СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация _Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация _Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнительными»

Тема урока  Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным Цель урока: познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения

Тема урока Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным

Цель урока: познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения

Объясните высказывание. Ум заключается не только в знании,  но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель

Объясните высказывание.

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

Угадай слово  С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема.  ИНИЦИАТИВА

Угадай слово

С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема.

ИНИЦИАТИВА

Составь словосочетание 1Согласование. 2. Управление. Ученическая инициатива. Инициатива учеников.

Составь словосочетание

1Согласование.

2. Управление.

Ученическая инициатива.

Инициатива учеников.

Да? или  Нет? Верны ли  предложенные вам  утверждения?   Да. 1.Соединение простых предложений, одно из которых главное, другое – придаточное, - это сложноподчинённое предложение. 2.Средства связи в сложноподчинённом предложении – это только союзы. 3.Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному. 4. В сложном предложении может быть одна грамматическая основа. 5.Подчинительные союзы бывают простые и составные. Нет. Союз и союзные слова. 6.Союзные слова- это относительные местоимения. 7.Виды придаточных предложений в сложноподчинённых предложениях: изъяснительные придаточные и придаточные определительные. 8.Изъяснительные придаточные предложения отвечают на вопросы: какой? Чей? Да. 9.Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы косвенных падежей. Нет. Две и более. Да. Нет. Относительные местоимения и местоимённые наречия. Нет. Изъяснительные, определительные , обстоятельственные придаточные. Нет. Отвечают на вопросы косвенных падежей. Нет. Отвечают на вопросы : Где? Когда? Как? Почему? С какой целью? При каком условии? И тд.

Да? или  Нет? Верны ли  предложенные вам  утверждения?

Да.

1.Соединение простых предложений, одно из которых главное, другое – придаточное, - это сложноподчинённое предложение.

2.Средства связи в сложноподчинённом предложении – это только союзы.

3.Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному.

4. В сложном предложении может быть одна грамматическая основа.

5.Подчинительные союзы бывают простые и составные.

Нет. Союз и союзные слова.

6.Союзные слова- это относительные местоимения.

7.Виды придаточных предложений в сложноподчинённых предложениях: изъяснительные придаточные и придаточные определительные.

8.Изъяснительные придаточные предложения отвечают на вопросы: какой? Чей?

Да.

9.Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы косвенных падежей.

Нет. Две и более.

Да.

Нет. Относительные местоимения и местоимённые наречия.

Нет. Изъяснительные, определительные , обстоятельственные придаточные.

Нет. Отвечают на вопросы косвенных падежей.

Нет. Отвечают на вопросы : Где? Когда? Как? Почему? С какой целью? При каком условии? И тд.

Легенда «Шесть слепых и слон»   Слепым было дано задание определить, на что похоже незнакомое им животное – слон. Один из слепых, который завладел ногой слона, заявил, что слон похож на столб. Второй, у которого в руках оказался хвост животного, сказал, что слон похож на веревку. Трое остальных, которые притрагивались к уху, хоботу и клыку слона, с одинаковой категоричностью отстаивали мнение о том, что он похож соответственно на парус, шланг и копье. Задание ученикам: выписать слова, обозначающие то, с чем сравнивается слон. (столб, веревка, стена, парус, шланг, копье)

Легенда «Шесть слепых и слон»

Слепым было дано задание определить, на что похоже незнакомое им животное – слон. Один из слепых, который завладел ногой слона, заявил, что слон похож на столб. Второй, у которого в руках оказался хвост животного, сказал, что слон похож на веревку. Трое остальных, которые притрагивались к уху, хоботу и клыку слона, с одинаковой категоричностью отстаивали мнение о том, что он похож соответственно на парус, шланг и копье.

Задание ученикам: выписать слова, обозначающие то, с чем сравнивается слон.

(столб, веревка, стена, парус, шланг, копье)

Правильно ли? 1)Правильно ли слепые получили представление о слоне? 2)Что необходимо для того, чтобы оно стало правильным? 3)Сколько объектов необходимо для сравнения? 4)Подумайте, какие приемы сравнения выделяет русский язык?

Правильно ли?

1)Правильно ли слепые получили представление о слоне?

2)Что необходимо для того, чтобы оно стало правильным?

3)Сколько объектов необходимо для сравнения?

4)Подумайте, какие приемы сравнения выделяет русский язык?

Приёмы сравнения  /составление высказывания/ Способы выражения значения сравнения в русском языке Способы Примеры 1.Наречие образа действия 2.Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа(творительный сравнения) 3.Сочетание существительного в форме сравнительной степени прилагательного 4.Словосочетания типа похож (на кого?), подобен (чему?), кажется (каким?), напоминает (что?) 5.Сравнительный оборот 6.???

