СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Системы счисления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Системы счисления"»

Системы счисления Преподаватель: Денисов Р.А., ОГПОУ Ивановский педколледж, г. Иваново

Системы счисления

Преподаватель: Денисов Р.А.,

ОГПОУ Ивановский педколледж,

г. Иваново

"Все есть число", — говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

Системы счисления ЕДИНИЧНАЯ РИМСКАЯ ВАВИЛОНСКАЯ АЛФАВИТНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ИНДИЙСКАЯ

Системы счисления

ЕДИНИЧНАЯ

РИМСКАЯ

ВАВИЛОНСКАЯ

АЛФАВИТНЫЕ СИСТЕМЫ

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ

ИНДИЙСКАЯ

Римская система счисления Записать число 444 в римской системе счисления 444 400+40+4 (L – X) ( D – C) (V – I) Группы второго вида CDXLIV

Римская система счисления

Записать число 444 в римской системе счисления

444

400+40+4

(L – X)

( D – C)

(V – I)

Группы второго вида

CDXLIV

И ещё… Записать число 1986 в римской системе счисления 1986 1000  +  900  +  50  +  30  +  6 M + (M – C) + L + (X + X + X )+ V + I Группа второго вида Группа первого вида  MCMLXXXVI

И ещё…

Записать число 1986 в римской системе счисления

1986

1000 + 900 + 50 + 30 + 6

M +

(M – C) +

L +

(X + X + X )+

V + I

Группа второго вида

Группа первого вида

MCMLXXXVI

Любая позиционная система счисления определяется основанием системы, алфавитом и правилами выполнения арифметических операций.

Любая позиционная система счисления определяется основанием системы, алфавитом и правилами выполнения арифметических операций.

Итак, двоичное число представляет собой цепочку из нулей и единиц. При этом оно имеет достаточно большое число разрядов. Быстрый рост числа разрядов — самый существенный недостаток двоичной системы счисления.          Пример 1.1. Двоичная система счисления .  Основание: q=2.  Алфавит: 0, 1   Запись двоичного числа 1001,1 в развернутом виде:  1001,1 2 =1·2 3 +0·2 2 +0·2 1 +1·2 0 +1·2 -1

Итак, двоичное число представляет собой цепочку из нулей и единиц. При этом оно имеет достаточно большое число разрядов. Быстрый рост числа разрядов — самый существенный недостаток двоичной системы счисления.

        Пример 1.1. Двоичная система счисления .

Основание: q=2.

Алфавит: 0, 1

Запись двоичного числа 1001,1 в развернутом виде:

1001,1 2 =1·2 3 +0·2 2 +0·2 1 +1·2 0 +1·2 -1

Пример 1.2. Восьмеричная система счисления.  Основание: q=8.  Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.  Запись восьмеричного числа 7764,1в развернутом виде :  7764,1 8 =7·8 3 +7·8 2 +6·8 1 +4·8 0 +1·8 -1

Пример 1.2. Восьмеричная система счисления.

Основание: q=8.

Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Запись восьмеричного числа 7764,1в развернутом виде :

7764,1 8 =7·8 3 +7·8 2 +6·8 1 +4·8 0 +1·8 -1

Пример 1.3. Шестнадцатеричная система счисления.  Основание: q=16.  Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F. Здесь только десять цифр из шестнадцати имеют общепринятое обозначение 0,1, …9. Для записи остальных цифр (10, 11, 12, 13, 14 и 15) обычно используются первые пять букв латинского алфавита. Таким образом, запись 3АF 16 означает:  3АF 16 = 3·16 2 +10·16 1 +15·16 0

Пример 1.3. Шестнадцатеричная система счисления.

Основание: q=16.

Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F.

Здесь только десять цифр из шестнадцати имеют общепринятое обозначение 0,1, …9. Для записи остальных цифр (10, 11, 12, 13, 14 и 15) обычно используются первые пять букв латинского алфавита.

Таким образом, запись 3АF 16 означает:

3АF 16 = 3·16 2 +10·16 1 +15·16 0

Ответьте на вопросы: Какой числовой эквивалент имеет цифра 6 в числах: 6789, 3650, 16, 69. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа 127, 222, 111?  Запишите в свернутой форме следующие числа:  а) А 10 = 9·10 1 +1·10 0 +5·10 -1 +3·10 -2 ;  б) А 16 =А·16 1 +1·16 0 +7·16 -1 +5·16 -2 .       Правильно ли записаны числа в соответствующих системах счисления:  а) А 10 =А,234; б) А 8 =-5678; в) А 16 =456,46;  г) А 2 =22,2.

