СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка в рамках фгос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья будет полезна учителям как в подготовке к урокам так в подготовке к выступлению на педсовете или МО школы.

 

Просмотр содержимого документа
«"Активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка в рамках фгос"»

«ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС»

Рухлина Т.В.,

учитель английского языка

МКОУ « Советская СШ»

Попытки преобразовать традиционное обучение связаны с новыми требованиями в образовании, такими, которые бы изменили (модернизировали) цели и содержание обучения, а также технологию его освоения, что в итоге приведёт к качественным изменениям в обучении: от традиционной деятельности к продуктивной, направленной на создание результата. В связи с этим разрабатываются новые подходы к обучению и инновационные модели, реализующие эти подходы.

К таким подходам можно отнести технологию компетентностного обучения, особенностью которых является результативность. В настоящее время широко известны и используются такие технологии, как метод проектов, дебаты, кейс-технология, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и др. Что такое критическое мышление? Мнений много, но наиболее точно суть его отражает высказывание Д. Халперна: «Критическое мышление – это использование техник и стратегий, которые направлены на увеличение вероятности получения желаемого конечного результата, т. е. думать критически – значит проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой задачи и осуществлять поиск ответов».Технология РКЧМ была разработана американскими учёными и преподавателями. Её авторы: Дж. Стил, К. Меридит и Ч.Темпл являются членами консорциума «За демократическое образование».

Эффективность использования различных стратегий критического мышления выражается в следующем:

– Учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы.

– Осуществляется индивидуализация и дифференциация по темпу, технологии, содержанию учебного материала, контролю, самоконтролю.

– Самостоятельная деятельность учащихся в условиях выбора способствует максимальному саморазвитию и адекватной оценки своего субъективного опыта.

– Учащимся предоставляется возможность для самореализации путём их вовлечения в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнёрских отношений.

В данной технологии принципиально меняется роль преподавателя. Он становится партнёром, активизирующим и направляющим учебный процесс.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз:

– Фаза вызова (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению но вой информации).

– Фаза реализации смысла  (осмысления содержания, получение новой информации).

– Фаза рефлексии  (осмысление, рождения нового знания).

 В соответствии с особенностями развития учащихся и целями решения разного рода задач на уроке можно использовать различные комплексы упражнений, направленных на развитие творческих способностей учащихся, что позволит перейти от эпизодического решения задач к целенаправленной деятельности по развитию мыслительных способностей школьников.

На первой фазе используются разнообразные приёмы, такие как: «Ассоциации (кластеры)», «Верные – Неверные утверждения», «Прогнозирование».

«Ассоциации» – обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, обмену информацией по теме. Суть этой стратегии заключается в следующем: вначале в центре листа бумаги или на доске записывается ключевое слово, затем учащимся даётся задание в течение 5–7 минут подумать и записать слова или фразы, наиболее тесно связанные с данной темой. После составления собственных ассоциаций учащиеся их озвучивают, работая в группе или в парах. Этот приём является весьма эффективным, так как позволяет мобилизовать интеллектуальную деятельность всей учебной группы. В этом виде деятельности участвуют, как правило, даже слабые учащиеся. В ходе выполнения задания проявляется дух соревнования, повышается интерес к изучению определённой темы.

 Используя приём  « Верные – неверные утверждения », преподаватель предлагает несколько утверждений по ещё не изученной теме. Ребята выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

На уроках иностранного языка возможно использование различных форм приёма  « Прогнозирование »: прогнозирование темы урока по иллюстрациям, ключевым деталям.

На втором этапе можно использовать приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», «Перекрёстная дискуссия» и другие. Использование приёма  « Тонкие и толстые вопросы» развивает умение задавать вопросы, совершенствовать грамматические навыки. Заданный учащимся вопрос является способом диагностики его знаний, а также уровня погружения в учебный материал. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие односложного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, стимулирующие развитие мыслительной деятельности, умения анализировать, размышлять о теме разговора.

 Приёмы, используемые на третьей фазе, направлены на то, чтобы обучающиеся ещё глубже осмыслили изученный материал и сформировали своё личное мнение относительно изучаемой проблемы. Этот этап посвящён письменной или устной рефлексии и предполагает использование таких приёмов, как «Написание эссе», «Стихотворение по алгоритму» и других стратегий. Разновидность эссе – приём  « Напишите письмо » . Его можно использовать для развития творческой интерпретации материала урока.

Одним из ярких примеров стратегии  « Стихотворение по алгоритму »  является  « Синквейн » ( пятистишие). Этот приём формирует способность резюмировать информацию, обогащает словарный запас обучаемых. Структура пятистишия:

1. Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно имя существительное).

2. Вторая строка – два слова, описывающие тему (обычно имена прилагательные).

3. Третья строка – три слова, описывающие тему (обычно глаголы).

4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка – одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое ещё раз подчёркивает сущность темы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассмотренные приёмы и стратегии технологии развития критического мышления стимулируют развитие познавательной активности учащихся, создают благоприятную атмосферу сотрудничества на уроке. Более того, применение подобных развивающих педагогических технологий способствует эффективному овладению иностранным языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.


2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!