СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предварительный тур Всероссийской олимпиады по обществознанию 10 класс ( муниципальный этап

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания в помощь учителям и ученикам,  прнимающим участие в муниципатьном этапе олимпиады. Полезны для подготовки к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Предварительный тур Всероссийской олимпиады по обществознанию 10 класс ( муниципальный этап»

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию (10 класс).

  1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятия, общее для приведенных ниже терминов, объединяющих их.

  1. Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая

  2. Диктат, опека в семье, невмешательство, сотрудничество

  3. Включенное наблюдение; анализ документов; выборочный метод; метод опроса; социальный эксперимент

Ответ: 1. __________________ 2.__________________ 3._________________

(максимальная оценка 3 балла, т.е., по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. Заполните пропуск в ряду.

  1. Законодательная инициатива; принятие закона Государственной Думой РФ; ________________________ ; подписание закона Президентом РФ; опубликование закона.

  2. Субъект, объект, цель, средства, __________

  3. Витальные потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в самоуважении, __________.

(максимальная оценка 3 балла, т.е., по 1 баллу за каждый правильный ответ)

3. Выделите из приведенного перечня категории, характеризующие критерии истины

  1. публичное признание

  2. практика

  3. разумность

  4. полезность

  5. теория

  6. самосогласованность

Ответ: ________________

(максимальная оценка 3 балла)


4.Определение правильности или ошибочности утверждений. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны – «НЕТ».

  1. Одним из проявлений свободы человека выступает возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями _____;

  2. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ_____;

  3. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом_____;

  4. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной_____;

  5. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание_____;

  6. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что у человека нет «запускающих сигналов», позволяющих другим людям реагировать на конкретную ситуацию _____;

  7. Интеллект человека нельзя оценить на основе наблюдений за результативностью его деятельности или успешностью выполнения умственных тестов _____;

  8. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим _____;

  9. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта _____;

  10. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить _____.

(максимальная оценка 5 баллов, т.е., по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

  1. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.


Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. Теория экзистенциализма

2. Философия свободы

3. Категорический императив

4. Теория общественного договора

А. И. Кант

Б. К. Ясперс

В. К. Маркс

Г. Н. Бердяев

Д. Э. Эриксон

Е. Т. Гоббс

1

2

3

4





(максимальная оценка 4 балла, т.е., по 0,5 балла за каждый правильный ответ)


  1. Соотнесите друг с другом нижеследующие понятия, вписав их в соответствующие клеточки предлагаемой схемы.










Перечень понятий:

  1. Квазиэлита (псевдоэдита)

  2. Классификация политической элиты

  3. Отношение к власти

  4. Неправящая (контрэлита)

  5. Уровень компетенции

  6. Средняя (региональная)

  7. Правящая

  8. Местная

  9. Религиозные

  10. Высшая (общенациональная)

  11. Профессиональные

  12. Этнические

  13. Результаты деятельности (эффективность)

  14. Элита

  15. Выражаемые интересы

  16. Демократические

(максимальная оценка 8 балла, т.е., по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

  1. Прочитайте текст. Это отрывок из статьи Н.А. Бердяева «Воля к жизни и воля к культуре», в которой философ определяет свое отношение к культуре и цивилизации. Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. В чем Н.А. Бердяев видит принципиальную противоположность между культурой и цивилизацией?

  2. Какие исторические примеры приводит Н.А. Бердяев, чтобы показать отсутствие параллелизма в развитии культуры и цивилизации?

  3. Согласны ли Вы с выводами русского философа? При обосновании своей позиции приведите собственные примеры из истории человечества (в том числе XX – XXI вв.), которые либо подтверждают, либо опровергают аргументы Н.А. Бердяева.

(максимальная оценка 6 баллов, т.е. по 2 балла за каждый верный ответ)

Во всякой культуре, после расцвета, усложнения и утончения, начинается иссякание творческих сил, удаление и угашение духа, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практическому осуществлению могущества, к практической организации жизни в сторону все большего её расширения по поверхности земли. … И эта, слишком напряженная воля к «жизни» губит культуру, несет за собой смерть культуры. ... Когда в массах человеческих слишком распространяется жадность к «жизни», тогда цель перестает полагаться в высшей духовной культуре, которая всегда аристократична, всегда в качествах, а не в количествах. … Культура не может оставаться на высоте, она неизбежно должна спускаться вниз, должна падать. … Происходит социальная энтропия, рассеяние творческой энергии культуры. Культура срывается и падает, она не может вечно развиваться потому, что не осуществляет целей и задач, зародившихся в духе творцов её. …

