СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал из опыта работы с представленными результатами.

Просмотр содержимого документа
«Представление педагогического опыта»

Представление педагогического опыта

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям... Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения, которая позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. 
Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. 

   Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, т.к. все дети не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития реальных способностей того или другого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Осуществление индивидуального подхода на уроках, на мой взгляд, весьма проблематично,  т.к. нет возможности использовать его применительно к большому количеству учащихся. Решить данную проблему мне помогает использование дифференцированного подхода в процессе обучения, при котором строю учебный процесс с учётом особенностей группы учащихся. Такой подход   делает работу более результативной,  позволяет вносить коррективы в педагогическое воздействие и в тоже время охватывает всех учащихся класса.

Поэтому  перед собой поставила такие задачи:

1.    Обеспечить развитие познавательных способностей младших школьников посредством дифференциации на уроках.

2.    Обеспечить развитие умения учащихся ставить цель и планировать свою деятельность.

3.    Организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

4.    Содействовать развитию умений младших школьников осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.

5.    Обеспечить развитие информационной, коммуникативной компетенций, компетенции разрешения проблем.

6.    Мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.

Я работаю в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. 
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости потому, что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат. Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим. 

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. При таком «расслоении» каждый вносит посильный вклад в урок. Учащиеся, испытывающие трудности,(Абмайкин Кирилл, Анохин Максим, Никулкина Арсентьев арсений, Зубанков Илья, Колесников Владимир, Корунцов Максим,Ошкин Сергей) обретают уверенность, охотно отвечают, свободно включаются в работу. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно,(Блинков Артем, Бугрова Анастасия, Воронова Ксения, Гаврилов Евгений, Дарькина Злата, Ладяев Никита, Леванов Роман, Львов Дмитрий, Назарова Юлия, Чугунова Юлия, Янина Полина), что исключает проблему свободного времени на уроке. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом, умению доказать свою точку зрения. 
При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать, также использую этот метод. 
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания, к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении предметов. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.
Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.


Дифференцированный подход в своей основе содержит три принципа: 

свободы;

самостоятельности;

сотрудничества.

Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма.

Ведущее место в формировании теоретических основ дифференциации обучения занимают психолого-педагогические исследования. Среди них прежде всего следует назвать работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.И. Щукиной и др. по проблемам мотивации деятельности, дифференциации обучаемых по характеру мотивации (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев), по качественным характеристикам внешних и внутренних позиций (Л.И. Божович, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина, Л.С. Славинова), индивидуально-личностным характеристикам деятельности (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн), возможностям восприятия обучаемыми учебного материала (Д.Н. Богоявленский, И.В. Дубровина, З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская) и т.д.

В настоящее время в педагогической и психологической литературе не существует единого общепринятого определения понятия «дифференциация обучения». В трудах Ю.К. Бабанского, М.А. Мельникова, Н.М. Шахмаева, И.С. Якиманской и др. дифференциация трактуется в основном как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя - учеников. Дифференциация связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (СИ.Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.).

Одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Данный подход требовал существенных изменений в организации классно-урочной формы обучения: одновременной работы учителя с разными группами школьников, разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, использования разных критериев оценок. Ряд исследований, проведенных в научной школе Л.В. Занкова, показал целесообразность такой формы дифференциации обучения. Однако она ограничена лишь одним параметром различий детей и может, вероятно, в известной мере удовлетворить потребности ученика начальной школы в комфортном положении в классе и доступном ему темпе продвижения в учебном материале.





Ведущая педагогическая идея.

      Она заключается в том, что люди – существа деятельные: только через собственную деятельность каждый познаёт окружающий мир, ищет пути решения жизненных проблем.

      В школе же дети выполняют совершенно иную «деятельность»: слушают учителя, одноклассников; производят указанные учителем действия, но при этом они часто не видят в этом никакого смысла. Это порождает массу педагогических проблем. Решить эти проблемы можно лишь одним единственным путём: строить учебный процесс в соответствии с природой человека. Это означает, что следует принять как аксиому следующий тезис: «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться». Чтобы это произошло, выступаю в учебном процессе как организатор деятельности учащихся.

      Создав на уроке определённые условия, вызываю у учащихся потребность «включения» в активный процесс познания, побуждаю их к творческому мышлению.

      Построение урока с учётом познания зависит не только от содержания учебного материала, но и от творчества и мастерства преподавателя. Даже изучение трудных вопросов можно сделать более доступным, пробудив творческую мысль учащихся, а сами уроки сделать живыми и интересными, воссоздать на них атмосферу поиска и открытий.

Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, с учителями. Наивысшую радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей открывать себя: свои способности, возможности. А содержание курса обучения – лишь материал, который способствует раскрытию личности ребёнка и в этом помогает дифференциация обучения.

Оптимальность и эффективность средств. 

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно-ориентированном образовании. Они помогают ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии.







Результативность опыта.

