СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ОТ КОМПЬЮТЕРОВ И СЕТИ ИНТЕРНЕТ"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ОТ КОМПЬЮТЕРОВ И СЕТИ ИНТЕРНЕТ"»

 МКОУ « Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»  Касторенского района Курской области Здоровый образ жизни и зависимость школьников от компьютеров и сети Интернет Выполнил Рогов Андрей Владимирович,  преподаватель-организатор ОБЖ 2023 год

МКОУ « Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» Касторенского района Курской области

Здоровый образ жизни

и зависимость школьников

от компьютеров и сети Интернет

Выполнил

Рогов Андрей Владимирович,

преподаватель-организатор ОБЖ

2023 год

Актуальность темы    Интернет- широкомасштабная компьютерная сеть. Основными пользователями Интернета в России являются подростки, среди них выявляется наибольшая часть интернет-зависимых. Неограниченное пребывание школьников за компьютером приводит к физическим и психическим отклонениям. Поэтому профилактика интернет- зависимости среди подростков становится особенно актуальной. Задача педагогов- создание психологического и эмоционального благополучия обучающихся.  Основное требование для выполнения условий реализации программ НОО, ООО, СОО - укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.  Актуальность здоровьесбережения отражена в федеральном проекте «Школа Минпросвещения России», один из пяти ключей этого проекта – ЗДОРОВЬЕ.  В 2022 году утверждена «Стратегия развития образования Курской области до 2030 года», один из семи приоритетов которой – « Здоровьесбережение, продуктивный безопасный досуг  и каникулярный отдых».

Актуальность темы

Интернет- широкомасштабная компьютерная сеть. Основными пользователями Интернета в России являются подростки, среди них выявляется наибольшая часть интернет-зависимых. Неограниченное пребывание школьников за компьютером приводит к физическим и психическим отклонениям. Поэтому профилактика интернет- зависимости среди подростков становится особенно актуальной. Задача педагогов- создание психологического и эмоционального благополучия обучающихся.

Основное требование для выполнения условий реализации программ НОО, ООО, СОО - укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.

Актуальность здоровьесбережения отражена в федеральном проекте «Школа Минпросвещения России», один из пяти ключей этого проекта – ЗДОРОВЬЕ.

В 2022 году утверждена «Стратегия развития образования

Курской области до 2030 года», один из семи приоритетов которой – « Здоровьесбережение, продуктивный безопасный досуг

и каникулярный отдых».

Цель:  изучение особенностей зависимости от компьютеров и сети Интернет в подростковой среде и разработка рекомендаций для педагогов, детей и их родителей по профилактике компьютерной и Интернет- зависимости.    Объект исследования:  школьники 7-11 классов, пользующиеся компьютером и Интернетом. Предмет исследования:  факторы негативного влияния компьютера и сети Интернет на физическое и психическое состояние школьников.

Цель: изучение особенностей зависимости от компьютеров и сети Интернет в подростковой среде и разработка рекомендаций для педагогов, детей и их родителей по профилактике компьютерной и Интернет- зависимости.

Объект исследования: школьники 7-11 классов, пользующиеся компьютером и Интернетом.

Предмет исследования: факторы негативного влияния компьютера и сети Интернет на физическое и психическое состояние школьников.

Задачи: -изучить литературу по теме компьютерной зависимости и интернет- зависимости; -выявить уровень компьютерной зависимости и интернет - зависимости среди учащихся 9 -11 классов школы через тестирование; -систематизировать полученную информацию и сделать выводы; -разработать практические рекомендации для педагогов, подростков и их родителей по профилактике компьютерной зависимости и интернет - зависимости.

Задачи:

-изучить литературу по теме компьютерной зависимости и интернет- зависимости;

-выявить уровень компьютерной зависимости и интернет - зависимости среди учащихся 9 -11 классов школы через тестирование;

-систематизировать полученную информацию и сделать выводы;

-разработать практические рекомендации для педагогов, подростков и их родителей по профилактике компьютерной зависимости и интернет - зависимости.

Гипотеза исследования:  предполагается, что в МКОУ « Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» есть ряд школьников, относящихся к группе риска компьютерной зависимости и интернет – зависимости.

Гипотеза исследования:

предполагается, что в МКОУ « Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» есть ряд школьников, относящихся к группе риска компьютерной зависимости и интернет – зависимости.

