СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 11 класса по МХК "Музыка в пореформенный период"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены глубокие духовные искания русского общества в пореформенный период через музыкальные средства выразительности, ведь в музыкальном искусстве данного периода выдвинулась блестящая плеяда композиторов, творчество которых вошло в золотой фонд мировой художественной культуры. Также в презентации представлены развитие музыкального образования и просвещения.

Просмотр содержимого презентации
«музыка в пореформенный период»

Музыка в пореформенный период

Музыка в пореформенный период

Полно и глубоко духовные искания русского общества той эпохи выразила музыка. В музыкальном искусстве выдвинулась блестящая плеяда композиторов, творчество которых вошло в золотой фонд МХК. Возвышению общественного статуса музыки способствовало бурное развитие музыкального образования и просвещения.
  • Полно и глубоко духовные искания русского общества той эпохи выразила музыка. В музыкальном искусстве выдвинулась блестящая плеяда композиторов, творчество которых вошло в золотой фонд МХК. Возвышению общественного статуса музыки способствовало бурное развитие музыкального образования и просвещения.
Еще накануне реформ в Москве было создано Русское музыкальное общество (РМО)- первая крупная концертная организация, которую материально поддерживала императорская семья. Чуть позднее на основе музыкальных классов РМО родились первые русские консерватории: в 1862 г. В Петербурге (основатель и директор А.Г.Рубинштейн) и в 1866 г. В Москве (основатель и директор Н.Г.Рубинштейн).
  • Еще накануне реформ в Москве было создано Русское музыкальное общество (РМО)- первая крупная концертная организация, которую материально поддерживала императорская семья. Чуть позднее на основе музыкальных классов РМО родились первые русские консерватории: в 1862 г. В Петербурге (основатель и директор А.Г.Рубинштейн) и в 1866 г. В Москве (основатель и директор Н.Г.Рубинштейн).
Однако далеко не все музыканты приветствовали открытие консерваторий, считая, что их «немецкий дух» несовместим с развитием русской музыки. В 1862 году в Петербурге при содействии композитора М.А. Балакирева, хормейстера Г.Я.Ломакина и поддержке критика В.В.Стасова открывается Бесплатная музыкальная школа, которая давала возможность всем любителям музыки из народа получить элементарные знания и простейшие навыки музицирования. Главным же в её деятельности было проведение концертов просветительской направленности.
  • Однако далеко не все музыканты приветствовали открытие консерваторий, считая, что их «немецкий дух» несовместим с развитием русской музыки. В 1862 году в Петербурге при содействии композитора М.А. Балакирева, хормейстера Г.Я.Ломакина и поддержке критика В.В.Стасова открывается Бесплатная музыкальная школа, которая давала возможность всем любителям музыки из народа получить элементарные знания и простейшие навыки музицирования. Главным же в её деятельности было проведение концертов просветительской направленности.
Особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода играл кружок петербургских композиторов, основанный М. А. Балакиревым, вошедший в история под названием «Могучая кучка» (определение В. В. Стасова). В «Могучая кучку» входили, кроме Балакирева, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, не получившие до этого профессионального музыкального образования. «Кучкисты» свято верили, что национальное русское искусство произрастает из одного корня- народного творчества, и путь русского композитора связан, прежде всего, с претворением в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов и духовных установок.
  • Особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода играл кружок петербургских композиторов, основанный М. А. Балакиревым, вошедший в история под названием «Могучая кучка» (определение В. В. Стасова). В «Могучая кучку» входили, кроме Балакирева, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, не получившие до этого профессионального музыкального образования. «Кучкисты» свято верили, что национальное русское искусство произрастает из одного корня- народного творчества, и путь русского композитора связан, прежде всего, с претворением в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов и духовных установок.
А. П. Бородин

А. П. Бородин

  • В славной плеяде «кучкистов» А. П. Бородин выделяется своей уникальной одаренностью. Это был не только великий композитор, но и выдающийся исследователь в области органической химии. Стиль Бородина можно определить как «музыкальный эпос». В основу оперы «Князь Игорь» положен памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Персонажи древнерусского мира словно оживают в опере. Восток и Русь в опере –два мира, известно противостоящие, но непрерывно взаимодействующие. Пожалуй, самая популярная музыка оперы сосредоточена во втором, «половецком акте», где умный и хитрый восточный деспот хан Кончак предлагает Игорю «вечную дружбу» и завлекает его половецкими плясками.
М. П. Мусоргский

М. П. Мусоргский

  • «Мусорянин»- так называли соратники по «Могучей кучке» М. П. Мусоргского- гения музыкальной классики XIX века, наделенного потрясающим даром передавать в звуках людское горе, страдание, болезненное уродство. Жизнь Мусоргского была полна скорбей и разочарований. Его музыка не нашла должного признания среди современников, и большая часть наследия композитора осталась неизвестной широкой публике. Искусство Мусоргского глубого реалистично. Оперу «Борис Годунов» на сюжет трагедии А. С. Пушкина Мусоргский начал писать в 1869 г. В этой опере композитору впервые удалось передать не только поведение, но и внутреннее психологическое состояние людской массы, попавшей в водоворот переломных событий Смутного времени.
Опера«Борис Годунов» Г. Кондратьев  и  О. Петров  — первые исполнители партий Мисаила и Варлаама

Опера«Борис Годунов»

Г. Кондратьев  и  О. Петров  — первые исполнители партий Мисаила и Варлаама

М. П. Мусоргский

М. П. Мусоргский

  • В течение 70-х г.г. Мусоргский усиленно работает над следующей оперой- «Хованщина» , в основе которой –история стрелецких бунтов конца XVII века. В числе последних сочинений композитора- фортепианный цикл «Картинки с выставки» - одно из самых популярных творений русской программной музыки, созданное под впечатлением работ художника В. А. Гартмана.
М. П. Мусоргский «Хованщина» «Картинки с выставки»

М. П. Мусоргский

«Хованщина»

«Картинки с выставки»

  • Фёдор Шаляпин  в роли Досифея (1912)
  • В. А. Гартман
Н. А. РимскийКорсаков  Творческое наследие самого Н. А. Римского-Корсакова составляет одну из самых прекрасных страниц русской музыкальной классики. На протяжении своего долгого творческого пути композитор создал 15 опер, симфонические сочинения (в их числе сюита «Шехерезада»), романсы.    