Приёмы сравнения /составление высказывания/

Способы выражения значения сравнения в русском языке

Способы

Примеры

1.Наречие образа действия

2.Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа(творительный сравнения)

3.Сочетание существительного в форме сравнительной степени прилагательного

4.Словосочетания типа похож (на кого?), подобен (чему?), кажется (каким?), напоминает (что?)

5.Сравнительный оборот

6.???

Работа с учебником (в группах) Прочитайте определение сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения. Запомните. Перескажите друг другу.

Работа с учебником (в группах)

Прочитайте определение сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения. Запомните. Перескажите друг другу.

Выполнение Упражнения №290 Задания: 1.Найти сложноподчинённые предложения, определить их вид. Составить схему одного СПП. 2.Выделить орфограммы в последнем предложении. Объяснить (устно)

Выполнение Упражнения №290

Задания:

1.Найти сложноподчинённые предложения, определить их вид. Составить схему одного СПП.

2.Выделить орфограммы в последнем предложении. Объяснить (устно)

Самопроверка. Осенью я попал на Светлое озеро, когда уже выпал первый снег. Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала. Прозрачная вода потемнела, будто в берег с шумом била тяжёлая осенняя волна.

Самопроверка.

Осенью я попал на Светлое озеро, когда уже выпал первый снег.

Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала.

Прозрачная вода потемнела, будто в берег с шумом била тяжёлая осенняя волна.

Лингвистическая игра «Третье лишнее». Почему оно лишнее? 1 группа 2 группа А.В долине неба синей – синей паслись, как овцы, облака. А.Он был слаб и гибок, как тростник. В.Я был чужой для них навек, как зверь лесной. В.Дурные книжки могут так же испортить нас, как портят дурные товарищи. С.Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив. С.Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Лингвистическая игра «Третье лишнее». Почему оно лишнее?

1 группа

2 группа

А.В долине неба синей – синей паслись, как овцы, облака.

А.Он был слаб и гибок, как тростник.

В.Я был чужой для них навек, как зверь лесной.

В.Дурные книжки могут так же испортить нас, как портят дурные товарищи.

С.Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив.

С.Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Взаимопроверка 1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения? 2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению? 3.К чему относятся данные предложения? 4.Их позиция по отношению к главному? 5.Какова роль придаточных сравнения в речи?

Взаимопроверка

1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?

2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?

3.К чему относятся данные предложения?

4.Их позиция по отношению к главному?

5.Какова роль придаточных сравнения в речи?

Проверьте себя 1.Вопросы придаточных сравнения : Как? Насколько? 2.Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как. 3.Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению. 4.Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения. 5.Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.

Проверьте себя

1.Вопросы придаточных сравнения : Как? Насколько?

2.Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как.

3.Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению.

4.Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения.

5.Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.

Рефлексия Обозначь свое участие в уроке. 1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы. 2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно. 3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

Рефлексия

Обозначь свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

Оценивание учебной деятельности Как я действовал на всех этапах урока? 1.Построил словосочетания с видом связи согласование, управление? 2.Были ли ошибки в повторении «Да? или  Нет? Верны ли  предложенные вам  утверждения?» 3.Сумел ли составить высказывание на тему «Приёмы сравнения» ? 4.Определил тему, цели урока? 5.Пересказал ли содержание параграфа, не ошибался при этом? 6. Нашёл сложноподчинённые предложения, определил их вид. Составил схему одного СПП? Выделил безошибочно орфограммы в последнем предложении. Объяснил?  7. Нашёл в лингвистической игре «Третье лишнее». Смог объяснить, почему оно лишнее? 8.При взаимопроверке не ошибался в формулировках?

Оценивание учебной деятельности

Как я действовал на всех этапах урока?

1.Построил словосочетания с видом связи согласование, управление?

2.Были ли ошибки в повторении «Да? или  Нет? Верны ли  предложенные вам  утверждения?»

3.Сумел ли составить высказывание на тему «Приёмы сравнения» ?

4.Определил тему, цели урока?

5.Пересказал ли содержание параграфа, не ошибался при этом?

6. Нашёл сложноподчинённые предложения, определил их вид. Составил схему одного СПП?

Выделил безошибочно орфограммы в последнем предложении. Объяснил? 7. Нашёл в лингвистической игре «Третье лишнее». Смог объяснить, почему оно лишнее?

8.При взаимопроверке не ошибался в формулировках?

Домашнее задание Выучить определение на стр. 159 На выбор  Выписать из отрывка поэмы «Мцыри» из произведений художественной литературы и записать пять СП предложений с придаточными сравнительными  или упр. 292

Домашнее задание

Выучить определение на стр. 159

На выбор

Выписать из отрывка поэмы «Мцыри» из произведений художественной литературы и записать пять СП предложений с придаточными сравнительными

или упр. 292


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!