СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Зашифрованные скороговорки"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Зашифрованные скороговорки"»

«Зашифрованные скороговорки» (дидактический материал) Дробот Л.С., учитель – логопед высшей квалификационной категории МКОУ «Специальная школа № 80»

«Зашифрованные скороговорки»

(дидактический материал)

Дробот Л.С., учитель – логопед высшей квалификационной категории МКОУ «Специальная школа № 80»

Аннотация

Дидактическое пособие «Зашифрованные скороговорки» представлено в виде текста, условных обозначений, чертежей, схематических рисунков по группам звуков для автоматизации и дифференциации.

В данном варианте пособия материал предложен на развитие импрессивной речи ребенка; обогащение активного словаря; закрепление навыков словообразования; формирование и совершенствование умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ; на совершенствование звуковой стороны речи и формирование фонематических представлений.

В процессе составления и чтения скороговорок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

В практике работы с детьми дошкольного возраста, используются три основных этапа:

1 этап : объяснение скороговорки и проговаривание совместно с ребенком;

2 этап : в варианте усложнения - ребенок, используя схемы обозначения, самостоятельно проговаривает скороговорку по памяти, автоматизируя поставленный звук;

3 этап : дети самостоятельно, используя стимульный материал, составляют скороговорку только по картинке, развивая логическую память и творчество.

Рекомендовано к использованию учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Цели:

  • ознакомление детей с условными обозначениями, схемами скороговорок;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие просодической и темпо - ритмической стороны речи;
  • развитие связной речи и лексико-грамматических категорий;
  • формирование мыслительных действий ребенка.

Инструкция по обучению:

Чтобы проговорить скороговорку, необходимо вместе с ребенком прочитать ее, разобрать условные обозначения и схематические рисунки. Разные группы скороговорок предназначены для автоматизации и дифференциации каждой группы звуков.

На 1 этапе работы педагог медленно проговаривает скороговорку и объясняет значение слов-символов. Далее ребенок сам проговаривает скороговорку по памяти, воспроизводя текст по схемам.

Второй этап работы включает вариант усложнения - ребенок, используя схемы обозначения, самостоятельно проговаривает скороговорку по памяти, автоматизируя поставленный звук.

На третьем этапе, используя стимульный материал, дети составляют скороговорку только по картинке, развивая логическую память и мышление, а так же творческое воображение.

Советы педагогам:

  • Заученные наизусть скороговорки позволяют работать над просодикой и темпо - ритмической организацией речи.
  • В дальнейшем ребенок имеет возможность самостоятельно придумывать скороговорки;.
  • Составлять скороговорки целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг наглядных обозна чений.

Игры и творческие задания для развития речи

Название игры, цель.

Методические рекомендации.

«Цепочка».

Цель: Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию».

Цель : Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов»

Цель : Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Цель: Учить детей подбирать

разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

    «Живая книга» (дидактический материал)

«Живая книга»

(дидактический материал)

 Аннотация   В пособии по развитию речи

Аннотация

В пособии по развитию речи "Живая книга" за основу взяты некоторые символы заданий на обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи, предложенные в "Книжке - учишке" Г. А. Киселевой. Картинки – символы помогают ребенку при выполнении различных видов заданий. Стимульный материал (предметные картинки) меняется в зависимости от направления деятельности и поставленной цели. Дидактическое пособие можно использовать на любом этапе при коррекции звукопроизношения. Учитывая индивидуальные речевые возможности детей, варианты игр можно варьировать – от упрощенного до более усложненного. Пособие рекомендуется использовать как на индивидуальном занятии, так и при групповых формах работы, а так же для работы в парах.

Данное пособие дает простор для творческих идей педагогов в развитии детей по различным направлениям.