Н. А. РимскийКорсаков

  • Творческое наследие самого Н. А. Римского-Корсакова составляет одну из самых прекрасных страниц русской музыкальной классики. На протяжении своего долгого творческого пути композитор создал 15 опер, симфонические сочинения (в их числе сюита «Шехерезада»), романсы.

 

 

Н. А. РимскийКорсаков  Эскиз декораций к опере

Н. А. РимскийКорсаков

Эскиз декораций к опере "Псковитянка"

  • Ранний период его творчества венчает опера «Псковитянка» , успешная премьера которой состоялась в 1873 году. В начале 80-х он создал свой первый шедевр- оперу «Снегурочка» по одноименной пьесе А. Н. Островского. А оперу «Садко» можно считать образцом классической эпической оперы, где по законам былинного сказа неспешно обрисована древнерусская старина.

Берендейки

Н. А. РимскийКорсаков  Вершиной позднего творчества композитора является его опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» , где композитор воплотил живое христианское народное мировосприятие. Действие оперы происходит в Древней Руси, в эпоху ордынского ига, и основано на столкновении двух противоборствующих сил- русского народа и татаро-монгольских захватчиков.  И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1929

Н. А. РимскийКорсаков

  • Вершиной позднего творчества композитора является его опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» , где композитор воплотил живое христианское народное мировосприятие. Действие оперы происходит в Древней Руси, в эпоху ордынского ига, и основано на столкновении двух противоборствующих сил- русского народа и татаро-монгольских захватчиков.

И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1929

Це́зарь Анто́нович Кюи́

Це́зарь Анто́нович Кюи́

  • Русский  композитор  и  музыкальный критик , член « Могучей кучки » и  Беляевского кружка ,  профессор фортификации ,  инженер-генерал  
Це́зарь Анто́нович Кюи́ Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе « Сын мандарина » ( 1859 ), « Вильям Ратклифф » (по  Генриху Гейне ,  1869 ), « Анджело » (на  сюжет драмы   Виктора Гюго ,  1875 ), « Сарацин » (по сюжету  Александра Дюма-отца ,  1898 ), « Капитанская дочка » (по  А. С. Пушкину ,  1909 ), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей,  фортепиано ,  скрипки , виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др. И. Е. Репин . Портрет Ц. А. Кюи

Це́зарь Анто́нович Кюи́

  • Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе « Сын мандарина » ( 1859 ), « Вильям Ратклифф » (по  Генриху Гейне 1869 ), « Анджело » (на  сюжет драмы   Виктора Гюго 1875 ), « Сарацин » (по сюжету  Александра Дюма-отца 1898 ), « Капитанская дочка » (по  А. С. Пушкину 1909 ), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей,  фортепиано скрипки , виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

И. Е. Репин . Портрет Ц. А. Кюи

Петр Ильич Чайковский Музыка П. И. Чайковского еще при жизни композитора ассоциировалась с величайшими достижениями русской и мировой художественной культуры. Наследие Чайковского очень велико. Им создано 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, более десятка оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области композитор был новатором, хотя у реформаторству никогда не стремился. В московский период жизни композитор создает большое количество сочинений, принесших ему широкую известность. В их числе- балет «Лебединое озеро».    Сцена из II акта в постановке 1877 год а

Петр Ильич Чайковский

  • Музыка П. И. Чайковского еще при жизни композитора ассоциировалась с величайшими достижениями русской и мировой художественной культуры. Наследие Чайковского очень велико. Им создано 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, более десятка оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области композитор был новатором, хотя у реформаторству никогда не стремился. В московский период жизни композитор создает большое количество сочинений, принесших ему широкую известность. В их числе- балет «Лебединое озеро».
  •  

Сцена из II акта в постановке 1877 год а

Надежда Филаретовна фон Мекк Петр Ильич Чайковский

Надежда Филаретовна фон Мекк

Петр Ильич Чайковский

  • В конце 70-х благодаря дружескому участию и меценатской поддержке Н. Ф. фон Мекк , Чайковский смог отказаться от службы в консерватории и целиком посвятить себя творчеству. Он много путешествует. В 1888 году состоялись его триумфальные гастроли по странам Западной Европы и США.
Петр Ильич Чайковский Творчество позднего периода отмечено высшими достижениями Чайковского. В последние 5 лет жизни он создает оперу «Пиковая дама», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Шестую симфонию. В его музыке все больше проявляется высокая трагедийность, философичность, психологическая углубленность, глубоко осознанный гуманизм.    Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Императорского Мариинского театра, 1892: Марианна — Лидия Рубцова, Клара — Станислава Белинская, Фриц — Василий Стуколкин

Петр Ильич Чайковский

  • Творчество позднего периода отмечено высшими достижениями Чайковского. В последние 5 лет жизни он создает оперу «Пиковая дама», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Шестую симфонию. В его музыке все больше проявляется высокая трагедийность, философичность, психологическая углубленность, глубоко осознанный гуманизм.
  •  

Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Императорского Мариинского театра, 1892: Марианна — Лидия Рубцова, Клара — Станислава Белинская, Фриц — Василий Стуколкин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!