СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины девиантного поведения подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятия проступка, правонарушения и преступления. Причины девиантного поведения умственно отсталых детей.

Просмотр содержимого документа
«Причины девиантного поведения подростков»


СОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

« Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»

Г. Ярцево







Выступление на педсовете



Тема: «Проступок, правонарушение, преступление. Причины девиантного поведения подростков.»











Подготовила учитель СБО

Л.П. Горенкова











2017

Мы живем в такое неспокойное время, когда такие слова, как проступок, правонарушение, преступление постоянно у нас на слуху. Довольно часто мы даже и не задумываемся о том, какое происхождение имеют эти слова и что они означают.

Проступки - это противоправные деяния, которые не относятся к общественно опасным. По факту их свершения, как правило, следует не наказание, а взыскание. Если совершен проступок, ответственность все равно последует, но она будет зависеть от его разновидности. Довольно часто проступки относят к мелким нарушениям, которые списываются на неосторожность или пренебрежение правилами и нормами, имеющимися в обществе. В чем разница между проступком и преступлением? Преступления и проступки, если рассматривать точку зрения криминалистики, отличаются только степенью тяжести, но они являются нарушением законодательства. Только после совершения преступления всегда следует наказание, которое может быть представлено (в зависимости от тяжести) в виде реального тюремного срока и крупного штрафа. Для многих преступление – это когда совершается убийство или причинение вреда здоровью человека. Но на самом деле, даже никого не убивая, можно совершить преступление (пример - финансовая махинация).

Виды проступков бывают следующие:

  • Административные

  • Дисциплинарные.

  • Гражданско-правовые проступки.

  • Аморальные.

Большинство сотрудников правовых органов считают, что любой проступок – это первый шаг к совершению преступления, особенно в том случае, когда человек не понес никакого наказания за его совершение. Рассмотрим разновидности проступков более подробно.

Административные проступки. К такой категории можно отнести любые противоправные действия, которые нарушают общественный порядок, посягают на государственную собственность, свободу и права граждан. К этой группе также относятся проступки в области охраны здоровья, труда, окружающей среды и так далее. Например, неаккуратное вождение автомобиля или несоблюдение правил противопожарной безопасности можно отнести к административным проступкам. Нарушение общественного порядка, посягательство на памятники архитектуры и истории также относятся к этой категории нарушений. За такие правонарушения, как правило, может последовать: Штраф. Конфискация. Исправительные работы. Административный арест на срок до 15 суток. Рассматривать административные нарушения и налагать взыскания могут только органы, которые уполномочены этим заниматься. Наказать человека за совершенное административное нарушение можно в течение года с момента его совершения.

Дисциплинарные проступки Само понятие дисциплины для каждого является абсолютно понятным. Дома этого мы требуем от своих детей, а на рабочем месте должны сами ее соблюдать. Дисциплина – это соблюдение определенных правил и норм, которые приняты в данном обществе, на предприятии. Чаще всего совершение проступка дисциплинарного характера связано с нарушением условий, которые прописаны в трудовом договоре. Например, халатное отношение к выполнению своих трудовых обязанностей или полное их игнорирование – это и есть пример дисциплинарного проступка. Разбирательством такого нарушения будут заниматься не правоохранительные органы, а администрация предприятия. Трудовым кодексом прописаны дисциплинарные взыскания, они могут быть следующими: Замечание. Выговор. Перевод на другую, менее оплачиваемую должность. Увольнение. Взыскание по поводу такого нарушения администрация должна применить не позднее 1 месяца со дня его обнаружения.

Гражданские проступки Эту разновидность правонарушений можно отнести к самым безобидным по отношению к обществу. Если рассматривать гражданско-правовые проступки, примеры можно привести следующие: Нарушение авторских прав. Распространение неверных слухов о человеке, носящих оскорбительный характер. Невыполнение договорных обязательств. Причинение имущественного вреда. Заключение сделок, которые не отличаются своей законностью. Если человек совершил проступок такого характера, то может последовать следующее наказание: Возмещение убытков. Компенсация морального вреда. Выплата «неустойки». Принудительное восстановление нарушенных прав и т. д.

