СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование различных приёмов РКМЧП на уроках способствует созданию комфортной среды на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке»

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке Выполнила: Салова Анна Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество»

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

Выполнила: Салова Анна Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество»

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

  • Приём – это деталь метода, его часть, определяющая путь активизации учащихся в процессе обучения. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам. Баринова Т.М., Гарипова И.О., Каранова В.В., Леонова Н.П. и другие.
  • Технология – это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное

  описание способов производства. Толковый словарь Ожегова

  • РКМЧП – развитие критического мышления средствами чтения и письма.
  • Развитие – это процесс качественных и количественных, физических и психических изменений личности, происходящих под влиянием внешних и внутренних факторов.   Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
  • Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование К. м. — одна из актуальнейших задач современного обучения. Педагогический словарь
  • Чтение – это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
  • Письмо – это 1. Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических знаков передавать информацию на расстояние и закреплять ее во времени. 2. Вид письменного сообщения, текст. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

  • Создание – это сделать существующим, вызвать к жизни. Толковый словарь Ушакова
  • Комфорт - это  условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Толковый словарь Ушакова
  • Среда – это совокупность природных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-л. организма, жизнь общества.   Социально-бытовая обстановка, условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение; 

совокупность людей, связанных общностью этих условий, обстановки.

Энциклопедический словарь

  • Урок – это  форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного

  времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом 

особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе 

обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.   ( Педагогика . Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке Цель данной технологии -  развить мыслительные навыки учащихся, необходимых ему не только в учёбе, но и в обычной жизни, развить интеллектуальные способности ученика для самостоятельного освоения знаний. Применение учителем данной технологии даёт возможность ученику научиться: 1. Работать самостоятельно; 2. Задавать вопросы; 3. Выслушивать чужое мнение; 4. Иметь своё мнение и защищать его; 5. Критически относиться к мнению оппонентов; 6. Осуществлять рефлексию своей деятельности; 7. Анализировать и классифицировать.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

Цель данной технологии -  развить мыслительные навыки учащихся, необходимых ему не только в учёбе, но и в обычной жизни, развить интеллектуальные способности ученика для самостоятельного освоения знаний.

Применение учителем данной технологии даёт возможность ученику научиться:

  • 1. Работать самостоятельно;
  • 2. Задавать вопросы;
  • 3. Выслушивать чужое мнение;
  • 4. Иметь своё мнение и защищать его;
  • 5. Критически относиться к мнению оппонентов;
  • 6. Осуществлять рефлексию своей деятельности;
  • 7. Анализировать и классифицировать.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

Рекомендации:

  • Начать с загадки (ребуса, истории, видео), чтобы привлечь внимание детей.
  • Лучше выбрать индивидуальную работу при записи.
  • При обмене в группе (участие ближайших парт – 2/3).
  • Озвучивание идеи от каждой группы (осмысление).
  • Ученики задают вопросы, но если их нет, то учитель может задать вопросы из слов, которые представили дети.
  • Приём “Корзина идей”  

  Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:  

  • 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
  • 2. Обмен информацией в парах или группах.
  • 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
  • 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
  • 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке Приём “Составление кластера”   Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”. Рекомендации: Прием кластера может применяться на любой из стадий. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

  • Приём “Составление кластера”  

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

Рекомендации:

  • Прием кластера может применяться на любой из стадий.
  • Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры.
  • В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.
  • Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.
Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке Приём “Письмо по кругу”   Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика   лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. Рекомендации: Чтобы получился развёрнутый лист, необходимо письму пройти несколько кругов в группе, либо использовать группу (ряд). Каждому учащемуся взять цветную ручку, удобнее понять и увидеть знание каждого. Можно использовать на любом этапе урока. Можно применить ИКТ (микрофон, телефон)

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

  • Приём “Письмо по кругу”  
  • Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика   лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Рекомендации:

  • Чтобы получился развёрнутый лист, необходимо письму пройти несколько кругов в группе, либо использовать группу (ряд).
  • Каждому учащемуся взять цветную ручку, удобнее понять и увидеть знание каждого.
  • Можно использовать на любом этапе урока.
  • Можно применить ИКТ (микрофон, телефон)

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

  • Приём Инсерт "Пометки на полях”

Технология "критическое мышление" предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.  Пометки  могут быть следующие:  

  • Знаком "галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.  
  • Знаком "плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. 
  • Знаком "минус” (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. 
  • Знаком "вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. 

