СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к творческому пректу по технологии на тему "Три техники искусства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка презентации к творческому проекту по технологии на тему "Три техники искусства"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к творческому пректу по технологии на тему "Три техники искусства"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8») Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7, Тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru Направление: проектирование и разработка в области технологии Творческий проект на тему:  «Три техники искусства: живопись, шерстяная живопись и граттаж»   Автор:  Аргучинская Снежана Григорьевна,  ученица 10 класса   Руководитель: Сафонова Надежда Эриксоновна, учитель технологии п. Буланаш,  2023

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8»)

Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,

Тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru

Направление: проектирование и разработка в области технологии

Творческий проект на тему: «Три техники искусства: живопись, шерстяная живопись и граттаж»

Автор:

Аргучинская Снежана Григорьевна,

ученица 10 класса

 

Руководитель:

Сафонова Надежда Эриксоновна,

учитель технологии

п. Буланаш,

2023

АКТУАЛЬНОСТЬ       Каждый человек хочет привнести в наш мир что – то своё, новое, необычное. Многие люди умеют рисовать, но не умеют пользоваться своим даром, либо не могут выбрать технику для своего произведения искусства. Я и сама не знаю, какая техника больше мне подходит.   Поэтому для своей проектной работы я выбрала тему «Три техники искусства: живопись, шерстяная живопись и граттаж».

АКТУАЛЬНОСТЬ Каждый человек хочет привнести в наш мир что – то своё, новое, необычное. Многие люди умеют рисовать, но не умеют пользоваться своим даром, либо не могут выбрать технику для своего произведения искусства. Я и сама не знаю, какая техника больше мне подходит. Поэтому для своей проектной работы я выбрала тему «Три техники искусства: живопись, шерстяная живопись и граттаж».

 Для своего проекта я поставила цель - выяснить предпочитаемый для меня вид техники декоративно - прикладного искусства путём практического выполнения картин с одинаковым сюжетом.  И задачи:  - Изучить историю «шерстяной акварели», живописи и граттажа;  - Подобрать необходимые материалы и инструменты;  - Выполнить 3 работы в разных техниках;  - Сравнить 3 техники искусства;  - Выбрать ту технику, в которой мне больше всего понравилось работать;  - Провести мастер – класс среди своих одноклассников по понравившейся мне технике изобразительного искусства.

Для своего проекта я поставила цель - выяснить предпочитаемый для меня вид техники декоративно - прикладного искусства путём практического выполнения картин с одинаковым сюжетом. И задачи: - Изучить историю «шерстяной акварели», живописи и граттажа; - Подобрать необходимые материалы и инструменты; - Выполнить 3 работы в разных техниках; - Сравнить 3 техники искусства; - Выбрать ту технику, в которой мне больше всего понравилось работать; - Провести мастер – класс среди своих одноклассников по понравившейся мне технике изобразительного искусства.

Гипотеза проекта    В магазинах продается множество интересных вещей, способных украсить интерьер как жилого, так и офисного помещения, но аксессуары или картины, которые человек сделал сам, своими руками, будут оригинальнее, необычнее и теплее.

Гипотеза проекта В магазинах продается множество интересных вещей, способных украсить интерьер как жилого, так и офисного помещения, но аксессуары или картины, которые человек сделал сам, своими руками, будут оригинальнее, необычнее и теплее.

Объект моего исследования:  Мир искусства и его разнообразие  Предмет моего исследования :  Особенности трёх видов искусств: живопись, шерстяная живопись и граттаж

Объект моего исследования: Мир искусства и его разнообразие Предмет моего исследования : Особенности трёх видов искусств: живопись, шерстяная живопись и граттаж

Выбор наиболее интересных техник Себестоимость Материалы для каждой картины Выбор техник Три техники изобразительного искусства  Оборудование Безопасность труда ( граттаж, живопись, шерстяная живопись )  Технология выполнения каждой картины История каждой техники искусства

Выбор наиболее интересных техник

Себестоимость

Материалы для каждой картины

Выбор техник

Три техники изобразительного искусства

Оборудование

Безопасность труда

( граттаж, живопись, шерстяная живопись )

Технология выполнения каждой картины

История каждой техники искусства

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что на основе полученных данных, мною были получены знания об исторических фактах техник шерстяной акварели, живописи и граттажа. Благодаря этим знаниям, я выяснила, какая техника искусства мне нравится больше и создала свой проект. Практическая значимость моей работы заключается в том, что созданные мною картины в разных техниках украсили интерьер моей комнаты.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что на основе полученных данных, мною были получены знания об исторических фактах техник шерстяной акварели, живописи и граттажа. Благодаря этим знаниям, я выяснила, какая техника искусства мне нравится больше и создала свой проект.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что созданные мною картины в разных техниках украсили интерьер моей комнаты.

