СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для учащихся 11 класса"Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание 11"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал, который можно использовать на уроках-практикумах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация для учащихся 11 класса"Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание 11"»

  

 

  ЕГЭ по русскому языку  Задание 11  Выполнила:  Колеватова И.Б.  учитель МБОУ СОШ «ЦО №1»  г.Нижний Тагил  

ЕГЭ по русскому языку Задание 11

Выполнила:

Колеватова И.Б.

учитель МБОУ СОШ «ЦО №1»

г.Нижний Тагил

 

Спецификация ФИПИ Проверяемые элементы содержания: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Коды проверяемых элементов содержания (п. 1 кодификатора): 6.10 Коды проверяемых умений (п. 2 кодификатора): 1.1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов Уровень сложности задания : Б Максимальный балл за выполнение задания : 1 Примерное время выполнения задания : 3 минуты

Спецификация ФИПИ

Проверяемые элементы содержания:

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Коды проверяемых элементов содержания (п. 1 кодификатора):

6.10

Коды проверяемых умений (п. 2 кодификатора):

1.1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Уровень сложности задания : Б

Максимальный балл за выполнение задания : 1

Примерное время выполнения задания : 3 минуты

Формулировка задания     Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.  выдава..мый  предлож..нный  поруч..нный  задерж..шься  заглян..шь

Формулировка задания

 

  • Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. выдава..мый предлож..нный поруч..нный задерж..шься заглян..шь
Типичные ошибки    Причиной неправильного написания личных окончаний глагола нередко является произвольное изменение вида рассматриваемого глагола. Надо уметь различать видовые пары глагола, так как в зависимости от вида начальной формы глагола может меняться его спряжение. Помните, что все формы рассматриваемого глагола должны быть только одного вида.

Типичные ошибки

  • Причиной неправильного написания личных окончаний глагола нередко является произвольное изменение вида рассматриваемого глагола. Надо уметь различать видовые пары глагола, так как в зависимости от вида начальной формы глагола может меняться его спряжение.
  • Помните, что все формы рассматриваемого глагола должны быть только одного вида.

Типичные ошибки Ошибки при выполнении задания 11 объясняются несформированностью у экзаменуемых умения применять морфологические знания для определения орфографических особенностей слова, связывая сведения из различных разделов программы по русскому языку. Можно говорить о недооценке учащимися грамматических знаний и умений, о чем свидетельствуют результаты.  Средний процент выполнения – 75.

Типичные ошибки

  • Ошибки при выполнении задания 11 объясняются несформированностью у экзаменуемых умения применять морфологические знания для определения орфографических особенностей слова, связывая сведения из различных разделов программы по русскому языку. Можно говорить о недооценке учащимися грамматических знаний и умений, о чем свидетельствуют результаты.

  • Средний процент выполнения – 75.

Алгоритм выполнения  (по Смирновой Н.В.) 1.Зачеркни части слов после многоточия во всех словах. 2.Запиши инфинитив. 3.Определи спряжение глагола. 4. Вставь гласную, руководствуясь таблицей (см. теоретический материал). 5.Если вставленная гласная не соответствует заданию, вычеркни весь ряд. 6. Если глагол дан с приставкой вы-, инфинитив не рассматривай, отсеки приставку, смотри глагол в бесприставочной форме (гласная звучит отчетливо). Помни! Неопределенная форма глагола должна совпадать по виду с формой глагола и причастия из вариантов заданий.  

Алгоритм выполнения (по Смирновой Н.В.)

  • 1.Зачеркни части слов после многоточия во всех словах.
  • 2.Запиши инфинитив.
  • 3.Определи спряжение глагола.
  • 4. Вставь гласную, руководствуясь таблицей (см. теоретический материал).
  • 5.Если вставленная гласная не соответствует заданию, вычеркни весь ряд.
  • 6. Если глагол дан с приставкой вы-, инфинитив не рассматривай, отсеки приставку, смотри глагол в бесприставочной форме (гласная звучит отчетливо).
  • Помни! Неопределенная форма глагола должна совпадать по виду с формой глагола и причастия из вариантов заданий.

