЫЩЕННОЙ
2.ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ
3.ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
4.ВАРИАТИВНОЙ
5.ДОСТУПНОЙ
6.БЕЗОПАСНОЙ
Содержание Профстандарта педагога
Трудовые действия педагога :
- Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
- Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы
- Развитие профессионально значимых компетенций
- Формирование психологической готовности к школьному обучению
- Организация различных видов детской деятельности
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
№
п/
п
1
Дети раннего возраста (1 год - 3 года)
2
Дети дошкольного возраста (3 года — 8 лет)
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
3
4
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
5
Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
6
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
7
Конструирование из разного материала
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
Изобразительная (рисование, лепка
8
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
9
Музыкальная ( пение, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Двигательная активность
Двигательная (овладение основными движениями)
Содержание Профстандарта педагога:
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
- Владеть ИКТ-компетентностями.
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
Содержание Профстандарта педагога
ЗНАЕТ
- Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
- Рабочую программу и методику обучения.
- Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
- Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу :
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
17 . Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ (в том числе дополнительного образования).
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.
Творческое задание «Портрет педагога»
Вашим группам предлагается составить портрет
современного педагога .
Первая группа записывает личностные качества современного педагога
Вторая группа-профессиональные качества
современного педагога
Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность,опрятность, наблюдательность, готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию (эмпатия),
---- педагогическую направленность , как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
------ эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
----- педагогический такт , проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
------ педагогическую зоркость , предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
------ педагогический оптимизм , основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы; культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;
--------- педагогическую рефлексию , как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Профессиональные качества педагога :
любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение методикой, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство , трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.
Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
Информационно-коммуникационная компетентность
Акмеологическая компетентность
Презентационная компетентность
Исследовательская компетентность
Коммуникативная компетентность
Психолого-педагогическая компетентность
Методологическая компетентность
Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации
Компетентность
Содержание компетентности
Методологическая компетентность
Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДОУ, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.
Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации
Компетентность
Содержание компетентности
Психолого-педагогическая компетентность
Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).
Содержание педагогических компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации
Компетентность
Содержание компетентности
Коммуникативная компетентность
Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
Исследовательская компетентность
Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы
Презентационная компетентность
Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.
Акмеологическая компетентность
Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
Информационно-коммуникационной компетентности
Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности
по следующим направлениям:
воспитательно-образовательной деятельности
учебно–методической деятельности
социально–педагогической деятельности
Воспитательно–образовательная деятельность
предполагает следующие критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса;
- создание развивающей среды;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Показатели компетентности педагога:
- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя
предполагает следующие критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Показатели компетентности:
- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей;
- умение грамотно интегрировать содержание образования.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей;
- защита интересов и прав.
Показатели компетентности:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога
- Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
- Работа в методических объединениях, творческих группах.
- Исследовательская, экспериментальная деятельность.
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
- Различные формы педагогической поддержки.
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
- Обобщение собственного педагогического опыта.
- Проблемные семинары и вебинары.
- Работа по самообразованию.
Назовите формы представления
результатов
П едагогической деятельности
,
||hvM'vy ||
Формы представления результатов педагогической
деятельности
I Разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.,
I Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
I Разработка дидактических материалов, наглядных пособий;
||hvM'vy ||
I Разработка и проведение открытых занятий;
I Участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;
I Обобщение опыта по работы педагога.
Назовите продукты
педагогической
деятельности педагога
||hvM'vy ||
Продукты педагогической деятельности педагога
I Конспекты НОД
I Портфолио
I Творческий отчет
I Мастер-класс
I Творческая мастерская
I Педагогический проект
I Отчет о результатах деятельности
инновационной
||hvM'vy ||
I Профессиональные конкурсы
I Презентация опыта работы педагога.
ПРОФСТАНДАРТ
ПЕДАГОГА
«В деле обучения и воспитания, ничего нельзя улучшить, минуя голову педагога»
К.Д.Ушинскцй
) 4л, ‘-'si* JI
L ——
|| Irw'Wf Ц