Ответьте на вопросы:

  • Какой числовой эквивалент имеет цифра 6 в числах: 6789, 3650, 16, 69.
  • Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа 127, 222, 111?
  • Запишите в свернутой форме следующие числа:

а) А 10 = 9·10 1 +1·10 0 +5·10 -1 +3·10 -2 ; б) А 16 =А·16 1 +1·16 0 +7·16 -1 +5·16 -2 .      

  • Правильно ли записаны числа в соответствующих системах счисления:

а) А 10 =А,234; б) А 8 =-5678; в) А 16 =456,46; г) А 2 =22,2.

Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную А 2 А 8 А 16 А 10 Представить число в развернутой форме

Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную

  • А 2
  • А 8
  • А 16

А 10

Представить число в развернутой форме

 Ответьте на вопросы: Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления?  Чему равен десятичный эквивалент чисел 10101,11 2 101,1 8 1АВС, 1 16 ?  Какое из чисел 110011 2 , 111 4 , 35 8 и 1В 16 является:  а) наибольшим;         б) наименьшим.           

Ответьте на вопросы:

  • Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления?

  • Чему равен десятичный эквивалент чисел 10101,11 2 101,1 8 1АВС, 1 16 ?

  • Какое из чисел 110011 2 , 111 4 , 35 8 и 1В 16 является: а) наибольшим;

        б) наименьшим.

       

Ответьте на вопросы В классе 1111 2 девочек и 1100 2 мальчиков. Сколько учеников в классе? Выпишите целые десятичные числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам: а) [101101 2 ; 110000 2 ]; б) [14 8 ; 20 8 ]; в) [28 16 ; 30 16 ].   «Несерьезные» вопросы   Когда 2*2=100?  Когда 6*6=44?  Когда 4*4=20?

Ответьте на вопросы

  • В классе 1111 2 девочек и 1100 2 мальчиков. Сколько учеников в классе?
  • Выпишите целые десятичные числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам:

а) [101101 2 ; 110000 2 ]; б) [14 8 ; 20 8 ]; в) [28 16 ; 30 16 ].  

  • «Несерьезные» вопросы Когда 2*2=100? Когда 6*6=44? Когда 4*4=20?

Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую А 2 А 8 А 16 А 2 А 8 А 16 А 2 А 8 А 16 А 2 А 8 А 16 А 2 А 8 А 16 Для целой части числа: Надо делить на основание той системы счисления, в которую переводишь :2 А 10 :8 :16 Для дробной части числа: умножать данное число и получаемые дробные части произведения на основание новой системы счисления

Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую

  • А 2 А 8 А 16
  • А 2 А 8 А 16
  • А 2 А 8 А 16
  • А 2 А 8 А 16
  • А 2
  • А 8
  • А 16

Для целой части числа: Надо делить на основание той системы счисления, в которую переводишь

:2

А 10

:8

:16

Для дробной части числа: умножать данное число и получаемые дробные части произведения на основание новой системы счисления

Переводите!!! 18,34 10 =А 2 124,26 10 =А 16 34,5 10 =А 8

Переводите!!!

  • 18,34 10 =А 2
  • 124,26 10 =А 16
  • 34,5 10 =А 8
Запишем начало натурального ряда чисел в десятичной и двоичной системах счисления: А 10  А 2  0 000 1 А 10 2 001 8 А 2  010 1000 9 3 1001 10 011 4 1010 100 11 5 6 1011 12 101 110 1100 13 7 1101 14 111 1110 15 1111 A 2  A 8 А 2 А 16 Осуществляется по таблице

Запишем начало натурального ряда чисел в десятичной и двоичной системах счисления:

А 10

А 2

0

000

1

А 10

2

001

8

А 2

010

1000

9

3

1001

10

011

4

1010

100

11

5

6

1011

12

101

110

1100

13

7

1101

14

111

1110

15

1111

A 2 A 8

А 2 А 16

Осуществляется по таблице

Двоичная система счисления ? Почему 1+1=10  + 0 1 0 1 0 1 1 2 ? Или ?   Подсказка: В десятичной системе счисления - 9+1=10

Двоичная система счисления

?

Почему 1+1=10

+

0 1

0

1

0 1

1 2 ? Или ?

Подсказка:

В десятичной системе счисления - 9+1=10

Она ловила каждый звук Своими десятью ушами И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз Оглядывали мир привычно. Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.  Ей было 1100 лет. Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий,

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий,

«Загадочная автобиография». В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц» и т.д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?

«Загадочная автобиография». В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:

«Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц» и т.д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?

двоичная восьмеричная 101010 десятичная шестнадцатеричная 127 269 9 B

двоичная

восьмеричная

101010

десятичная

шестнадцатеричная

127

269

9 B


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!