Рекомендации:

  • На доску вывести условные обозначения, либо выдать каждой группе.
  • Удобнее разделить текст на абзацы, чтобы детям было легче понять и принять информацию.
  • Можно выделить моменты цветными маркерами или ручками.
  • Можно обозначения заменить наклейками на полях.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

  • Приём “Лови ошибку” 
  •   Заранее  подготовить  текст, содержащий ошибочную информацию, и предложить учащимся выявить допущенные ошибки.
  • Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
  • Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Рекомендации:

  • Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.
  • Предупредить детей о наличии ошибок.
  • Дать установку.
  •   Следовать принципу «хорошего — понемногу».
  • Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
  • Используйте доску, мультимедиа, карточки.
  • Можно использовать индивидуально и в группе.
Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке З-Х-У (Знаю - Хочу узнать – Узнал) - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Рекомендации: 1) Использование в любом возрасте ( сигнальные карточки)  2) Использование ступенек

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

  • З-Х-У (Знаю - Хочу узнать – Узнал) - это работа с таблицей.
  • При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Рекомендации:

1) Использование в любом возрасте ( сигнальные карточки) 2) Использование ступенек

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке Методический прием «Верите ли вы, что …» В группах (по 4 человека), дети должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.) Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы. Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования  « Верные и неверные утверждения ».  Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Рекомендации: Можно детям использовать знаки: +, -. Можно использовать цветные ручки или маркеры определённых цветов: да – нет. Голосование - поднятие рук, сигнальные карточки. Использование таблицы: да – нет.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

  • Методический прием «Верите ли вы, что …»
  • В группах (по 4 человека), дети должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
  • Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
  • Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования  « Верные и неверные утверждения ».  Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Рекомендации:

  • Можно детям использовать знаки: +, -.
  • Можно использовать цветные ручки или маркеры определённых цветов: да – нет.
  • Голосование - поднятие рук, сигнальные карточки.
  • Использование таблицы: да – нет.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

Рекомендации:

  • Вывести на доску слайд – алгоритм.
  • Детям в 1 классе (не читающим) сложно будет применить этот метод самостоятельно.
  • Начинать с детьми нужно на хорошо известную им тему.
  • Приём может не всем детям быть понятен и не понравится.
  • Детям взрослее можно составить синквейн – загадку, не называя предмет.
  • Синквейн
  • В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
  • Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
  • Алгоритм написания синквейна.
  • 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
  • 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
  • 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
  • 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
  • 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке Кубик Блума Рекомендации: Ромашка Блума Рекомендации: Можно использовать каждую грань определённого цвета. При работе с маленькими детьми, сначала можно использовать при работе в паре или группе, затем самостоятельно. Можно написать начало вопроса, дети заканчивают. В группе каждый из детей составляет вопрос, затем необходимо выбрать 2 – 3 наиболее интересных. При работе с маленькими детьми может учитель подготовить вопросы, а старшие дети вопросы формулируют самостоятельно.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

Кубик Блума

Рекомендации:

  • Ромашка Блума

Рекомендации:

  • Можно использовать каждую грань определённого цвета.
  • При работе с маленькими детьми, сначала можно использовать при работе в паре или группе, затем самостоятельно.
  • Можно написать начало вопроса, дети заканчивают.
  • В группе каждый из детей составляет вопрос, затем необходимо выбрать 2 – 3 наиболее интересных.
  • При работе с маленькими детьми может учитель подготовить вопросы, а старшие дети вопросы формулируют самостоятельно.
Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке Шесть шляп мышления Метод Эдварда де Боно Рекомендации: Наличие шляп 6 цветов (можно изготовить на технологии или ИЗО). Можно использовать при работе в группах или индивидуально. Карточки с уточнением заданий. Можно поменяться головными уборами. Можно результат зафиксировать в коллаже.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

Шесть шляп мышления

Метод Эдварда де Боно

Рекомендации:

  • Наличие шляп 6 цветов (можно изготовить на технологии или ИЗО).
  • Можно использовать при работе в группах или индивидуально.
  • Карточки с уточнением заданий.
  • Можно поменяться головными уборами.
  • Можно результат зафиксировать в коллаже.
Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке Свое выступление хочу закончить притчей: Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба. - Что ты делаешь, старик? – спросил человек. -Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?     -  Верно! – удивился человек. - Так бери с собой мудрость: если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым. - Как я это сделаю, если сам не умею летать? - А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. - Я возвращаю ребенка крылатым!  –  сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес: - А меня больше радуют твои крылья… Всем слушателям желаю, чтобы выросли такие крылья.

Приемы технологии РКМЧП создания комфортной среды на уроке

Свое выступление хочу закончить притчей:

  • Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.
  • - Что ты делаешь, старик? – спросил человек.
  • -Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
  •     -  Верно! – удивился человек.
  • - Так бери с собой мудрость: если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.
  • - Как я это сделаю, если сам не умею летать?
  • - А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.
  • Прошли годы.
  • Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
  • - Я возвращаю ребенка крылатым!  –  сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
  • - А меня больше радуют твои крылья…

Всем слушателям желаю, чтобы выросли такие крылья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!