СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация из серии "Литературная Москва" Булгаковская Москва

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация - одна из многих, которая сохранилась как память о выпускниках, созданных во время проекта "Литературная Москва"они помогают в работе до сих пор.Москва - родина Пушкина, Лермонтова, здесь много мест, связанных с именами Достоевского, Толстого, Булгакова...Посмотрите и ВЫ ...

Просмотр содержимого документа
«Презентация из серии "Литературная Москва" Булгаковская Москва»

МОСКВА МИХАИЛА  БУЛГАКОВА:  ПО СЛЕДАМ ГЕРОЕВ  РОМАНА  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

МОСКВА МИХАИЛА БУЛГАКОВА: ПО СЛЕДАМ ГЕРОЕВ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Роман «Мастер и Маргарита» - один из самых необычных, «темных» романов в школьной программе. Значит, в нем наверняка полным-полно всяких таинственных символов и загадок. Часть их ученые успели разгадать, но кое-что осталось и нам, следующему поколению. Разумеется, нельзя претендовать на безошибочное и полное раскрытие тайн произведения. Но можно попытаться открыть что-то лично для себя и поделиться этим с теми, кто тоже зачитывается романом и тоже раскрыл свою порцию секретов.
  • Цель работы можно сформулировать как исследование географии романа «Мастер и Маргарита» с экскурсом в прошлое и настоящее. Мы пойдем по следам героев, вместе с ними посетим места действий романа, узнаем, что представляют собой эти самые места в реальной Москве, и постараемся проследить их связь с Булгаковым.
  • Работа над данным проектом была действительно очень интересной, необычной и, главное, «нестандартной», « непрограммной ». Все началось с того, что три года назад я прочитала роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», который мне понравился. Продолжилось это, когда я перечитала его в прошлом году, и он показался мне еще более захватывающим. Тогда я выбрала для себя подходящую тему и начала работу. Где я только ни побывала в процессе изучения материала! Я посетила все места в Москве, описанные в романе, собственноручно сфотографировала их, была на экскурсии «Булгаковская Москва», организованной специалистами «Дома Булгакова». Прочитала различные статьи и книги, посвященные роману, посмотрела фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, вышедший в 2005 году, и, разумеется, снова и снова перечитывала сам роман. Так накопилось достаточно материала, идей и вдохновения. Я долго думала, как выстроить и структурировать мою работу. В процессе пришло и это, и результат теперь перед вами. Последнее, что хочется сказать: мне было бы приятно, если мне удалось поселить в мой проект долю той таинственности и мистичности, которые переполняют роман.
СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ  ЧАСТИ РАБОТЫ Патриаршие пруды, скамейка, на которой сидели Берлиоз и Бездомный (третья скамейка слева по восточной части пруда). Место, где Берлиозу отрезало голову. Погоня: Патриаршие пруды – Спиридоновка – Остоженка – пл. Никитских ворот – начало Б.Никитской улицы Дом Грибоедова «Нехорошая» квартира Театр «Варьете», сад (встреча Варенухи с Котом) Клиника доктора Стравинского Подвал Мастера (переулок близ Арбата) Особняк Маргариты Александровский сад Площадка на Воробьевых горах, где Мастер прощался с Москвой

СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ

  • Патриаршие пруды, скамейка, на которой сидели Берлиоз и Бездомный (третья скамейка слева по восточной части пруда).
  • Место, где Берлиозу отрезало голову.
  • Погоня: Патриаршие пруды – Спиридоновка – Остоженка – пл. Никитских ворот – начало Б.Никитской улицы
  • Дом Грибоедова
  • «Нехорошая» квартира
  • Театр «Варьете», сад (встреча Варенухи с Котом)
  • Клиника доктора Стравинского
  • Подвал Мастера (переулок близ Арбата)
  • Особняк Маргариты
  • Александровский сад
  • Площадка на Воробьевых горах, где Мастер прощался с Москвой
Изображение М.А. Булгакова на стене в подъезде напротив «Нехорошей квартиры» в доме № 302 - бис на Садовой улице (рисунок поклонников), сентябрь 2007 Фото автора

Изображение М.А. Булгакова на стене в подъезде напротив «Нехорошей квартиры» в доме № 302 - бис на Садовой улице (рисунок поклонников), сентябрь 2007