Аморальные правонарушения Такие виды проступков часто относят к гражданско-правовым, но необходимо заметить, что аморальные действия чаще всего носят намеренный характер и предполагают насильственные действия по отношению к другому человеку. Если рассматривать такие проступки, то можно проследить, что идет нарушение не гражданских прав, а моральных норм. В качестве примера можно привести: Совершение насильственных действий в воспитательных целях. Унижение человеческого достоинства. Публичное оскорбление. Требование взяток также считается аморальным проступком. Появление в нетрезвом состоянии в общественных местах. Вовлечение несовершеннолетних детей в процесс употребления алкогольных напитков. Рукоприкладство по отношению к своим воспитанникам. Довольно часто действующими лицами таких разбирательств становятся работники образовательных учреждений, педагоги и воспитатели. Если доказано совершение такого проступка, то это является веским основанием для увольнения сотрудника с занимаемой должности. При этом обязательно делается соответствующая запись в трудовой книжке, что в дальнейшем может привести к определенным трудностям с поисками нового места работы. Если аморальный проступок совершен лицом, которое не имеет отношения к процессу воспитания детей, то увольнения может и не последовать, а применяются другие меры наказания. Аморальные проступки считаются наиболее сложными в плане разбирательств и вынесения наказания. Так как окончательное решение о том, отнести проступок к аморальному или это свидетельство отвратительного воспитания, будет зависеть от личных моральных качеств того, кто занимается разбирательством этого дела. Наложение любого взыскания за совершение аморального проступка должно произойти не позднее месяца со дня его обнаружения и не позднее полугода с того момента, как он был совершен.

Мы разобрали, что такое проступки, и становится очевидным, что довольно часто грани между различными видами правонарушений достаточно размыты и условны. Чтобы не пришлось разбираться в разнице между преступлением и проступком и не гадать, какое наказание может последовать, необходимо соблюдать все правила и нормы, которые имеются в нашем обществе, и быть законопослушным гражданином.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Под нарушением поведения мы понимаем действия и поступки личности, вступающие в противоречие с установленными социальными нормами и стандартами поведения. Нарушение поведения умственно отсталых детей и подростков имеет ряд особенностей, которые состоят в следующем:

1) Большая распространенность нарушения поведения умственно отсталых учащихся как в общей детско-подростковой популяции, так и среди учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. При этом отмечается тенденция к дальнейшему росту численности умственно отсталых детей с нарушением поведения.

2) Нарушения поведения у умственно отсталых учащихся складываются в основном в подростковом возрасте, но в 15% случаев они выявляются значительно раньше – в возрасте 7- 12 лет.

3) Нарушения поведения умственно отсталых детей могут носить различный характер: эпизодический, ситуативный, систематический. Наиболее распространенными являются нарушения поведения систематического характера.

4) Нарушения поведения умственно отсталых обучающихся представлены достаточно большим разнообразием его форм: непосещение школы (школы-интерната) без уважительной причины; грубость, сквернословие с учителями, сверстниками; курение; невыполнение учебных заданий; драчливость, нанесение телесных повреждений; нарушение школьного распорядка; воровство и другие.

5) Нарушения поведения умственно отсталых обучающихся носит многофакторный генезис. Ведущее значение в происхождении нарушения поведения учащихся имеют особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер, обусловленные интеллектуальной недостаточностью. Первостепенное значение отводится негативным личностным особенностям, которые формируются под влиянием интеллектуального недоразвития. В значительной части случаев нарушения поведения возникают в результате неправильного взаимодействия умственно отсталого обучающегося со средой, не учитывающей особенностей данного ребенка (Л.С. Выготский). В этом случае ребенок может компенсировать трудности ответными агрессивными действиями по отношению к среде, в которой он находится. Следовательно, нарушение поведения является показателем адаптивности учащегося к условиям конкретного образовательного учреждения и выступает как переменная величина, обусловленная нарушением адекватного взаимодействия педагогического коллектива специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения с умственно отсталым обучающимся. В этом смысле нарушение поведения является частным случаем расстройства способности обучающегося к адаптации в связи с неблагоприятными условиями социальной среды и выступает как явление социально-педагогическое, характеризующееся образованием неадекватных механизмов приспособления обучающегося к условиям образовательного учреждения. Нарушение поведения трансформируется в устойчивое и повторяющееся, если оно оказывается эффективным для учащегося средством достижения цели, и становится распространенным при воспроизведении причин и условий, его порождающих. Ведущее значение придается социальным причинам в генезисе нарушения поведения умственно отсталых обучающихся. В частности, это неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, недостатки учебно-воспитательной работы педагогического коллектива специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения (педагогически неверные способы воздействия, плохой психологический климат в классе, низкий социальный статус ребенка в коллективе класса, длительный неуспех в учебной и трудовой деятельности, игнорирование или недоучет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся); влияние компании с асоциальной направленностью, бессодержательное времяпровождение; несвоевременность начала обучения по специальной программе и многие другие. Не меньшее значение в возникновении нарушений поведения умственно отсталых учащихся имеют причины, действующие на общесоциальном уровне. Это такие причины, как игнорирование и разрушение ценностей, нейтральное отношение общества к проявлениям отклоняющегося поведения; отсутствие ясной государственной политики в отношении изменения иерархии общественных ценностей, а также несовершенство законодательной базы и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений и многие другие.