Историческая справка техники «Граттаж»    История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито».   Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано авангардисту Максу Эрнсту. Ему первому в 1925 году при случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы.

Историческая справка техники «Граттаж»

История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано авангардисту Максу Эрнсту. Ему первому в 1925 году при случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы.

Историческая справка техники «Живопись»    Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. Древние люди, даже не осознав полностью себя человеком, почувствовали необходимость изображать окружающий мир на поверхности. Они рисовали всё, что видели: животных, природу, охотничьи сцены. Для рисования они использовали что – то похожее на краски, сделанные из натуральных материалов. Это были земляные краски, древесный уголь, чёрная сажа. Кисточки делали из волос животных, либо просто рисовали пальцами.

Историческая справка техники «Живопись»

Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. Древние люди, даже не осознав полностью себя человеком, почувствовали необходимость изображать окружающий мир на поверхности. Они рисовали всё, что видели: животных, природу, охотничьи сцены. Для рисования они использовали что – то похожее на краски, сделанные из натуральных материалов. Это были земляные краски, древесный уголь, чёрная сажа. Кисточки делали из волос животных, либо просто рисовали пальцами.

Историческая справка техники «Шерстяная акварель»   Валяние шерсти - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок). Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал. Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин.

Историческая справка техники «Шерстяная акварель»

Валяние шерсти - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал. Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин.

Выбор оптимальных вариантов техник 1. 2. Граттаж 3. Алла Прима Живопись

Выбор оптимальных вариантов техник

1.

2.

Граттаж

3.

Алла Прима

Живопись

4. 5. Батик 6. Шерстяная живопись 7. Гравюра Маркетри

4.

5.

Батик

6.

Шерстяная живопись

7.

Гравюра

Маркетри

Анализ выбора подходящих техник   Критерии Оригинальность техники  5 № 1 № 2 Подходит ли мне эта техника № 3 5 5 Технология изготовления 5 5 Стоимость расходных материалов № 4 2 5 Простота в изготовлении 5  5 4 5 5 № 5 5 5 3 Безопасность в работе  5 5 4 № 6 Итого  4 3 5 № 7 30 5 5 4 3 3 5 5 25 4 5 2 4 5 3 29 5 5 4 2 5 21 30 3 5 5 25 22 Вывод: Я выбираю техники №1, №3, №5, потому что они привлекают меня больше, чем остальные.

Анализ выбора подходящих техник

Критерии

Оригинальность техники

5

1

2

Подходит ли мне эта техника

3

5

5

Технология изготовления

5

5

Стоимость расходных материалов

4

2

5

Простота в изготовлении

5

5

4

5

5

5

5

5

3

Безопасность в работе

5

5

4

6

Итого

4

3

5

7

30

5

5

4

3

3

5

5

25

4

5

2

4

5

3

29

5

5

4

2

5

21

30

3

5

5

25

22

Вывод: Я выбираю техники №1, №3, №5, потому что они привлекают меня больше, чем остальные.

Выбор идеи картины 1. 2. Натюрморт «Фрукты на столе» 3. Водопад на фоне заката Лесной пейзаж

Выбор идеи картины

1.

2.

Натюрморт «Фрукты на столе»

3.

Водопад на фоне заката

Лесной пейзаж

Анализ идей картины   Критерии № 1 Технология изготовления № 2 4 Стоимость расходных материалов Цветовая гамма № 3 5 5 3 3 Простота в изготовлении 5 Безопасность в работе 3 5 5 2 5 5 Итого 2 5 20 5 25 17 Вывод: Я выбираю сюжет №2, потому что мне легче будет его изобразить, он очень красочный и интересный .