Высший подъем и высшее цветение культуры мы видим в Германии конца XVIII и начала XIX века, когда Германия стала прославленной страной «поэтов и философов». Трудно встретить эпоху, в которой была бы осуществлена такая воля к гениальности. На протяжении нескольких десятилетий мир увидел Лессинга и Гердера, Гёте и Шиллера. … Существует как бы противоположность между культурой и «жизнью». Цивилизация пытается осуществлять «жизнь». Она создает могущественное германское государство, могущественный капитализм и связанный с ним социализм; она осуществляет волю к мировому могуществу и мировой организации. Но в этой могущественной Германии … не будет уже Гёте, не будет великих германских идеалистов, не будет великих романтиков, не будет великой философии и великого искусства – всё станет в ней техническим. … В этом – трагедия культуры и трагедия цивилизации.

Цивилизация, в противоположность культуре, не символична, не иерархична, не органична. Она – реалистична, демократична, механична. … В цивилизации … коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация обезличивает. …

Россия была страной загадочной, непонятой еще в судьбе своей, страной, в которой таилась страстная мечта о религиозном преображении жизни. Воля к культуре всегда у нас захлестывалась волей к «жизни», и эта воля имела две направленности, которые нередко смешивались,– направленность к социальному преображению жизни в цивилизации и направленность к религиозному преображению жизни, к явлению чуда в судьбе человеческого общества, в судьбе народа. Мы начали переживать кризис культуры, не изведав до конца самой культуры. … Пушкин и александровская эпоха – вот где вершина русской культуры. Уже великая русская литература и русская мысль XIX века не были культурой; они устремлены к «жизни», к религиозному преображению. Таков Гоголь, Толстой, Достоевский, таков В. Соловьев, К. Леонтьев, Н. Федоров, таковы новейшие религиозно-философские течения. Предания культуры у нас всегда были слишком слабы. Цивилизацию мы создаем безобразную. … Но русскому сознанию дано понять кризис культуры и трагедию исторической судьбы более остро и углубленно, чем более благополучным людям Запада.

8. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

  1. Д…гм…тизм – одностороннее, закостеневшее мышление, оперирующее догмами (положениями, которые принимаются за абсолютную истину). 

  2. Дх…м…апада – одна из книг буддистского канона; составная часть “Сутта-питаки” (“Собрания текстов”). Создана примерно в 3-2 вв. до н.э. По преданию, содержит изречения самого Будды.

  3. Ид…нтичность – самоопределение как осознание своей принадлежности к какой-либо культуре или социальной группе.

  4. К…нф…рмизм – понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. 

(максимальная оценка 2 балла, т.е., по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

9. Итальянский мыслитель XVI в. Н. Макиавелли полагал, что для пользы и в интересах государства политик должен сочетать в себе хитрость и силу, быть одновременно и «лисой» и «львом». Он вправе не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству, словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство. Для Н. Макиавелли в качестве высшей ценности выступает государство, перед которым интересы отдельной личности или какие бы то ни было другие соображения должны отступить на второй план.

Как должны на Ваш взгляд соотносятся такие понятия как политика и мораль? Обоснуйте свою позицию и подкрепите свои выводы примерами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(максимальная оценка 5 баллов)

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) миграция

Б) мобильность

В) горизонтальная

Г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

З) стратификация

И) маргинализация

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6







(максимальная оценка 3 балла, т.е., по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

11. Одни ученые полагают, что будущее человечества – в распространении на весь мир принципов американской демократии. Другие ученые, напротив, утверждают, что техногенная цивилизация, чтобы выжить, должна обогатиться ценностями восточных культур. К какой точке зрения склоняетесь Вы? Обоснуйте свою позицию.

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

__________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________

(максимальная оценка 3 балла)

12. Напишите эссе по теме: «Как победить коррупцию в нашем обществе»

Высшую оценку (10 баллов) заслуживают эссе:

  1. содержащее характеристику:

- сущность коррупции;

- форм ее проявления в современной России;

- опыта борьбы с ней в СССР и других странах;

- реализуемых в нашем обществе мер по ее преодолению;

- личностной оценки эффективности этих мер;

- конкретных предложений по усилению борьбы с коррупцией.

  1. написанные разборчиво и без нарушений правил русского языка (орфографических, синтаксических, стилистических)


Максимально возможное количество баллов за 12 заданий – 55 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!