Причины и факторы воздействия, способствующие формированию школьной тревожности
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку, испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, дезадаптивен, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.
Просмотр содержимого документа
«Причины и факторы воздействия, способствующие формированию школьной тревожности»
Причины и факторы воздействия, способствующие формированию школьной тревожности
Л.В. Бороздина указывает на то, что тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку, испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, дезадаптивен, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.
А.М. Прихожан, предложила два типа тревожности. Беспредметная тревожность, обусловленная особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма (человек не может соотнести переживания с конкретными объектами) и тревожность, как склонность к ожиданию неблагополучия, к различным видам деятельности, общения. Такой тип тревожности связан с особенностями личности, формирует её в течение жизни и является врождённым признаком. Она считает, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику и для каждого возраста существуют определённые области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
Исследования показали, что существуют различные формы переживания, осознания, вербализации и преодоления тревожности:
Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах: острая (нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность), регулируемая и компенсируемая тревожность (может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности), культивируемая (тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определённой личностной зрелости).
Скрытая тревожность - неосознаваемая, проявляющаяся в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, а также косвенным путём через специфические формы;
Неадекватное спокойствие - реакции по принципу: «У меня всё в порядке!». Это связано с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку. Низкая самооценка в сознание не допускается;
Уход от ситуации.
Следует заметить, что проявленное состояние тревоги или тревожность, как психическое свойство, находится в конфронтации с базовыми личностными потребностями (эмоциональное благополучие, чувство безопасности), что значительно усложняет работу с тревожными людьми. Они выражают явное желание избавиться от тревожности, хотя неосознанно сопротивляются попыткам помочь сделать это. Причина такого сопротивления трактуется им самим, как правило, неадекватно.
Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность ребёнка во многом зависит от окружающих его взрослых. Она развивается вследствие наличия у него внутреннего конфликта, который может быть вызван противоречивыми и неадекватными требованиями, предъявляемыми родителями или педагогом, либо негативными требованиями, которые унижают и ставят в зависимое положение.
Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Психолог Е.Ю. Брель выявила такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.