7) Нарушения поведения умственно отсталых детей и подростков специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью: различные формы нарушения поведения встречаются с наибольшей частотой у обучающихся мужского пола.

8) Нарушение поведения детей и подростков с психическим недоразвитием в своем становлении проходит определенные этапы, которые носят условный характер и подвержены динамическим изменениям. На начальном этапе поведение характеризуется отдельными нарушениями соответствующих возрасту социальных требований и единичными, эпизодическими проявлениями нарушения поведения. Это этап формирования инициальных форм нарушения поведения или «преддевиантного синдрома». На втором этапе нарушение поведения отличается большим разнообразием форм проявления, количеством ситуаций, его стимулирующих, и большей устойчивостью. На третьем этапе нарушение поведения усугубляется, выходит на первый план, приобретает систематический характер и является привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды. Следовательно, динамика нарушения поведения умственно отсталых обучающихся идет в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения.

9) В подавляющем большинстве случаев нарушения поведения умственно отсталых учащихся отражают ведущий психопатологический синдром. Клинико-психологическая структура нарушения поведения умственно отсталых подростков рассматривается внутри следующих психопатологических вариантов:

  • психическая декомпенсация невротического типа;

  • психическая декомпенсация психопатоподобного типа: с преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости; с преобладанием аффективной возбудимости и двигательной расторможенности; с преобладанием патологии влечений.

Психическая декомпенсация невротического типа связана с болезненным переживанием чувства собственной интеллектуальной неполноценности. Отмечаются падение работоспособности, повышенная психическая тормозимость, неуверенность в своих физических и интеллектуальных возможностях, гипертрофированное переживание неудач, повышенная психическая ранимость, трудности контактов со сверстниками, стремление к уединению. Нарушения поведения, внешне представляющиеся асоциальными, в основном носят защитный характер ухода от трудностей. Безудержность аффективных вспышек неадекватна незначительности причины их вызвавшей. Аффективная возбудимость сочетается с упрямством, негативизмом, нетерпимостью к критике, повышенной требовательностью к окружающим. Мальчикам свойственна склонность к курению, употреблению алкоголя, кражам, побегам из школы. Повышенные влечения при преобладании патологии влечений у учащихся имеют неодолимый характер и определяют весь образ жизни, нередко препятствуют пребыванию подростков в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении. По доминированию того или иного вида патологии влечений между мальчиками и девочками существуют различия. В картине нарушения поведения девочек основное место занимает повышенная сексуальность, с которой тесно связана склонность к бродяжничеству. У мальчиков на первое место выступает стремление к бродяжничеству, склонность к побегам, нередко носящие неодолимый, бесцельный характер. Отмечаются тяга к воровству, употреблению алкоголя. Иногда характер патологического влечения приобретает и агрессивность как первичная склонность к насилию и жестокости. Отмечаются немотивированные колебания настроения, беспричинными агрессивными разрядами, иногда – садистические наклонности. Сексуальность у мальчиков не занимает значительного места в нарушении поведения.

