Сценарий представления инновационного опыта работы учителем русского языка и литературы Ольги Николаевны Ищенко по теме «Нестандартные формы обучения русскому языку и литературе»
Слайд № 1.
Уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я, учитель русского языка и литературы Раздорской средней общеобразовательной школыУсть-Донецкого района Ольга Николаевна Ищенко, представляю инновационный опыт своей работы по теме: «Нетрадиционные (нестандартные) формы обучения русскому языку и литературе».
Слайд № 2.
Бернард Шоу считал: «Единственный путь, ведущий к познанию, - деятельность». И с этим трудно не согласиться.
Слайд № 3.
Однако проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению, а следовательно, и к деятельности. Почему это происходит? Я думаю, причины этого негативного явления известны каждому учителю. Основные, с моей точки зрения, это
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самовыражения.
Изучив данную проблему, я задумалась над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом?» За 44 года своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика, ведь этот успех всегда связан с чувством радости и с эмоциональным подъёмом. У ребят, удачно справившихся с каким-нибудь полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигнуть вновь хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха. Осознание этого помогло мне в своё время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания - поиск в каждом ребёнке изюминки и её развитие. Именно этим и занимаюсь долгие годы.
Слайд № 4.
В своей работе я опираюсь на методики следующих педагогов:
- Александра Изотовича Адамского, ректора института проблем образовательной политики (раскрепощение личности ученика);
- Виктора Фёдоровича Шаталова, народного учителя СССР,
Софьи Николаевны Лысенковой, педагога-новатора, заслуженного учителя РСФСР, народного учителя СССР (свобода учителя);
-Александра Наумовича Тубельского, Президента Ассоциации инновационных школ и центров (превращение школы в сообщество, в школу развития).
Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников, изменяющим как способы презентации и усвоения знаний, так и тип овладения ими. Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Инновационные технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку и литературы - развитие коммуникативной личности, то есть дают возможность перейти от изучения языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень.
Слайд № 5.
В своей работе я использую элементы различных инновационных педагогических технологий, но считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. Выигрышный момент данной формы в том, что в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и проведение самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение нестандартных форм и методов на уроках русского языка и литературы позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Главной задачей этой методики является внедрение в учебный процесс таких методов, которые развивают критическое мышление учащихся любого возраста. Эти методы можно эффективно применять, работая и в рамках традиционной системы обучения.
Уважаемые коллеги, я поделюсь с вами своими педагогическими находками, которые использую как на уроках русского языка, так и литературы.
Одной из разновидностей нетрадиционной формы обучения русскому языку и литературы является его метафоризация. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания. Метафоризация лингвистических сведений возможна в силу того обстоятельства, что язык, как явление развивающееся и функционирующее, может быть антропологически интерпретирован. В качестве примера приведу игру во Вселенную русского языка (автор Канарская О. В.). В основе ее лежит идея многолетнего «космического путешествия» по Вселенной русского языка.Например, «Путешествие к созвездию Морфемика» в 5 классе.
Слайд № 6.
Например, «Путешествие к созвездию «Морфемика» в 5 классе.
Слайд № 7.
Первая звезда – планета Окончаний. Здесь происходит встреча с «жителями» этой планеты. Обращаю внимание на то, что не у каждого найдётся окончание, а у некоторых жителей оно не всегда проявляется. Создаю проблемную ситуацию:
- Посмотрите, какое-то столпотворение на остановке. Жители запутались и не знают, в какой автобус им сесть. Давайте поможем жителям попасть на нужный маршрут. (Работа на карточках)
Слайд № 8.
Маршрут №1 – слова с падежным окончанием
Маршрут №2 – слова с нулевым окончанием
Маршрут №3 – слова без окончания
Небо, торт, кружево, какао, справа, аллея, дом, вчера, чувство, врач, стол, метро.
Проверка: слайд № 9.
Выполнив задание, отправляемся на другую планету – планету Корневую. Здесь дети узнают, что это самая большая и густонаселённая планета. На ней живёт более 4500 жителей –корней. Корневая планета находится в центре созвездия. Она – главная.
Слайд № 10.
Обращаюсь к детям:
- Здесь должны расти большие деревья из однокоренных слов. Но что это? Вместо больших деревьев мы видим колючие кустарники. Кто-то не очень грамотный посадил рядом однокоренные слова и формы слова. Давайте наведём порядок. Распределим слова в два столбика: однокоренные слова и формы слова:
Звезда, звёздочка, звёздный, межзвёздный, околозвёздный, созвездие, звёзды, звёздами, звезде, звездах.
Слайд № 11.
Напоминаю детям о нашей замечательной традиции – сажать деревья в память о каком-то событии и предлагаю «вырастить» большое дерево из однокоренных слов, подобрав как можно больше слов с корнем –род-
Слайд № 12.
(родители, родственники, Родина, родиться, роды, уродился, родимый, родной, народ, родня, родинка, родник, родичи, родившийся, родословная)
Еще одной нестандартной формой организации учебно-воспитательного процесса являются педагогические мастерские. Основополагающая идея этой технологии заключается в том, что человек изначально способен к самой разнообразной деятельности. Все зависит от того, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Этот метод характеризуется отношением учителя к ученику как к равному, использованием стратегии исследования, самостоятельным поиском ответов на вопросы.