В процессе работы с пособием развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Рекомендовано к использованию учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Картинки-символы и обозначения:   Посмотри и назови      Посчитай        Назови ласково  Жадина  Прятки  Хлопки  «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ» (Произносим слова по одному, парами, по горизонтали, по вертикали, меняя порядок)  «ПОСЧИТАЙ»  (назвать предметы по одному, по два и по пять) «НАЗОВИ ЛАСКОВО»  (образовать уменьшительно – ласкательную форму) «ЖАДИНА»   (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои) «ПРЯТКИ»  (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет) «ХЛОПКИ»  (деление слов на слоги хлопками)

Картинки-символы и обозначения:

Посмотри и назови Посчитай Назови ласково

Жадина Прятки Хлопки

«ПОСМОТРИ И НАЗОВИ» (Произносим слова по одному, парами, по горизонтали, по вертикали, меняя порядок)

«ПОСЧИТАЙ»  (назвать предметы по одному, по два и по пять)

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»  (образовать уменьшительно – ласкательную форму)

«ЖАДИНА»   (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои)

«ПРЯТКИ»  (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет)

«ХЛОПКИ»  (деление слов на слоги хлопками)

Игры и игровые упражнения для развития

произносительной стороны речи дошкольников

Упражнение « Найди нужные картинки »

Цель : развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Материал: предметные картинки: жук, шар, цапля, ножницы, машины, цыпленок, мышка, редис, вертолет, самолет, бабочка, чайник, жираф.

Выставляются все картинки и даются задания:

  • Назовите слова, в которых есть звук « Ж » .
  • В каких словах есть звук « Ш » ?
  • Назовите слова со звуком « Ц » .
  • В каких словах есть звук « Ч » ?
  • Какие слова начинаются с одинаковых звуков?
  • Назовите четыре слова со звуком « ЛЬ » .
  • Назовите слова со звуком « У » .
  • Назовите слова с ударным звуком « О » .
  • Назовите три слова с ударением на « А » .

Упражнение « Отгадай загадку »

Цель : развитие речевого внимания.

Материал: предметные картинки: лебедь, индюк, собака, аист, арбуз, апельсин, утка, осы, кошка, тапочки, игла, ракета, бабочка, зонт, матрешка, лампа, кегли.

Выставляются картинки: лебедь, индюк, собака, аист. В стороне лежит перевернутая картинка с изображением лисы. Детям предлагается сказать, какое слово получится из первых звуков слов-названий. (Лиса.)

Выставляются картинки: арбуз, апельсин, улитка, осы, кошка, тапочки, собака, игла, ракета, бабочка, зонт, матрешка, лампа, кегля. Предлагается детям самим составить слова из первых звуков этих слов-названий. При выполнении заданий оказывается помощь детям. Выигрывает тот, кто назовет больше слов.

Примеры слов: зуб, кот, мак, брат, роза, кит, лук, лак, сумка, рука.

Упражнение «Найди пару»

Цель : развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Материал: по две предметные картинки, слова-названия которых начинаются с одного звука (белка – бегемот, петух – пенал, рыба – ромашка) (на всех детей).

Выставляются предметные картинки, названия которых начинаются с согласных звуков. У детей картинки подобраны так, чтобы можно было составить пару (слова с одинаковыми первыми звуками).

Ребенок называет свой предмет и первый звук слова, находит на доске предмет, название которого начинается с того же звука, составляет пару.

Упражнение «Найди братца»

Цель : развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Материал: предметные картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка, зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел.

Выставляются в первый ряд картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка. Под ними второй ряд6 зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел.

Инструкция: «Перед вами 2 ряда картинок. Нужно во втором ряду положить картинки так, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например, «бабочка», первый звук – «б». Я положу белку, первый звук в этом слове – «бь». «Б» и «бь» - братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слови, если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Упражнение «Найди товарища»

Цель : развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Материал: предметные картинки: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.

Выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.

Инструкция: Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий - глухой звуки).

Ребенок называет предмет и первые звуки слов. Выставляет нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий – глухой согласный».

Игра «Найди и назови»

Цель : развитие речевого внимания и фонематического слуха,

образование имен существительных множественного числа именительного падежа.

Материал: картинки с изображением предметов во множественном числе.

Инструкция: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько и назовешь их»

Игра «Чего не стало?»

Цель : развитие внимания и зрительной памяти, автоматизация звуков речи.

Материал: предметные картинки.

Инструкция: «Запомни ряд картинок, закрой глаза и скажи,чего не стало? »

Игра «Выбери картинки»

Цель : развитие внимания и зрительной памяти, автоматизация звуков речи.

Материал: предметные картинки.

