Система педагогической деятельности учителя технологии МАОУ «СОШ №25 » Кушеева Батора Нимаевича
Учитель должен уметь спуститься до уровня невежества ученика и вместе с ним постепенно и поэтапно подниматься к вершинам знаний.
Тема над которой я работаю « Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках технологии ». Для её развития я использую следующие приёмы:
- -применение метода проектов;
- -использование ИКТ на уроках технологии;
- -проблемное обучение;
- -самостоятельный поиск;
- -учебно-исследовательская деятельность;
- -применение занимательного материала ввиде головоломок разного рода , заданий на техническую смекалку
Всё это в комплексе даёт повышение результативности образовательной деятельности.
Основные тезисы системы педагогической деятельности
. формирование у учащихся ключевых и допрофессиональных компетентностей средствами предмета технология
- -развитие творческих способностей учащихся ,
- -планирование учащимися способов достижения намеченной цели
- -формирование у учащихся познавательных универсальных действий, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
- -привитие коммуникативных универсальных действий, отражающие умение действовать в составе команды, группы, объедине ния и т.д.
Пути решения возникающих проблем
-знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности.
-от примеров надо идти к правилам, от предметов — к обозначающим их словам
-на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;
-преподавание должно быть энергичным, чтобы «будить»
- школа будущего требует от учителя существенного сокращения времени на передачу знаний и применения таких технологий, которые будут активизировать саморазвитие ученика. «Человек может получить только «свое» образование. Компетентный человек предлагает себя сам».
-работодателя не интересует на родном или неродном языке говорит человек, много ли он знает о том или ином узком предмете. Его больше будет интересовать способность будущего работника к коллективному труду, его коммуникативная и информационная компетентности
И я выбрал в качестве наиболее эффективного средства одну их педагогических технологий- игровую- головоломки , сразу оговорюсь, использую их как фрагмент урока
Головоломки - как средство активизации мыслительной деятельности
- Главная задача системы образования- научить учащихся самостоятельно думать, размышлять, анализировать, делать выводы. И в этом неоценимую услугу оказывают задачи- головоломки,
- Они известны человечеству с древнейших времен ,являясь прекрасным средством развития логического мышления, пространственного воображения, внимательности, терпения, сообразительности и наблюдательности.
Основные принципы
В зависимости от характера используемого материала их можно разделить на 2(две) основные группы:
1.Вербальные(словесные).
2.Технические(построены на предметном материале).
Головоломки носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по всей внешней форме те задачи, в частности учебного процесса, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни, но в этом-то и состоит их достоинство.
Первый шаг
Объяснение:»Остров в океане»
А –остров в океане ,очень маленький, необитае
мый ,размером с тетрадный лист.
В –океан, очень большой, глубокий -10 км, широкий –расстояние до самой дальней звезды.
С –суша, земля.
Задача: Перебраться с острова А на сушу С.
у вас собой ничего нет, находитесь только в
плавках или в купальном костюме.
Если вы не переберетесь на сушу С, то умре-
те от голода и жажды.
У задачи есть решение. (достижение выс-
шей математики, решена в 60-70-х годах прош
го века.)
У задачи нет решения, когда когда отсутствует
суша, земля С, если остров А находится в бес-
крайнем, безбрежном океане.
Именно на этом принципе основаны все
фокусы, гипнозы артистов оригинального жанра.
А
Второй шаг
Протащить верблюда через игольное ушко.
Данная задача имеет решение если есть ушко и разумеется не имеет решения, если ушко отсутствует. (?).
Решение: Как известно, между молекулами и атомами любого тела есть огромные (условно) расстояния относительно, конечно размеров самих молекул и атомов. Так вот если атомы и молекулы этого самого верблюда расположить вплотную друг к другу, без зазоров (расстояний), то эта задача вполне решаема.
По-другому: Тонкие оболочки
Типы головоломок.
Словесные(вербальные)
1.Что находится в самой середине Земли ?:
Ответ: Буква «М».
2.Что будет?:3+3+3+… .
Ответ : Дырка.
Технические.
Задание: необходимо их разъединить, не сгибая подковы, не рвать веревки, все четыре петли завязаны мертвым узлом и каждая петля не проходит через стрелку(ширина стрелок намного больше окружности петли)
Подковы изготовлены из твердого непластичного материала , как например стекло.
Узлы не развязывать!.
Проволочная головоломка.
Задание: Снять кольцо.
Требование :Кольцо и полурамы без разъемов(приварены или припаены)
Окружность и диаметр кольца во много раз меньше внешней стороны рамок.
Материал кольца и рамок очень твердый, закаленный ,не гнется, а ломается , чуть пружинит.
Примерные пожелания (полушутливые, полусерьезные)
- Это же так легко, что даже думать не надо.(?)
- Голова-то у вас умная, да только в ней мозгов не хватает.
- Голова –это тот орган человека ,с помощью которого, мы думаем что мы…думаем.
- Голову ломать, а не головоломку ,у кого-то не хватает терпения)
Значение задач-головоломок
- Преодолеть инерцию мышления
- За кажущейся простотой скрывается сложный путь размышлений
- Открывается множество ложных направлений , только один путь ведёт к правильному решению
- От учащихся требуется проявить такие качества как логическое мышление, пространственное воображение, внимательность, терпение, сообразительность и наблюдательность.
Пример внедрения задач-головоломок на уроках технологии
- Изготовление цилиндрической детали(эстафетной палочки, ручки от швабры, лопаты ,круглой шайбы и т.д. и т.п,)
- В начале занятия задаётся всему классу загадка: сколько будет если 4-4=……..(просьба к ребятам не спешить с ответом)
- Правильный ответ: 4-4=8.(???). Почему???
- Правильный ответ: 4-4=8.(???). Почему???
- Пояснение: сначала у заготовки 4 (четыре)угла:
- Затем убираем)прострагиваем эти 4 (четыре)угла и получаем 8(восьмиугольное) сечение:
- Затем 16 –ти,32-х угольное ,а потом уже круглое
Необходимые пояснения
- когда у человека от умственного напряжения наступает как «ступор»,т.е.как бы «туман в голове» от невозможности решить задачу ,то именно в этот самый момент у человека начинает по – настоящему работать мозг , происходит активизация мыслительной деятельности
Принципы
- Стараться не подсказывать решения , пусть учащиеся на досуге сами «поломают» голову , помогут друг другу.
- Использовать на уроках головоломки не всё время, а иногда, можно фрагментарно, отдельными частями, «не перекармливая»
- Оценка ставится не за то что решил или не решил головоломку, а за дисциплину(не подглядывал, не подсказывал- есть неудержимое желание подсказать(хвастаться, бахвалиться своим умом и т.д.)- необходимо их искоренять)
- Разумеется должен быть набор головоломок(от простых до самых сложных)чтобы «сильные» ребята не «стояли» на месте, не подсказывали другим , чтобы за ними не подглядывали , давать им всё более сложные,то есть должен быть дифференцированный подход.
вывод
- В наше время информационной цивилизации от человека требуется творческий подход , нестандартность мышления , инициатива, предприимчивость, умение анализировать, обобщать, находить ,выделять и использовать нужную информацию. Почти все достижения ,открытия становятся известны сразу и в этой ситуации важно в полном объёме воспользоваться ими в своей деятельности. Лучше получится у тех учащихся кто обладает всеми вышеперечисленными качествами.
Виды поделок-головоломок
Разновидности головоломок
Головоломки-загадки
Другие загадки
Декоративные целевые головоломки
Проволочные головоломки
Решайте головоломки! Желаю удачи!