Мастерская — это ряд заданий, которые направляют работу школьников в нужное русло. Учащиеся каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т. п.
В мастерской ребенок выстраивает свои знания самостоятельно, но в совместном поиске, процесс которого хорошо продуман мастером (учителем). Работа мастерской опирается на определенные принципы.
Слайд № 13.
Во время ее проведения:
создается атмосфера открытости, доброжелательности, общения, сотворчества;
в учебный процесс включается эмоциональная сфера ребенка путем обращения к его чувствам;
мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний, не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию подает малыми дозами, когда обнаруживает потребность в ней у учеников;
исключается официальная оценка работы ученика (нет похвалы, порицания, не выставляются отметки в журнал), но через афиширование работ (публичное их представление) создается возможность для самооценки, самокоррекции; продумывается чередование индивидуальной и коллективной работы, что обеспечивает диалогический способ освоения знаний;
осознается важность не только и не столько результата, сколько самого процесса обучения, в котором реализуются законы проблемного постижения истины.
Главной задачей этой методики является внедрение в учебный процесс таких методов, которые развивают критическое мышление учащихся любого возраста. Эти методы можно эффективно применять, работая и в рамках традиционной системы обучения. Рассмотрим некоторые из этих методов.
Слайд № 14.
Линия времени
Каждому учащемуся выдается лист с таблицей, по ходу изучения темы он заполняет колонки.
Результат: материал систематизируется, ребенок чувствует уверенность в своих силах.
Это я хочу узнать |
| | Это я узнаю скоро | |
Это я узнал недавно | | |
Это я уже знаю | |
|
Инсценирование
Введение элементов инсценировок играет значительную роль в создании важнейших проблемных ситуаций и вопросов самими детьми, ученики учатся слушать не только учителя, но и друг друга.
Так, на уроке внеклассного чтения по теме «Как у нас на тихом Дону» пятиклассники показали сценку «Проводы казака в армию».
Слайд № 15.
А одиннадцатиклассники представили инсценировку эпизода из романа Анатолия Вениаминовича Калинина «Цыган».
Прием «синквейн» популярен не только среди старшеклассников. Он универсален в педагогической практике, и использовать его можно не только на уроках, но и на занятиях кружка, в воспитательной работе. Я обращаюсь к нему всякий раз, когда мне необходимо узнать характер личного восприятия учениками какого-то события, произведения, иногда – целого урока или прошедшего школьного дня. Это своего рода обратная связь ученика с учителем или барометр настроения пишущего.
Слайд № 16.
Структура синквейна:
Существительное
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Короткое суждение.
Существительное.
После изучения рассказа А. А. Бунина учащиеся 11 класса составляли синквейн.
Вот пример одного:
Слайд № 17.
Яблоки
Спелые, вкусные.
Спеют, падают, стучат.
Хороши антоновские яблоки ранней осенью!
Запах…
(Субботина Дарья)
Я думаю, что прием «синквейна» уже знаком многим учителям.
Есть еще один интересный прием, который называется «Даймон». Он тоже применяется для «присвоения» новой информации.
Слайд № 18.
Структура приема «Даймон»:
Существительное
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол, глагол
Прилагательное, прилагательное.
Существительное (антоним)
Не секрет, что русский язык среди других предметов – один из трудных, но мне очень хочется, чтобы ученики воспринимали науку о языке и слове не как свод тяжёлых правил, а почувствовать вкус родного слова, ведь родной язык – это язык слов простых и сложных. Весёлых и грустных, добрых и злых. Поэтому из урока в урок стараюсь пробудить у детей интерес к отдельно взятому слову, потому что работа с ним - это своеобразный дренаж детского интеллекта.
Так уж устроен человек, что игра сопровождает его всю жизнь. Являясь развлечением, отдыхом, игра может перерасти в обучение и творчество. Несмотря на то, что в последнее время появилось много различных педагогических технологий, игра как метод обучения и воспитания имеет право на существование в любых условиях, так как неизменно вызывает интерес у школьников. В методической литературе представлен очень широкий круг педагогических игр. В своей работе я использую:
Слайд № 19.
-литературный и лингвистический КВН;
Слайды № 20,21,22.
-игры: «Фразеологический зверинец», «Придумай кличку»,», «Угадай словарное слово».
Детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения любого предмета. В последнее время возрастает доля уроков информационно – коммуникативных технологий. Поэтому особое внимание уделяю использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Я представила лишь малую долю нетрадиционных форм и методов при изучении русского языка и литературы.
Дорогие коллеги, хочу обратить Ваше внимание, что представленные технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Однако, они, как и другие, имеют свои «за» и «против».
Слайд № 23.
Плюсы:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствуют использованию знаний в новой ситуации;
- являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.
Минусы:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценке учащихся.
Уважаемые коллеги! А вы применяете на своих уроках нетрадиционные формы и методы обучения? Вам пригодятся представленные мною элементы этой технологии? Возьмите человечков и дорисуйте их.
Слайд № 24.
Буду использовать на уроке, но не всегда
Не буду использовать на уроке
Буду использовать
на уроке
-А теперь покажите мне.
Слайд№ 25.
Свое выступление хочу закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть нестандартные формы позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Слайд № 26.
Творческих успехов вам, коллеги!