Инструкция: «Выбрать картинки на определенный звук »

Игра «Кого ты видел в зоопарке?»

Цель : развитие внимания и зрительной памяти, автоматизация звуков речи;

расширять и активизировать словарный запас.

Материал: предметные картинки с изображением животных

Инструкция: «Выбрать картинки ответить на вопрос: «Кого ты видел в зоопарке? »

Игра «Кто у кого?»

Цель : развитие внимания и зрительной памяти, автоматизация звуков речи;

расширять и активизировать словарный запас, умение заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.

Материал: предметные картинки с изображением животных

Инструкция: «Выбрать картинки ответить на вопрос: «Кто у кого? »

 Цели: 1) обогащение активного словаря; 2) закрепление навыков словообразования; 3) совершенствование звуковой и просодической стороны речи; 4) формирование фонематических представлений; 5) развитие связной речи; 6) развитие грамматического строя речи; 7) совершенствование слоговой структуры слова; 8) развитие мелкой моторики и высших психических функций.  Инструкция по обучению: в зависимости от поставленной цели и выбора игры.  Советы педагогам:  Пособие расширяет поле деятельности для создания разнообразных вариантов заданий в зависимости от имеющегося картинного материала и ваших возможностей и желаний.  Проявив смекалку и творческое воображение, можно разнообразить картинки-символы к играм.

Цели:

1) обогащение активного словаря;

2) закрепление навыков словообразования;

3) совершенствование звуковой и просодической стороны речи;

4) формирование фонематических представлений;

5) развитие связной речи;

6) развитие грамматического строя речи;

7) совершенствование слоговой структуры слова;

8) развитие мелкой моторики и высших психических функций.

Инструкция по обучению: в зависимости от поставленной цели и выбора игры.

Советы педагогам:

  • Пособие расширяет поле деятельности для создания разнообразных вариантов заданий в зависимости от имеющегося картинного материала и ваших возможностей и желаний.
  • Проявив смекалку и творческое воображение, можно разнообразить картинки-символы к играм.

«Корректурная проба в картинках» (дидактический материал)

«Корректурная проба в картинках»

(дидактический материал)

 Аннотация    Традиционно на этапах постановки звука проводятся разнообразные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. «Корректурная проба в картинках» способствует развитию усидчивости, развитию зрительного восприятия, концентрации и устойчивости внимания. Вариативность заданий позволяет также развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова, процессы классификации, расширять лексический запас, способствует развитию пространственных представлений. Исходя из особенностей развития ребенка, его речевого нарушения, динамики коррекционной работы и цели занятия подбирается соответствующий картинный материал и задания к нему.  После выполнения упражнения ребенок проговаривает слова, составляет с ними словосочетания, придумывает предложения и небольшие сюжетные рассказы. Рекомендовано к использованию учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Аннотация

Традиционно на этапах постановки звука проводятся разнообразные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. «Корректурная проба в картинках» способствует развитию усидчивости, развитию зрительного восприятия, концентрации и устойчивости внимания. Вариативность заданий позволяет также развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова, процессы классификации, расширять лексический запас, способствует развитию пространственных представлений. Исходя из особенностей развития ребенка, его речевого нарушения, динамики коррекционной работы и цели занятия подбирается соответствующий картинный материал и задания к нему.  После выполнения упражнения ребенок проговаривает слова, составляет с ними словосочетания, придумывает предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Рекомендовано к использованию учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

 Цели: 1) обогащение активного словаря; 2) закрепление навыков словообразования; 3) совершенствование звуковой и просодической стороны речи; 4) формирование фонематических представлений; 5) развитие связной речи; 6) развитие грамматического строя речи; 7) совершенствование слоговой структуры слова; 8) развитие мелкой моторики и высших психических функций.  Инструкция по обучению: в зависимости от поставленной цели и выбора игры.  Советы педагогам:   Возможность создания разнообразных вариантов заданий в зависимости от имеющегося картинного материала и ваших возможностей и желаний.  Ламинированные картинки дают возможность многократного использования пособия.  В зависимости от вида картинного материала осуществляется подбор заданий.  Цветные и черно-белые варианты карточек позволяют ребенку работать с цветом.  