Фото автора

ВВЕДЕНИЕ

  • Прежде чем мы начнем следовать по улицам Москвы за героями романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», исследуя его географию, обратимся к некоторым сведениям из биографии писателя с тем, чтобы понять, почему действие романа происходит именно в Москве, и что значил этот город для Булгакова.
  • Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, но в 1921 году в возрасте тридцати лет переехал в Москву «с твердым намерением стать писателем и остаться здесь навсегда». Булгаков приехал в столицу без вещей и денег, чудом вылечившись от брюшного тифа. Он хотел писать о судьбах русской интеллигенции. Именно в Москве им были созданы многочисленные рассказы, фельетоны, драмы и его знаменитые произведения, в том числе и «Мастер и Маргарита». Булгаков восклицал: «Москва - это котел, в котором варят новую жизнь». Это его особое представление о городе как о едином целом, с традициями и особенностями , ежедневными проблемами и вечными ценностями, было воплощено в его произведениях («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»). Прочная связь писателя с Москвой существовала всю его жизнь, а улицы и переулки, дома и бульвары Москвы превратились в фантастический город Мастера и Маргариты.
1. ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ, СКАМЕЙКА, НА КОТОРОЙ СИДЕЛИ БЕРЛИОЗ И БЕЗДОМНЫЙ (ТРЕТЬЯ СКАМЕЙКА СЛЕВА ПО ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ПРУДА) «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появилось два гражданина». Так начинается роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Эти два гражданина были Берлиозом и Бездомным, которые сидели напротив Патриарших прудов и преспокойно разговаривали до того момента, как впервые встретили Воланда, после чего Берлиозу отрезало голову, начались все злоключения Бездомного, неожиданно стали пропадать люди, и коты начали разъезжать в трамваях.  Начнем с Патриарших прудов и мы следовать по стопам его героев. Эти самые пруды находятся недалеко от Садового кольца, между переулками Малым Патриаршим и Ермолаевским и улицей Малой Бронной, и имеют весьма интересную историю.

1. ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ, СКАМЕЙКА, НА КОТОРОЙ СИДЕЛИ БЕРЛИОЗ И БЕЗДОМНЫЙ (ТРЕТЬЯ СКАМЕЙКА СЛЕВА ПО ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ПРУДА)

  • «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появилось два гражданина». Так начинается роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Эти два гражданина были Берлиозом и Бездомным, которые сидели напротив Патриарших прудов и преспокойно разговаривали до того момента, как впервые встретили Воланда, после чего Берлиозу отрезало голову, начались все злоключения Бездомного, неожиданно стали пропадать люди, и коты начали разъезжать в трамваях.

Начнем с Патриарших прудов и мы следовать по стопам его героев. Эти самые пруды находятся недалеко от Садового кольца, между переулками Малым Патриаршим и Ермолаевским и улицей Малой Бронной, и имеют весьма интересную историю.

Патриаршие пруды, сентябрь 2007 Фото автора

Патриаршие пруды, сентябрь 2007

Фото автора

Патриаршие пруды (аллея, по которой шли Берлиоз и Иван Бездомный), сентябрь 2007. Фото автора

Патриаршие пруды (аллея, по которой шли Берлиоз и Иван Бездомный), сентябрь 2007.

Фото автора

Патриаршие пруды (скамейка, где сидели Берлиоз и Иван Бездомный), сентябрь 2007 Фот о автора  

Патриаршие пруды (скамейка, где сидели Берлиоз и Иван Бездомный), сентябрь 2007

Фот о автора

 

2. МЕСТО, ГДЕ БЕРЛИОЗУ ОТРЕЗАЛО ГОЛОВУ  «Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была голова Берлиоза».  Так Берлиозу было доказано на перекрестке улицы Бронной и Ермолаевского переулка, что не сам человек управляет своей судьбой, а кто-то совсем другой управляется с ним. Но сейчас никаких трамвайных линий на этом перекрестке нет. Встает вопрос, а ходил ли вообще когда-нибудь там трамвай? Попробуем разобраться.

2. МЕСТО, ГДЕ БЕРЛИОЗУ ОТРЕЗАЛО ГОЛОВУ

  • «Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была голова Берлиоза».

Так Берлиозу было доказано на перекрестке улицы Бронной и Ермолаевского переулка, что не сам человек управляет своей судьбой, а кто-то совсем другой управляется с ним. Но сейчас никаких трамвайных линий на этом перекрестке нет. Встает вопрос, а ходил ли вообще когда-нибудь там трамвай? Попробуем разобраться.