Анализ идей картины

Критерии

1

Технология изготовления

2

4

Стоимость расходных материалов

Цветовая гамма

3

5

5

3

3

Простота в изготовлении

5

Безопасность в работе

3

5

5

2

5

5

Итого

2

5

20

5

25

17

Вывод: Я выбираю сюжет №2, потому что мне легче будет его изобразить, он очень красочный и интересный .

Выбор необходимого материала и инструментов для каждой техники Для работы в технике «живопись»: Для эскиза: Лист формата А5; Карандаш твёрдости HB; Ластик; Цветные карандаши; Для самой работы: Мольберт; Лист формата А2; Карандаш твёрдости HB; Ластик; Гуашь для рисования (24 цвета); Палитра; Кисти «Белка», «Синтетика», «Щетина» разной толщены; Баночка для воды; Рамка формата А2.

Выбор необходимого материала и инструментов для каждой техники

Для работы в технике «живопись»:

Для эскиза:

  • Лист формата А5;
  • Карандаш твёрдости HB;
  • Ластик;
  • Цветные карандаши;

Для самой работы:

  • Мольберт;
  • Лист формата А2;
  • Карандаш твёрдости HB;
  • Ластик;
  • Гуашь для рисования (24 цвета);
  • Палитра;
  • Кисти «Белка», «Синтетика», «Щетина» разной толщены;
  • Баночка для воды;
  • Рамка формата А2.
Для работы в технике «шерстяная акварель»: Шерсть для валяния (12 цветов); Рамка формата А2; Клей карандаш; Ножницы; Ножницы маникюрные; Пинцет; Салфетка универсальная из голубого нетканого материала. Для работы в технике «граттаж»: Для эскиза: Лист формата А5; Карандаш твёрдости HB; Ластик; Для самой работы: Бумага художественная «Вельгийская чёрная» формата А3( 1 лист); Белая гелевая ручка; Маркер белого цвета; Рамка формата А3.

Для работы в технике «шерстяная акварель»:

  • Шерсть для валяния (12 цветов);
  • Рамка формата А2;
  • Клей карандаш;
  • Ножницы;
  • Ножницы маникюрные;
  • Пинцет;
  • Салфетка универсальная из голубого нетканого материала.

Для работы в технике «граттаж»:

Для эскиза:

  • Лист формата А5;
  • Карандаш твёрдости HB;
  • Ластик;

Для самой работы:

  • Бумага художественная «Вельгийская чёрная» формата А3( 1 лист);
  • Белая гелевая ручка;
  • Маркер белого цвета;
  • Рамка формата А3.
Технология изготовления картины в технике «живопись»   № п/п Последовательность работы Изображение Создать эскиз Инструменты и приспособления Наметить тонкими линиями расположение границ водопада, леса Лист А5, простой карандаш мягкости HB, ластик, цветные карандаши Набрать общий тон картины и проработать детали Лист А2, простой карандаш мягкости HB, ластик Гуашь для рисования (24 цвета), палитра, кисти «Белка», «Синтетика», «Щетина» разной толщены, баночка для воды

Технология изготовления картины в технике «живопись»

№ п/п

Последовательность работы

Изображение

Создать эскиз

Инструменты и приспособления

Наметить тонкими линиями расположение границ водопада, леса

Лист А5, простой карандаш мягкости HB, ластик, цветные карандаши

Набрать общий тон картины и проработать детали

Лист А2, простой карандаш мягкости HB, ластик

Гуашь для рисования (24 цвета), палитра, кисти «Белка», «Синтетика», «Щетина» разной толщены, баночка для воды

Вставить картину в рамку Рамка формата А2

Вставить картину в рамку

Рамка формата А2

Технология изготовления картины в технике «шерстяная живопись»   № п/п Последовательность работы Приклеить вискозную салфетку на картонку от рамки Изображение Инструменты и приспособления Выложить фон Салфетка универсальная из голубого нетканого материала, рамка формата А2, Проработать детали и вставить в рамку клей карандаш, Шерсть для валяния ножницы, картонка от рамки Шерсть для валяния

Технология изготовления картины в технике «шерстяная живопись»