В результате вышеописанного удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся (Блинков Артем, Воронова Юлия, Гаврилов Евгений, Дарькина Злата, Ладяев Никита, Леванов Роман, Львов Дмитрий, Назарова Юлия, Чугунова Юлия, Янина Полина);
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность тем или иным предметом (Асташов Степан, Бугрова Анастасия, Кочнов Александр, Половников Дмитрий, Резепова Самира, Хромова Мария);
- научить учащихся быть более уверенными в себе ( Арсентьев Арсений, Евишкина Дарья, Зубанков Владислав, Кладова Анастасия, Сережкина Виктория);
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях; 
- повысить качество знаний учащихся;

- развивать их интеллектуальные способности ( проведение интеллектуальных игр)

Применение дифференцированной технологии в своей деятельности, помогает мне отмечать высокую степень самостоятельности учащихся, что приводит к поисковой и познавательной деятельности и раскрытию творческого потенциала детей, их участию в исследовательской деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Результаты моей работы



Год

Пункт выступления

Статус выступления

Участник

Наименование работы

Место

2009

2кл

Торбеево

открытая школьная конференция

Любимкина Дарья

учебно – исследовательская работа по окружающему миру «Вода»

участник

2010

3кл

Торбеево

открытая школьная конференция

Любимкина Дарья

исследовательская работа «Из истории педагогики»

участник

2010

3кл

Торбеево

открытая школьная конференция

Сивов Евгений

учебно – исследовательская работа по окружающему миру «Твое солнышко»

участник

2011


4кл

Торбеево

открытая школьная конференция

«Юный исследователь»


Кузнецова

Ольга

учебно – исследовательская работа по окружающему миру «Загрязнения окружающей среды. Отходы и мусор»

участник

2011

4кл

Торбеево

открытая школьная конференция

«Юный исследователь»


Любимкина

Дарья

учебно – исследовательская работа по окружающему миру «Чистая вода. Расходы чистой воды в моей семье»

участник

2011

4кл

Торбеево

открытая школьная конференция

«Юный исследователь»


Очкин

Никита

учебно – исследовательская работа по окружающему миру «Школьный портфель»

участник

2012

1кл



нет



2013

2кл

Торбеево

Вторая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Леванов

Валерий

учебно – исследовательская работа по окружающему миру «Человек находит друга»

участник

2014

3кл

Торбеево

Третья открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Змеева

Карина

учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Мордовский костюм»

победитель

2014

3кл

Торбеево

Третья открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Сорудейкина

Юлия

учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Выращивание огурцов»

участник

2014

3кл

Торбеево

Третья открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Чугунов

Дмитрий

учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Выращивание кур в домашних условиях»

участник

2014

3кл

Краснослободск

Пятая Республиканская конференция школьников

«Своими руками»


Змеева

Карина

учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Мордовский костюм»

участник

2014

3кл

Варжеляй

Районная учебно – практическая конференция школьников

«Мордовия глазами детей»


Змеева

Карина

учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Мордовский костюм»

победитель

2015

4кл

Торбеево

Четвертая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Змеева

Карина

учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Я горжусь своей страной»

победитель

2015

4кл

Торбеево

Четвертая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Мишин

Александр


учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Мое любимое увлечение. Рыбалка.»

участник

2015

4кл

Торбеево

Четвертая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Сорудейкина

Юлия


учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Песня военных лет - Катюша»

участник

2015

4кл

Торбеево

Четвертая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Чугунов

Дмитрий


проект по окружающему миру «Домик для гостей»

участник

2015

4кл

Торбеево

(школа №1)

Открытый Республиканский литературный фестиваль «Подвиг героев в сердцах поколений»


Змеева

Карина

учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Защитники Отечества»

участник

2015

4кл

Зубова - Поляна

Муниципальная конференция школьников

«Моя малая Родина»


Змеева

Карина

учебно -исследовательская работа по окружающему миру «Мордовский костюм»

призер

2015

4кл

Саранск

Московский международный форум «Одаренные дети»

Второй открытый отборочный тур

Змеева

Карина

Номинация «Литературный салон»

участник

2016

1кл



нет



2017

2кл

Торбеево

Шестая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Чугунова

Юлия


исследовательский проект по окружающему миру и технологии «Блины, блиночки»

призер

2017

2кл

Торбеево

Шестая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Юный исследователь»


Янина

Полина


исследовательский проект по окружающему миру и технологии «Бабочки в интерьере»



победитель

2017

2кл

Ковылкино

Четвертая Республиканская научно– практическая конференция школьников

«Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее»


Чугунова

Юлия


исследовательский проект по окружающему миру и технологии «Блины, блиночки»

участник

2017

2кл

Варжеляй

Вторая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Мордовия глазами детей»


Чугунова

Юлия


исследовательский проект по окружающему миру и технологии «Блины, блиночки»

участник

2017

2кл

Варжеляй

Вторая открытая Республиканская учебно – практическая конференция

«Мордовия глазами детей»


Янина

Полина


исследовательский проект по окружающему миру и технологии «Бабочки в интерьере»



участник



В заключение хочу процитировать слова И. В. Гёте : «Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем.»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!