 

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:  1. Правописание личных окончаний глаголов        Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола.        Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является  его личное окончание.         Для этого следует поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и  посмотреть, какая гласная отчетливо слышится:         Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол первого спряжения: плыть -  плывёт.        Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения: лететь  летит.       Если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.      

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

1. Правописание личных окончаний глаголов

  •        Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола.
  •        Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание.
  •         Для этого следует поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится:
  •         Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол первого спряжения: плыть - плывёт.
  •        Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения: лететь летит.
  •       Если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.

     

Теоретический материал I СПРЯЖЕНИЕ II СПРЯЖЕНИЕ 1.       Глаголы-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,  ЗИЖДИТЬСЯ 2.      Все глаголы, оканчивающиеся в начальной форме не на  -ИТЬ (кроме глаголов ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ) 1.  Глаголы, оканчивающиеся в начальной  форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ,  СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ - они относятся к I  спряжению ). 2. Глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,  ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,  НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ ЗАПОМНИТЬ: СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, ТAЯТЬ, ЛАЯТЬ, КАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, ЧУЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ (данные глаголы нередко ошибочно классифицируются как глаголы  II спряжения, потому что при их произношении ять звучит как ить).

Теоретический материал

I СПРЯЖЕНИЕ

II СПРЯЖЕНИЕ

1.       Глаголы-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ

2.      Все глаголы, оканчивающиеся в начальной форме не на  -ИТЬ (кроме глаголов ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ)

1.  Глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ - они относятся к I спряжению ).

2. Глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ

ЗАПОМНИТЬ: СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, ТAЯТЬ, ЛАЯТЬ, КАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, ЧУЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ (данные глаголы нередко ошибочно классифицируются как глаголы  II спряжения, потому что при их произношении ять звучит как ить).

Теоретический материал  Если мы определили, что глагол относится к I спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы Е, У, Ю: I СПРЯЖЕНИЕ единственное число множественное число 1 лицо (я)             -У, -Ю (мы)                 -ЕМ 2 лицо (ты)           -ЕШЬ (вы)                  -ЕТЕ 3 лицо (он, она, оно)  -ЕТ (они)                 -УТ, -ЮТ

Теоретический материал

Если мы определили, что глагол относится к I спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы Е, У, Ю:

I СПРЯЖЕНИЕ

единственное число

множественное число

1 лицо (я)             -У, -Ю

(мы)                 -ЕМ

2 лицо (ты)           -ЕШЬ

(вы)                  -ЕТЕ

3 лицо (он, она, оно)  -ЕТ

(они)                 -УТ, -ЮТ

Теоретический материал         Если мы определили, что глагол относится ко II спряжению, в его безударных личных  окончаниях пишутся гласные буквы И, А, Я:                                                                                                                    II СПРЯЖЕНИЕ    единственное число 1 лицо (я)             -У, -Ю множественное число 2 лицо (ты)           -ИШЬ (мы)                 -ИМ (вы)                  -ИТЕ 3 лицо (он, она, оно)  -ИТ (они)                 -АТ, ЯТ

Теоретический материал

        Если мы определили, что глагол относится ко II спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы И, А, Я:

                                                                                                                 

II СПРЯЖЕНИЕ

 

единственное число

1 лицо (я)             -У, -Ю

множественное число

2 лицо (ты)           -ИШЬ

(мы)                 -ИМ

(вы)                  -ИТЕ

3 лицо (он, она, оно)  -ИТ

(они)                 -АТ, ЯТ

Теоретический материал Разноспрягаемые глаголы Глаголы хотеть и бежать и производные захотеть, расхотеть, побежать, добежать и т. п. называются разноспрягаемыми . Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению: Лицо 1 Местоим. Глаголы я 2 хоч-у мы бег-у хот-им ты беж-им хоч-ешь вы 3 хот-ите беж-ишь он, она, оно беж-ите хоч-ет они беж-ит хот-ят бег-ут

Теоретический материал

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и производные захотеть, расхотеть, побежать, добежать и т. п. называются разноспрягаемыми . Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению:

Лицо

1

Местоим.

