СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока "Жизнь и творчество М.В. Ломоносова" (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для обучающихся 5-х классов, содержит биографические сведения о жизни и творчестве русского ученого М.В. Ломоносова, дает возможность проанализировать стихотворение М.В. Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру"

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Жизнь и творчество М.В. Ломоносова" (5 класс)»

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ

(1711 – 1765)

Цель :   1. Познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого — М. В. Ломоносова. 2. Рассмотреть основное содержание, особенности композиции и художественные особенности произведения. 3. Обучать выразительному чтению, работе с различными словарями.  4. Развивать умение находить в тексте юмористические моменты.

Цель :

  1. Познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого — М. В. Ломоносова.

2. Рассмотреть основное содержание, особенности композиции и художественные особенности произведения.

3. Обучать выразительному чтению, работе с различными словарями.

4. Развивать умение находить в тексте юмористические моменты.

Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.  А. С. Пушкин

Он создал первый университет

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А. С. Пушкин

В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской академии наук, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.  Основатель Московского государственного университета , который носит имя М.В. Ломоносова. (1711 – 1765)
  • В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова.
  • М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской академии наук, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.
  • Основатель Московского государственного университета , который носит имя М.В. Ломоносова.

(1711 – 1765)

ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

ДЕТСТВО

Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

  Михаил Васильевич был с детства крепок здоровьем. Когда ему было 10 лет, его отец, Василий Дорофеевич, стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле

Михаил Васильевич был с детства крепок здоровьем. Когда ему было 10 лет, его отец, Василий Дорофеевич, стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану .

В детстве Ломоносов много учился самостоятельно. Он самостоятельно изучил лучшие книги того времени: «Грамматику» Мелетия Смотрицкого; «Арифметику» Л.Ф. Магницкого; «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого. В 14 лет Ломоносов бегло читал и грамотно писал.
  • В детстве Ломоносов много учился самостоятельно. Он самостоятельно изучил лучшие книги того времени:
  • «Грамматику» Мелетия Смотрицкого;
  • «Арифметику»

Л.Ф. Магницкого;

  • «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В 14 лет Ломоносов бегло читал и грамотно писал.

 Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

В МОСКВУ Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. Холмогоры Москва

В МОСКВУ

Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву.

Холмогоры

Москва

В декабре 1730 года в Москву снаряжается рыбный обоз. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он догнал обоз и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.

В декабре 1730 года в Москву снаряжается рыбный обоз. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном.

На третий день он догнал обоз и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними.

Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.

ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с науками и учебными дисциплинами того времени.

ГОДЫ УЧЁБЫ

В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с науками и учебными дисциплинами того времени.

В Славя́но-Гре́ко-Лати́нск ой Акаде́ми и (или Спасская школа) д вадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Он существует на три копейки в день. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса .

В Славя́но-Гре́ко-Лати́нск ой Акаде́ми и (или Спасская школа) д вадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Он существует на три копейки в день. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса .

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

МАРБУРГ А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.  Студент немецкого университета

МАРБУРГ

А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.

Студент немецкого

университета

НАУКА В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. Диплом профессора химии

НАУКА

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

Диплом профессора химии

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.  Ломоносов в своей химической лаборатории.

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.

Ломоносов в своей

химической лаборатории.

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ

М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Заслуги  Ломоносова Любимая наука Ломоносова – химия . Он создал химическую лабораторию в Петербурге; Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп; Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; Он первый в мире географ-полярник; Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора; А сколько он сделал для совершенствования русского языка! Сочинял стихи; Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины (

Заслуги Ломоносова

  • Любимая наука Ломоносова – химия . Он создал химическую лабораторию в Петербурге;
  • Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
  • Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
  • Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
  • Он первый в мире географ-полярник;
  • Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;
  • А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
  • Сочинял стихи;
  • Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
  • Открыл первый российский университет в Москве.
Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности. Памятник М.В.Ломоносову на родине

Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.

Памятник М.В.Ломоносову на родине

Все свои знания М.В. Ломоносов впоследствии переложил и применил к продвижению и развитию науки в своем отечестве . Именно с Ломоносова началось преподавание в учебных заведениях России на русском языке, он является основателем Московского университета , первым русским академиком, родоначальником русской научной школы. Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.

Все свои знания М.В. Ломоносов впоследствии переложил и применил к продвижению и развитию науки в своем отечестве . Именно с Ломоносова началось преподавание в учебных заведениях России на русском языке, он является основателем Московского университета , первым русским академиком, родоначальником русской научной школы.

Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.

Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

«Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит . Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.

«Случились вместе два астронома в пиру»

Случились вместе – встретились вместе.

Спорили в жару – жарко, горячо спорили.

Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит .

Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь,

что ты думаешь об этом спорном вопросе?

Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.

Гелиоцентрическая система мира Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.

Гелиоцентрическая система мира

Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.

Геоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.

Геоцентрическая система мира

Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.

ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ Какова тема стихотворения? В чём его необычность?  Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?  Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?  В чём противоположность взглядов учёных?  К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?  Какова идея стихотворения?

ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

Какова тема стихотворения? В чём его необычность?

Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?

Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?

В чём противоположность взглядов учёных?

К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?

Какова идея стихотворения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!