Среди различных типов нарушения поведения, отмечаемых у умственно отсталых учащихся, наибольшее значение имеют психопатоподобные расстройства, затрудняющие социальную адаптацию и нередко способствующие формированию антисоциальных форм поведения и правонарушений. В основе психопатоподобного синдрома лежат глубинные расстройства личности с расторможением, а иногда и с грубым извращением примитивных потребностей. Нарушения поведения настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине интеллектуальной недостаточности. Пребывание учащихся, умственной отсталости которых сопутствует психопатоподобный синдром, в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении затруднено. У детей младшего школьного возраста психопатоподобный синдром проявляется немотивированной грубостью, жестокостью, злобностью, агрессией. В подростковом возрасте на первый план выходят патологические влечения: повышенная сексуальность, синдром бродяжничества, повышенная аффективная возбудимость с раздражительностью, вспыльчивостью, гневливостью. Д.Н. Исаев выделяет три группы умственно отсталых учащихся с психопатоподобным поведением. Первую группу составляют дети с психопатическими особенностями личности, своеобразие поведения которых обнаруживается уже в преддошкольном возрасте, но в подростковом возрасте грубость, раздражительность, колебания настроения выходят на первый план, отмечается повышение сексуальных влечений. Ко второй группе отнесены учащиеся с психопатоподобным синдромом органического происхождения с двигательной расторможенностью, ограниченной способностью к целенаправленной деятельности, повышенной утомляемостью, истощаемостью, поверхностностью эмоциональных проявлений, бурными аффектами, колебаниями настроения. Третья группа детей с психопатоподобным синдромом, сформировавшимся под влиянием неблагоприятных условий обучения и воспитания, отличается двигательным беспокойством, раздражительностью, обидчивостью, недоверчивостью, негативизмом, склонностью к бродяжничеству и лжи. Нарушение поведения при астеническом синдроме характеризуется аффективной неустойчивостью, угнетенным настроением, неусидчивостью, суетливостью, психомоторной расторможенностью, реакциями протеста: крик, плач, агрессивные и разрушительные действия. Дети и подростки с умственной отсталостью в сочетании с неврозоподобным синдромом отличаются капризностью, возбудимостью, повышенной утомляемостью, вегетативными расстройствами. Для умственно отсталых обучающихся в сочетании с дисфорическим синдромом характерными являются внезапные колебания настроения, аффективные разряды, сопровождающиеся агрессией, разрушительными действиями. Синдром аутизма при умственной отсталости у учащихся характеризуется отсутствием потребности в общении, нецеленаправленным поведением. Гиперкинетический синдром у умственно отсталых детей отличается повышенной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания, недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей интеллектуального напряжения, слабо регулируемой активностью, импульсивностью.

Особое место в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях и профилактики нарушения поведения занимает изучение особенностей поведения умственно отсталых детей. Необходимость изучения и анализа поведения умственно отсталых детей и подростков обусловлена рядом причин. Изучение действий и поступков обучающихся позволяет педагогу понять и верно оценить поступки и проступки детей, раскрыть сущность личности обучающихся, выработать правильное отношение к нарушениям поведения, а также определить стратегию профилактической деятельности. Ведущим методом изучения поведения умственно отсталых обучающихся является наблюдение, которое представляет собой специально организованное восприятие поведения детей и подростков в естественных условиях. Цель изучения действий и поступков обучающихся – по внешним особенностям поведения определить наличие признаков, дающих основание предположить нарушение поведения, и выработать систему психолого-педагогических мер по его профилактике или преодолению. Изучение поведения умственно отсталых детей и подростков предполагает решение следующих задач: - выявить наличие нарушений в поведении учащихся; - определить степень выраженности нарушений в поведении детей; - прогнозировать возможные варианты нарушений в поведении детей и подростков с целью выбора адекватных педагогических мер по их предупреждению; - выявить группу риска по нарушенному поведению; - установить причины нарушения поведения, неблагоприятные факторы, поддерживающие различные формы нарушения поведения среди умственно отсталых обучающихся; - определить положительные личностные качества обучающихся, которые будут служить основой предупреждения и преодоления имеющихся нарушений поведения.


ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Сост. Т. М. Лифанова. – М. : Педагогика, 1995.

2.Соловьева, С.В. Профилактика нарушений поведения умственно отсталых детей и подростков: методические рекомендации. – Екатеринбург: ИРРО, 2008. – 60 с

3.http://yandex.ru/clck/jsredir?bu


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!