Глаголы

я

2

хоч-у

мы

бег-у

хот-им

ты

беж-им

хоч-ешь

вы

3

хот-ите

беж-ишь

он, она, оно

беж-ите

хоч-ет

они

беж-ит

хот-ят

бег-ут

Алгоритм выполнения задания  (по Смирновой Н.В.)   Правописание причастий 1.Зависит,перед какой буквой пропущена гласная, 2.поставь глагол в нужную форму, 3.вставь нужную гласную в суффикс причастия. Помни! Движимое, недвижимое(от устаревшего движити) Перед…м Смотри глагол в 3 лице ед. ч. (что он делает?) (страдательное) Перед …щ (действительное) Чита…мый: Смотри глагол в 3 лице мн. ч. (что он делает?) читать-1 спр.; Чита…щий: читать,1 спр.; он читает- читаемый они читают- читающий

Алгоритм выполнения задания (по Смирновой Н.В.)

Правописание причастий

1.Зависит,перед какой буквой пропущена гласная,

2.поставь глагол в нужную форму,

3.вставь нужную гласную в суффикс причастия.

Помни! Движимое, недвижимое(от устаревшего движити)

Перед…м

Смотри глагол в 3 лице ед. ч. (что он делает?)

(страдательное)

Перед …щ

(действительное)

Чита…мый:

Смотри глагол в 3 лице мн. ч. (что он делает?)

читать-1 спр.;

Чита…щий:

читать,1 спр.;

он читает-

читаемый

они читают-

читающий

Теоретический материал Правописание суффиксов причастий 1. Правописание суффиксов причастий -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ЕМ-, -ИМ- зависит  от спряжения исходного глагола, от которого они образованы.  

Теоретический материал

  • Правописание суффиксов причастий
  • 1. Правописание суффиксов причастий -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ЕМ-, -ИМ- зависит от спряжения исходного глагола, от которого они образованы.

 

Теоретический материал Исходный глагол Действительные причастия настоящего времени Глаголы Страдательные причастия настоящего времени 1-го Образуются от основы настоя- щего времени исходного глаго- спряжения Образуются от па при помощи суффиксов -УЩ- основы настоящего времени исходного глагола   -ЮЩ- при помощи суффикса Шептать (l спряжение) - шепчУТ - шепчУЩий; -ЕМ- (-ОМ-)   стелить (1 спряжение) - стелЮТ - стелЮЩий Читать (1 спряжение) – читаЮТ-читаЕМый   Вести (1 спряжение) - ведУТ -  ведОМый    

Теоретический материал

Исходный глагол

Действительные причастия настоящего времени

Глаголы

Страдательные причастия настоящего времени

1-го

Образуются от основы настоя-

щего времени исходного глаго-

спряжения

Образуются от

па при помощи суффиксов

-УЩ-

основы настоящего времени исходного глагола

  -ЮЩ-

при помощи суффикса

Шептать (l спряжение) - шепчУТ - шепчУЩий;

-ЕМ- (-ОМ-)

  стелить (1 спряжение) - стелЮТ - стелЮЩий

Читать (1 спряжение) – читаЮТ-читаЕМый

 

Вести (1 спряжение) - ведУТ - ведОМый

 

 

Теоретический материал Глаголы 2-го Причастия образуются от основы инфинитива исходного глагола при помощи суффиксов спряжения -АЩ-, -ЯЩ-.  Дышать (2 спряжение) -дыщАЩий,   Красить (2 спряжение) -  красЯЩий    Причастия образуются от основы инфинитива исходного глагола при помощи суффикса -ИМ- Видеть (2  спряжение) - видИМый Исключение: движИМый  

Теоретический материал

Глаголы

2-го

Причастия образуются от основы инфинитива исходного глагола при помощи суффиксов

спряжения

-АЩ-, -ЯЩ-.