 Методы исследования:  Теоретические: -изучение литературы по теме исследования; -теоретический анализ исследований, проведённых по данной проблеме. Экспериментальные: - анкетирование, -тестирование. Эмпирические: - количественный и качественный анализ данных исследования.

Методы исследования:

Теоретические:

-изучение литературы по теме исследования;

-теоретический анализ исследований, проведённых по данной проблеме.

Экспериментальные:

- анкетирование,

-тестирование.

Эмпирические:

- количественный и качественный анализ данных исследования.

Научная новизна.  Данная проблема впервые исследуется педагогами Касторенского муниципального района. Теоретическая значимость. Информационная часть работы может быть использована для профилактики возможных заболеваний при работе за компьютером. Практическая значимость. Полученные статистические данные могут быть использованы в качестве практического руководства педагогам и родителям для профилактики интернет-зависимости в школьном возрасте.    Профилактические рекомендации могут быть использованы при разработке программ, памяток для учащихся.  

Научная новизна.  Данная проблема впервые исследуется педагогами Касторенского муниципального района.

Теоретическая значимость. Информационная часть работы может быть использована для профилактики возможных заболеваний при работе за компьютером.

Практическая значимость. Полученные статистические данные могут быть использованы в качестве практического руководства педагогам и родителям для профилактики интернет-зависимости в школьном возрасте.    Профилактические рекомендации могут быть использованы при разработке программ, памяток для учащихся.

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ  ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  1.1.Интернет- зависимость и её характеристика ГЛАВА II .ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Методики социологического опроса школьников для определения компьютерной зависимости и интернет- зависимости  2.2. Результаты социологического  исследования2.3. Профилактические мероприятия по предупреждению компьютерной зависимости и интернет-зависимости ЗАКЛЮЧЕНИЕ  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  ПРИЛОЖЕНИЯ                     

СТРУКТУРА РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

1.1.Интернет- зависимость и её характеристика

ГЛАВА II .ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Методики социологического опроса школьников для определения компьютерной зависимости и интернет- зависимости 

2.2. Результаты социологического исследования2.3. Профилактические мероприятия по предупреждению

компьютерной зависимости и интернет-зависимости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  
ГЛОССАРИЙ Интернет-зависимость(или  интернет-аддикция ) — навязчивое стремление использовать Интернет  и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в Сети.   Компьютерная зависимость – это потребность к проведению времени за компьютером или подобными электронными устройствами (планшетами и т.д.).  

ГЛОССАРИЙ

Интернет-зависимость(или  интернет-аддикция ) — навязчивое стремление использовать Интернет  и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в Сети. Компьютерная зависимость – это потребность к проведению времени за компьютером или подобными электронными устройствами (планшетами и т.д.).  

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ Информационная перегрузка Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам Возможность анонимных социальных межличностных коммуникаций Реализация собственных представлений, фантазий, невозможная в обычной жизни Широкая возможность поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям Неограниченный доступ к информации

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

  • Информационная перегрузка
  • Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам
  • Возможность анонимных социальных межличностных коммуникаций
  • Реализация собственных представлений, фантазий, невозможная в обычной жизни
  • Широкая возможность поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям
  • Неограниченный доступ к информации

ОСНОВНЫЕ ПРИЗАКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАИВИСИМОСТИ Усиливается отчуждение подростка от структуры семьи Увлечение сетевыми играми и общение в социальных сетях Снижение успеваемости в школе Перепады настроения Оппозиционность к родителям при запрете пользования компьютером Неадекватная реакция на замечания, связанные с долгим пребыванием у компьютера Ограничение общения с друзьями

ОСНОВНЫЕ ПРИЗАКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАИВИСИМОСТИ

  • Усиливается отчуждение подростка от структуры семьи
  • Увлечение сетевыми играми и общение в социальных сетях
  • Снижение успеваемости в школе
  • Перепады настроения
  • Оппозиционность к родителям при запрете пользования компьютером
  • Неадекватная реакция на замечания, связанные с долгим пребыванием у компьютера
  • Ограничение общения с друзьями
Психические последствия компьютерной зависимости  Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером  Нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером  Раздражение при вынужденном отвлечении  Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером

Психические последствия компьютерной зависимости

  • Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
  • Нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером
  • Раздражение при вынужденном отвлечении
  • Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером
Физические последствия компьютерной зависимости   Нарушение зрения Снижение иммунитета Головные боли Повышенная утомляемость Бессонница Боли в спине Туннельный синдром (боли в запястье)

Физические последствия компьютерной зависимости

  • Нарушение зрения
  • Снижение иммунитета
  • Головные боли
  • Повышенная утомляемость
  • Бессонница
  • Боли в спине
  • Туннельный синдром (боли в запястье)
Диагностика компьютерной и интернет-зависимости  В анкетировании «Место компьютера в жизни школьников» и тестировании с помощью опросника Кимберли Янга приняли участие 64 учащихся 7-8 классов.  Цель: определить ведущие предпочтения в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры .  В социологическом опросе для определения интернет-зависимости приняли участие 66 человек 9-11 классов, был использован психологический тест (составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.) и опросник «Поведение в Интернете» Анастасии Жичкиной. Цель исследования: определение степени компьютерной зависимости и интернет-зависимости старшеклассников.

Диагностика компьютерной и интернет-зависимости

В анкетировании «Место компьютера в жизни школьников» и тестировании с помощью опросника Кимберли Янга приняли участие 64 учащихся 7-8 классов.

Цель: определить ведущие предпочтения в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры .

В социологическом опросе для определения интернет-зависимости приняли участие 66 человек 9-11 классов, был использован психологический тест (составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.) и опросник «Поведение в Интернете» Анастасии Жичкиной.

Цель исследования: определение степени компьютерной зависимости и интернет-зависимости старшеклассников.

Анкетирование «Место компьютера в жизни школьника»

Анкетирование «Место компьютера в жизни школьника»

Определение интернет-зависимости  среди школьников 7-8 классов  (тест-опросник К. Янга)

Определение интернет-зависимости среди школьников 7-8 классов (тест-опросник К. Янга)

  Определение компьютерной зависимости  среди учащихся 9-11 классов   ( Психологический тест - составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.)

Определение компьютерной зависимости среди учащихся 9-11 классов ( Психологический тест - составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.)

Определение компьютерной зависимости  среди учащихся 9-11 классов   ( Психологический тест - составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р. )

Определение компьютерной зависимости среди учащихся 9-11 классов ( Психологический тест - составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р. )

Определение компьютерной зависимости  среди учащихся 9-11 классов   ( Психологический тест - составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.)

Определение компьютерной зависимости среди учащихся 9-11 классов ( Психологический тест - составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.)

Исследование Интернет-зависимости по шкале А. Жичкиной   22% лиц женского пола склонны  к Интернет-зависимости

Исследование Интернет-зависимости по шкале А. Жичкиной

22% лиц женского пола склонны

к Интернет-зависимости

Рекомендации по снижению интернет-зависимости школьников Обратить внимание на досуговую деятельность школьников.  Вовлечение школьников в обучение в объединениях дополнительного образования различных направленностей.  Привлечение обучающихся к работе в детских и юношеских  общественных объединениях . Вовлечение обучающихся в различные соревнования, клубы по интересам, в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью

Рекомендации по снижению интернет-зависимости школьников

  • Обратить внимание на досуговую деятельность школьников.
  • Вовлечение школьников в обучение в объединениях дополнительного образования различных направленностей.
  • Привлечение обучающихся к работе в детских и юношеских

общественных объединениях .

  • Вовлечение обучающихся в различные соревнования, клубы по интересам, в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью
Профилактика интернет- зависимости  Установить лимит времени работы за компьютером. Ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.  Общение с компьютером у подростков должно иметь жёсткие рамки. Найти интересные увлечения, не связанные с компьютером.  Родителям необходимо проводить с детьми больше свободного времени.

Профилактика интернет- зависимости

  • Установить лимит времени работы за компьютером.
  • Ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Общение с компьютером у подростков должно иметь жёсткие рамки.
  • Найти интересные увлечения, не связанные с компьютером.
  • Родителям необходимо проводить с детьми больше

свободного времени.

Литература 1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4. 2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.) 3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100. 4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.) 5. Балонов И.М.

Литература

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.

2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.

4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

5. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.

6. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.

7.Смирнова А.А.,Синогина Е.С.Влияние компьютера и сети Интернет на физическое и психическое здоровье школьников. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyutera-i-seti-internet-na-fizicheskoe-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!