№ п/п

Последовательность работы

Приклеить вискозную салфетку на картонку от рамки

Изображение

Инструменты и приспособления

Выложить фон

Салфетка универсальная из голубого нетканого материала, рамка формата А2,

Проработать детали и вставить в рамку

клей карандаш,

Шерсть для валяния

ножницы, картонка от рамки

Шерсть для валяния

Технология изготовления картины в технике «граттаж»   № п/п Последовательность работы Изображение Создать эскиз Инструменты и приспособления Нарисовать водопад, лес и закат Лист А5, простой карандаш мягкости HB, ластик, цветные карандаши Проработать детали Вставить в рамку Белая гелевая ручка, маркер белого цвета Белая гелевая ручка, маркер белого цвета Рамка формата А3

Технология изготовления картины в технике «граттаж»

№ п/п

Последовательность работы

Изображение

Создать эскиз

Инструменты и приспособления

Нарисовать водопад, лес и закат

Лист А5, простой карандаш мягкости HB, ластик, цветные карандаши

Проработать детали

Вставить в рамку

Белая гелевая ручка, маркер белого цвета

Белая гелевая ручка, маркер белого цвета

Рамка формата А3

Техника безопасности при выполнении работы   Должно быть правильно организовано рабочее место. Соблюдать осторожность при работе с шерстью, пинцетом, ножницами. Учащиеся должны быть внимательными и собранными. Обязательно должна быть рабочая форма. По окончании работы убрать тщательно своё рабочее место. Ножницы Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. Следить за движением и положением лезвий во время работы. Использовать ножницы только по назначению. Санитарно-гигиенические требования при выполнении работы Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. Расстояние от глаз до рабочей поверхности стола не менее 30 см. При выполнении работы свет падает с левой стороны

Техника безопасности при выполнении работы

  • Должно быть правильно организовано рабочее место.
  • Соблюдать осторожность при работе с шерстью, пинцетом, ножницами.
  • Учащиеся должны быть внимательными и собранными.
  • Обязательно должна быть рабочая форма.
  • По окончании работы убрать тщательно своё рабочее место.

Ножницы

  • Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
  • Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые

лезвия.

  • Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  • Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
  • Следить за движением и положением лезвий во время работы.
  • Использовать ножницы только по назначению.

Санитарно-гигиенические требования при выполнении работы

  • Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
  • Расстояние от глаз до рабочей поверхности стола не менее 30 см.
  • При выполнении работы свет падает с левой стороны
Сравнение трёх техник искусства   Живопись, граттаж и шерстяная живопись – это три абсолютно разные техники, которые переплетаются между собой. Я попробовала нарисовать одну и ту же картину во всех этих техниках и определила для себя, какая из них мне больше подходит. Техника Понравилось ли мне работать в этой технике? Живопись Критерии сравнения Мне очень понравилось работать в этой технике, она меня привлекает и вдохновляет Время, затраченное на картину Был ли нанесён какой- то вред природе? Около месяца по несколько часов в день Нет, это техника абсолютно безопасна как для природы, так и для человека Много ли денежных средств было потрачено на материалы для этой техники? Нет, т.к. я очень люблю рисовать многие материалы и инструменты были у меня дома Понравился ли мне полученный результат? Да, мне очень понравилась картина, которая у меня получилась, она вдохновила меня на новые шедевры Хочется ли мне продолжать работать в этой технике? Да, как я уже сказала, меня очень вдохновила моя готовая работа и мне хочется продолжать творить в этой технике

Сравнение трёх техник искусства

Живопись, граттаж и шерстяная живопись – это три абсолютно разные техники, которые переплетаются между собой. Я попробовала нарисовать одну и ту же картину во всех этих техниках и определила для себя, какая из них мне больше подходит.

Техника

Понравилось ли мне работать в этой технике?

Живопись

Критерии сравнения

Мне очень понравилось работать в этой технике, она меня привлекает и вдохновляет

Время, затраченное на картину

Был ли нанесён какой- то вред природе?

Около месяца по несколько часов в день

Нет, это техника абсолютно безопасна как для природы, так и для человека

Много ли денежных средств было потрачено на материалы для этой техники?

Нет, т.к. я очень люблю рисовать многие материалы и инструменты были у меня дома

Понравился ли мне полученный результат?

Да, мне очень понравилась картина, которая у меня получилась, она вдохновила меня на новые шедевры

Хочется ли мне продолжать работать в этой технике?

