СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственные связи детского сада , школы и родителей будущих первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Преемственные связи детского сада , школы и родителей

будущих первоклассников

Воробьёва Елена Геннадьевна -Воспитатель Областной специальной коррекционной школы -сад для детей с ЗПР г.Актобе.

Просмотр содержимого документа
«Преемственные связи детского сада , школы и родителей будущих первоклассников»

Тема : Преемственные связи детского сада , школы и родителей

будущих первоклассников

Воробьёва Елена Геннадьевна -Воспитатель Областной специальной коррекционной школы -сад для детей с ЗПР г.Актобе.

Согласно общей стратегии современного образования необходимо обеспечение высокого уровня развития личности ребенка , что влечет за собой серьезные изменения содержания начального и дошкольного образования.

Преемственность между дошкольным и начальным образованием определена на уровне целей и задач образования.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, здоровое тело, познавательный интерес ко всему окружающему. Приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом; для дошкольного обучения - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающий естественный переход ребенка в школу.

Практика преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и школой ещё не достигли уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского за школьную парту. Такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь, для самого ребенка, а особенно с задержкой психического развития. 06 этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: В начальной школе до 70% детей с симптомами дезадаптации.

Одна из важных причин такого положения в том, что родители будущих первоклассников дублируют социально-образовательные функции детского сада. У семьи своя особая социальная роль - поддержать душевные и эмоциональные силы ребенка по мере его вхождения в мир знаний и образований.

Проанализировав и обобщив опыт работы по преемственности школы-сад мы стремились на основе интеграции, комплексного подхода при построении коррекционного процесса, преодолеть сложившуюся в практике раздробленность, разобщенность работы воспитателей, учителей начальных классов, работающих с детьми с ЗПР и родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  • состояние здоровья и психофизическое развитие детей;

  • уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;

  • умственные и нравственные спобности учащихся, коррекция их недостатков;

- формирование их творческого воображения как направления личностного и
познавательного развития;

-развитие коммуникативных умений.

Проанализировав и осмыслив содержание и организацию коррекционного процесса совместно с родителями и педагогами школы-сад мы поставили следующие цели:

- преодолеть в работе междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую
педагогическую систему труд воспитателей и учителей начальных классов с целью
коррекции психического развития детей;

- создать систему работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой
психического развития;

- использовать индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитания и обучения.

Эти и другие обстоятельства побудили нас рассказать о роли семьи в преемственных связях детского сада и школы.

Нельзя не сказать о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и дезадаптации детей с ЗПР. В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, которая по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры лежит та или иная деятельность ребенка , которую в дальнейшем он может использовать на практике.

Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса и ускорению обучения. Поэтому следует обучать детей играя и родителям. Хочется поднять вопрос о роли семьи, имеющих детей с задержкой психического развития, о преемственных связях дошкольного и начального образования, акцентировать внимание на методах обогащения воспитательных возможностей семьи в период ожидания школьной жизни.

Идея целостной системы преемственных связей двух ступеней образований не нова и не одно десятилетие разрабатывается и в научном, и в практическом аспектах. .Акцент сделан на методах обогащения воспитательных возможностей семьи в период ожидания школьной жизни.

В преддверии школьной жизни ребенка на первом месте по значимости стоят интересы семьи как первичного источника социализации, процесс проживания ребенком взросления в буквальном смысле слова вплетен в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных отношений , компетентностью родителей. Поэтому важная функция дошкольного учреждения - быть центром, интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка.

Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка с ЗПР в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов её осуществления. Преемственность предусматривает , с одной стороны , передачу детей с ЗПР в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям специального обучения, с другой - опору школы на знания, умения. Качества, которые уже приобретены дошкольниками с ЗПР, активное использование их для дальнейшего развития учащихся.

Главной задачей обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не стремление к единству в содержании и методах обучения, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития, опора на них.

Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства. А также формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемственник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля , а опирается на достижения ребенка - дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный опыт, потенциал, что позволяет реализовывать непрерывность в развитии детей и образования как системе.


При соответствующем обогащении содержания игровой и практической деятельности у ребенка - дошкольника складываются качественно новые формы мыслительной деятельности, а также виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего развития, для достижения высокого уровня общего развития и полноценной подготовки детей к школе.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения и школы одного типа. Опыт школы-сад показывает, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:

- выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь,
организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и будущей
школе;

-согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;

- найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке - будущем первокласснике -
все заинтересованные участники преемственной цепочки.

В сотрудничестве школы - сад сложились следующие традиции в установлении преемственных связей.

1. За год до поступления детей администрация школы-сад определяет учителя , к
которому они придут в 1 - класс 1-го сентября.

В течении учебного года учитель знакомится с будущими учениками , посещая разные режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за детьми, общается с ними в свободной самостоятельной деятельности. При этом воспитатели подготовительных групп помогают детям установить контакт с их будущим школьным учителем.

