СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и техника создания мозаики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть несколько технологий, позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность. Прямой - элементы укладывают лицевой стороной вверх и обатный - лицом вниз, строго по рисунку.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и техника создания мозаики»

План урока № 6


Тема урока: Приемы и техника создания мозаики


Ход урока

Прежде чем уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций: создание основы; накладывание грунта; подбор компонентов и смешивание связующего вещества; разработку шаблона; а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала. Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.


ЧТО ТАКОЕ МОЗАИКА? Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера. Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов и их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА. а также оригинальные клеи)

УКЛАДКА МОЗАИКИ

Есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие - менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. Нa пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения па стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть. Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной и немного шероховатой. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону. Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.

Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении. Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу. Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОЗАИКИ

Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 2 х 2 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться. «Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор па выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала). Если используется стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

СВЯЗУЮЩЕЕ ДЛЯ МОЗАИКИ

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт: 1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или белого песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц. Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно). Яйца, в такой смеси взаимодействуя с силикатами глины, образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а бактериям не позволяет развиваться известь. Можно также использовать известково-глиняный раствор или плиточный клей на базе цемента. Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). Панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклей «Момент».

МОЗАИКА ИЗ РАКУШЕК

Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон. В качестве материала отлично подойдут раковины гребешков. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. Возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВЫКЛАДКИ МОЗАИКИ

Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого можно приобрести в магазине. Молоток для смальты (массой 450, 750 или 950 гр), мастихин для нанесения растворов, пинцет для выкладки тессеров, резиновый шпатель для затирки, монтажная пленка Oracal и сетка из стекловолокна.


МАТЕРИАЛ

Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется. Песок нужно несколько раз прокипятить пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции. Раковины же очищают по-разному. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду. Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей. Затем надо разложить ракушки по оттенкам. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками. Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий клей.


Выполнение мозаичного панно

  1. Продумайте последовательность работы.

  2. Выберите материал и инструмент.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!