Да, как я уже сказала, меня очень вдохновила моя готовая работа и мне хочется продолжать творить в этой технике

Граттаж Эта очень интересная техника, но меня больше привлекает «цветная» живопись, т.к. в ней множество красок и оттенков, а граттаж является именно «чёрно-белой» живописью Шерстяная живопись Около 3 часов, 30 минут Да, но мне показалось, что выкладывать большие картины в такой технике очень сложно Нет, это техника абсолютно безопасна как для природы, так и для человека Около 4 часов Нет, т.к. когда-то давно я пробовала себя в этой технике рисования и материалы были у меня дома Нет, это техника абсолютно безопасна как для природы, так и для человека Нет, но материалы для этой техники стоили дороже, чем те немногие материалы для других техник Да Нет, потому что, как я уже сказала, меня не очень привлекает графика Да Да, но в такой технике очень сложно работать в больших форматах

Граттаж

Эта очень интересная техника, но меня больше привлекает «цветная» живопись, т.к. в ней множество красок и оттенков, а граттаж является именно «чёрно-белой» живописью

Шерстяная живопись

Около 3 часов, 30 минут

Да, но мне показалось, что выкладывать большие картины в такой технике очень сложно

Нет, это техника абсолютно безопасна как для природы, так и для человека

Около 4 часов

Нет, т.к. когда-то давно я пробовала себя в этой технике рисования и материалы были у меня дома

Нет, это техника абсолютно безопасна как для природы, так и для человека

Нет, но материалы для этой техники стоили дороже, чем те немногие материалы для других техник

Да

Нет, потому что, как я уже сказала, меня не очень привлекает графика

Да

Да, но в такой технике очень сложно работать в больших форматах

Мастер – класс Мне очень понравилось работать в технике живопись, поэтому я решила провести небольшой мастер – класс по живописи для своих одноклассников. Им тоже была очень интересна данная техника рисования.

Мастер – класс

Мне очень понравилось работать в технике живопись, поэтому я решила провести небольшой мастер – класс по живописи для своих одноклассников. Им тоже была очень интересна данная техника рисования.

Заключение   Подводя итоги своей работы над проектом, я отметила для себя, что узнала много нового о разных техниках рисования, познакомилась с творчеством разных авторов. Мне было очень интересно работать над проектом. Считаю, что поставленная мною цель достигнута.

Заключение

Подводя итоги своей работы над проектом, я отметила для себя, что узнала много нового о разных техниках рисования, познакомилась с творчеством разных авторов. Мне было очень интересно работать над проектом. Считаю, что поставленная мною цель достигнута.

Библиографический  список История валяния шерсти: https://ru.wikipedia.org/wiki/Валяние  История живописи: https://gallerix.ru/lib/istoriya-razvitiya-zhivopisi/  История граттажа: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog76178/master-klas-izobrazitelnaja-tehnika-gratazh-ili-cap-carapki.html#:~:text=История%20граттажа%20берет%20свое%20начало,дома%2C%20декорированные%20в%20технике%20сграффито Техники изобразительного искусства: https://www.art-spb.ru/article/137  Техника безопасности в кабинете технологии: общие правила, инструкция: https://fb.ru/article/351968/tehnika-bezopasnosti-v-kabinete-tehnologii-obschie-pravila-instruktsiya?ysclid=kzh7uowg19 Техника безопасности при работе с ножницами: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/02/tekhnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-nozhnitsami

Библиографический список

  • История валяния шерсти: https://ru.wikipedia.org/wiki/Валяние
  • История живописи: https://gallerix.ru/lib/istoriya-razvitiya-zhivopisi/
  • История граттажа: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog76178/master-klas-izobrazitelnaja-tehnika-gratazh-ili-cap-carapki.html#:~:text=История%20граттажа%20берет%20свое%20начало,дома%2C%20декорированные%20в%20технике%20сграффито
  • Техники изобразительного искусства: https://www.art-spb.ru/article/137
  • Техника безопасности в кабинете технологии: общие правила, инструкция:

https://fb.ru/article/351968/tehnika-bezopasnosti-v-kabinete-tehnologii-obschie-pravila-instruktsiya?ysclid=kzh7uowg19

  • Техника безопасности при работе с ножницами:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/02/tekhnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-nozhnitsami

Готовые работы моих одноклассников:

Готовые работы моих одноклассников:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!