  1. Экскурсии дошкольников в школу оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни.

  2. Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками-выпускниками даёт возможность детям подготовительной к школе группы посидеть на уроке за партой, поучаствовать на равных в диалоге с учителями и учениками. Дети постепенно привыкают удерживать рабочую позу до конца занятий в саду, лучше ориентируются на партнёра по совместной деятельности, начинают действовать в темпе общей работы. При этом происходит плавное становление у дошкольника позиции ученика.

  3. Ежегодной является традиция по проведению «Дней выпускников» .Как правило, в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе, в физкультурном зале. И самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями, и не только школьными. Поэтому выпускники дошкольного учреждения с удовольствием приходят в детский сад. С другой стороны, дети подготовительной группы детского сада дети радостно встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, оказывают поддержку, включаются в совместные игры, занятия.

  4. Совместное участие первоклассников и детей подготовительной к школе группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах - это хорошее средство профилактики трудностей школьной адаптации. Активное участие в организации принимают специалисты: музыкальный руководитель, инструкторы по физкультуре, психологи.

Нередко партнёрами детей в таком общении становятся родители. В подобном игровом общении они получают полезный опыт . Для родителей открывается возможность попробовать новые варианты своего поведения в отношениях с ребенком, к которому, как правило, они обращаются в повседневной жизни.


  1. Регулярные контакты с учителями начальных классов позволяют им координировать развивающие программы обучения детей в детском саду и в школе в едином контексте развития ребенка.

  2. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяют вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности ребенка к школьному обучению.

Результатом доверительных отношений администрации и педагогов школы-сад стала диагностика готовности детей к школе, которая щадит психику детей и нервы родителей. В течении года в дошкольных группах с задержкой психического развития трижды проводится психологическое тестирование детей подготовительной к школе группе специалистами и педагогами. Первое - в сентябре - для выявления уровня развития и выстраивания педагогами и психологами с учетом индивидуальных' особенностей детей. Второе и третье -в январе,апреле - для определения доступного уровня, разработки индивидуальных рекомендаций психолога по дальнейшему участию родителей в подготовке ребенка к школе. Связь психологических служб детского сада и школы позволила выработать не только единый взгляд на критерии готовности , но и применить для тестирования общий инструментарий. Психолог детского сада наблюдает ребенка в течении нескольких лет и передает максимально подробную информацию школьному психологу - «Карту индивидуального развития ребенка».

  1. Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга на основе открытых, доверительных отношений позволяет диагностировать готовность детей к школе.

  2. Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов - это эффективное и оправдывающее себя на практике средство активизации всех участников. Как показывает опыт, сближению и выработке согласованных точек зрения способствуют включение игрового моделирования ситуаций общения. Это могут быть упражнения с использованием игрушек и игровых образов, задания проективного и метафорического характера. Важно тщательно продумывать содержательно и организованно каждую . совместную встречу, прогнозируя не просто присутствие, а эмоциональную сопричастность каждой из сторон. Обсуждение вопросов преемственности происходит, как правило, в форме дискуссий. С приглашением широкого круга специалистов. Обычно, если в начале таких встреч ощущается некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царят улыбчивость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу. Родители не отпускают будущих учителей, прощаются все с устойчивым ощущением реальных перспектив для успешного интересного взаимодействия.

В общую коррекционную работу включается и работа с родителями в различных ее современных формах: дни открытых дверей, дни выпускников, творческие мастерские по приобщению родителей к совместной деятельности, открытые просмотры педагогического процесса, круглые столы, а также нетрадиционные формы -родительские собрания.

План работы с родителями составляется после проведения первого этапа комплексного обследования детей по мотивационной готовности к школе (работа с родителями носит больше практический характер - советы, рекомендации, консультации, совместное проведение праздников, просмотр занятий в начале и в конце года).

Ведется болыиая консультативная и просветительская работа по пропаганде мотивационной готовности к школе, даются практические советы и рекомендации по коррекции недоразвития эмоционально-волевой сфере, по воспитанию нервных, физичски ослабленных детей, созданию для них специального охранительного режима жизни в семье. Родителям даются основы психолого-педагогических знаний и характеристика развития личности ребенка, рассматриваются причины тех или иных проблем в его развитии.

В целях оказания практической помощи при организации работы по формированию общения в семье постоянно функционируют рубрики в уголке для родителей: «Психологическая готовность ребенка с ЗПР к школе», «Распознайте депрессию», «Через игру к знаниям» и др.

Вопрос преемственности детского сада и начального звена очень важен, потомучто нам тоже приходится отправлять своих выпускников в среднее звено и делать все для того, чтобы дети с ЗПР тоже были хорошо подготовлены и по решению ПМПК выведены в общеобразовательные школы.. Цепочка преемственности продолжается.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!