Дышать (2 спряжение) -дыщАЩий,

Красить (2 спряжение) - красЯЩий

 

Причастия образуются от основы инфинитива исходного глагола при помощи суффикса -ИМ-

Видеть (2  спряжение) - видИМый

Исключение: движИМый

 

Теоретический материал . Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени  -ВШ-, -НН- Гласная буква перед суффиксом -ВШ-  действительных причастий прошедшего  времени Гласная буква перед суффиксом -НН-  страдательных причастий прошедшего  времени Перед суффиксом -ВШ- пишется та же гласная буква, что и перед  ТЬ в начальной форме глагола: увидЕть - увидЕвший, Если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то гласная  буква А, Я сохраняется перед НН в страда-  тельных причастиях прошедшего времени:  услыш Ать - услышАнный, посеЯть - посеЯнный. услышАть - услышАвший, растаЯть - растоЯвший. Если исходный глагол оканчивается на - ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется только  Е: увидЕть - увидЕнный,  построИть - построЕнный  

Теоретический материал

. Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени -ВШ-, -НН-

Гласная буква перед суффиксом -ВШ- действительных причастий прошедшего времени

Гласная буква перед суффиксом -НН- страдательных причастий прошедшего времени

Перед суффиксом -ВШ- пишется та же гласная буква, что и перед  ТЬ в начальной форме глагола:

увидЕть - увидЕвший,

Если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то гласная буква А, Я сохраняется перед НН в страда- тельных причастиях прошедшего времени: услыш Ать - услышАнный,

посеЯть - посеЯнный.

услышАть - услышАвший,

растаЯть - растоЯвший.

Если исходный глагол оканчивается на - ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется только Е:

увидЕть - увидЕнный, построИть - построЕнный

 

Теоретический материал Правописание гласной перед суффиксом  -Л-  прошедшего времени глагола. Перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед –ТЬ: зависЕл-зависЕТЬ

Теоретический материал

  • Правописание гласной перед суффиксом  -Л-  прошедшего времени глагола.
  • Перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед –ТЬ: зависЕл-зависЕТЬ
Виды работ Тесты Различные виды диктантов Тренировочные упражнения по теме Задания занимательного характера (для учащихся 6-8 классов)

Виды работ

  • Тесты
  • Различные виды диктантов
  • Тренировочные упражнения по теме
  • Задания занимательного характера (для учащихся 6-8 классов)
Примеры заданий 1 вариант 11-1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. догон...шь омыва…мый подстрел…нный шепч…шься обурева…мый

Примеры заданий

  • 1 вариант
  • 11-1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
  • догон...шь
  • омыва…мый
  • подстрел…нный
  • шепч…шься
  • обурева…мый
Примеры заданий 2 вариант   11-2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. обнаруж..вший  проед…шься вывез…нный сброш…нный постигн…шь

Примеры заданий

  • 2 вариант

  11-2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  • обнаруж..вший 
  • проед…шься
  • вывез…нный
  • сброш…нный
  • постигн…шь
Литература Бисеров А.Ю., Текучева И.В. ЕГЭ-2015.Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ.-М: АСТ: Астрель, 2015, 207с. Егораева Т.Г. ЕГЭ -2015. Русский язык. Тематические тренировочные задания/ Т.Г.Егораева.- М: издательство «Экзамен», 2015,109с. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ-2015 по русскому языку./ ФИПИ, 2015. Словник орфоэпический. ФИПИ, ЕГЭ-2016/ Официальный сайт ФИПИ http :// russkiy - na -5. ru / articles /988

Литература

  • Бисеров А.Ю., Текучева И.В. ЕГЭ-2015.Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ.-М: АСТ: Астрель, 2015, 207с.
  • Егораева Т.Г. ЕГЭ -2015. Русский язык. Тематические тренировочные задания/ Т.Г.Егораева.- М: издательство «Экзамен», 2015,109с.
  • Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ-2015 по русскому языку./ ФИПИ, 2015.
  • Словник орфоэпический. ФИПИ, ЕГЭ-2016/ Официальный сайт ФИПИ
  • http :// russkiy - na -5. ru / articles /988


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!