Цели:

1) обогащение активного словаря;

2) закрепление навыков словообразования;

3) совершенствование звуковой и просодической стороны речи;

4) формирование фонематических представлений;

5) развитие связной речи;

6) развитие грамматического строя речи;

7) совершенствование слоговой структуры слова;

8) развитие мелкой моторики и высших психических функций.

Инструкция по обучению: в зависимости от поставленной цели и выбора игры.

Советы педагогам:

  • Возможность создания разнообразных вариантов заданий в зависимости от имеющегося картинного материала и ваших возможностей и желаний.
  • Ламинированные картинки дают возможность многократного использования пособия.
  • В зависимости от вида картинного материала осуществляется подбор заданий.
  • Цветные и черно-белые варианты карточек позволяют ребенку работать с цветом.
  •  

 Возможные варианты заданий к рис.1: Обозначить (подчеркнуть, обвести, зачеркнуть и т.п.) заданную картинку («нарисуй волну под рыбкой»). Обозначить картинку слева (справа) от заданной («подчеркни предмет, который находится справа от коровы»). Обозначить только заданную последовательность картинок (конфету и рыбку поместить в прямоугольник). Обозначить картинку, в названии которой есть звук [Р] (или другой звук). Обозначить картинки, название которых начинается с определенного звука. Обозначить картинки, название которых начинается с определенного слога (буквосочетания). Обозначить картинки, которые относятся к определенной лексической теме. Обозначить картинки, которые не относятся к определенной лексической теме. Обозначить картинки, название которых отвечает на вопрос «Кто?» «Что?» Обозначит картинку, которая находится первой в ряду.

Возможные варианты заданий к рис.1:

  • Обозначить (подчеркнуть, обвести, зачеркнуть и т.п.) заданную картинку («нарисуй волну под рыбкой»).
  • Обозначить картинку слева (справа) от заданной («подчеркни предмет, который находится справа от коровы»).
  • Обозначить только заданную последовательность картинок (конфету и рыбку поместить в прямоугольник).
  • Обозначить картинку, в названии которой есть звук [Р] (или другой звук).
  • Обозначить картинки, название которых начинается с определенного звука.
  • Обозначить картинки, название которых начинается с определенного слога (буквосочетания).
  • Обозначить картинки, которые относятся к определенной лексической теме.
  • Обозначить картинки, которые не относятся к определенной лексической теме.
  • Обозначить картинки, название которых отвечает на вопрос «Кто?» «Что?»
  • Обозначит картинку, которая находится первой в ряду.

 Рис. 2 «Нарисуй дорожку только под домашними животными».   Рис. 3 «Обведи в кружок те предметы, в названии которых есть звук [С]» Возможные варианты заданий к рис. 4: Назови картинки, которые находятся слева (справа, вверху, внизу). Что слева от ананаса? Что справа от дыни? Что над грушей? Что под бананами? Что между хурмой и грушей? Как назвать все картинки одним словом? Какой фрукт находится в правом верхнем ряду? Какой фрукт в левом нижнем углу? Закрой глаза, я уберу картинку. Определи, какой фрукт пропал. Уберу две (три) картинки. Назови их. Поменяю местами картинки. Что изменилось? Одну картинку уберу, другую положу. Что изменилось? Назови еще раз картинки одним словом. Закроем их. Вспомни все названия фруктов.

Рис. 2 «Нарисуй дорожку только под домашними животными».

Рис. 3 «Обведи в кружок те предметы, в названии которых есть звук [С]»

Возможные варианты заданий к рис. 4:

  • Назови картинки, которые находятся слева (справа, вверху, внизу).
  • Что слева от ананаса? Что справа от дыни?
  • Что над грушей? Что под бананами?
  • Что между хурмой и грушей?
  • Как назвать все картинки одним словом?
  • Какой фрукт находится в правом верхнем ряду?
  • Какой фрукт в левом нижнем углу?
  • Закрой глаза, я уберу картинку. Определи, какой фрукт пропал.
  • Уберу две (три) картинки. Назови их.
  • Поменяю местами картинки. Что изменилось?
  • Одну картинку уберу, другую положу. Что изменилось?
  • Назови еще раз картинки одним словом. Закроем их. Вспомни все названия фруктов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!