Перекресток улицы Бронной и Ермолаевс –кого переулка (место, где Берлиозу отрезало голову), сентябрь 2007 Фото автора

Перекресток улицы Бронной и Ермолаевс –кого переулка (место, где Берлиозу отрезало голову), сентябрь 2007

Фото автора

3. ПОГОНЯ: ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ – СПИРИДОНОВКА – ОСТОЖЕНКА – ПЛОЩАДЬ НИКИТСКИХ ВОРОТ – НАЧАЛО БОЛЬШОЙ НИКИТСКОЙ УЛИЦЫ «Тройка двинулась в Патриарший… Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно. Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке… И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось». Однако Бездомный так их и не смог догнать, и всем «злодеям» удалось «улизнуть».

3. ПОГОНЯ: ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ – СПИРИДОНОВКА – ОСТОЖЕНКА – ПЛОЩАДЬ НИКИТСКИХ ВОРОТ – НАЧАЛО БОЛЬШОЙ НИКИТСКОЙ УЛИЦЫ

  • «Тройка двинулась в Патриарший… Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно. Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке… И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось». Однако Бездомный так их и не смог догнать, и всем «злодеям» удалось «улизнуть».
Площадь Никитских ворот (место, где закончилась погоня Ивана Бездомного), сентябрь 2007 Фото автора

Площадь Никитских ворот (место, где закончилась погоня Ивана Бездомного), сентябрь 2007

Фото автора

4. ДОМ ГРИБОЕДОВА   «Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой». Этот дом был назван Грибоедовым лишь потому, что в нем жила когда-то тетка Грибоедова, но этого достоверно никто не знает и подтвердить не может. «Однако дом так назвали». В нем разместился МАССОЛИТ, который возглавлял Берлиоз, и где Бездомный намеревался найти пропавшего из виду «таинственного иностранца» – Воланда.

4. ДОМ ГРИБОЕДОВА

  • «Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой». Этот дом был назван Грибоедовым лишь потому, что в нем жила когда-то тетка Грибоедова, но этого достоверно никто не знает и подтвердить не может. «Однако дом так назвали». В нем разместился МАССОЛИТ, который возглавлял Берлиоз, и где Бездомный намеревался найти пропавшего из виду «таинственного иностранца» – Воланда.
Забор, за которым находится Литературный институт («Дом Грибоедова», сентябрь 2007 Фото автора

Забор, за которым находится Литературный институт («Дом Грибоедова», сентябрь 2007

Фото автора

5. «НЕХОРОШАЯ» КВАРТИРА    «Надо сказать, что квартира эта - № 50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. … И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать». Такой является нам квартира № 50 в доме 302-бис на улице Большая Садовая, 10, где и начинаются таинственные события романа.

5. «НЕХОРОШАЯ» КВАРТИРА

  • «Надо сказать, что квартира эта - № 50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. … И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать». Такой является нам квартира № 50 в доме 302-бис на улице Большая Садовая, 10, где и начинаются таинственные события романа.
Дом на Большой Садовой , 10 (знаменитый Дом № 302 – бис по Садовой улице ), сентябрь 2007 Фото автора

Дом на Большой Садовой , 10 (знаменитый Дом № 302 – бис по Садовой улице ), сентябрь 2007

Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), вход в квартиру, сентябрь 2007 Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), вход в квартиру, сентябрь 2007

Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), кухня, сентябрь 2007 Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), кухня, сентябрь 2007

Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), внутренний интерьер, сентябрь 2007 Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), внутренний интерьер, сентябрь 2007

Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), лестница, сентябрь 2007 Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), лестница, сентябрь 2007

Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), внутренний интерьер, сентябрь 2007 Фото автора

Дом № 302 – бис («Нехорошая квартира»), внутренний интерьер, сентябрь 2007

Фото автора

6. ТЕАТР «ВАРЬЕТЕ», САД (ВСТРЕЧА ВАРЕНУХИ С КОТОМ, СЕАНС ЧЕРНОЙ МАГИИ ВОЛАНДА)   Варенуха выбежал, захлопнул за собою дверь и через боковой ход устремился в летний сад… В саду ветер дунул в лицо администратору и засыпал ему глаза песком, как бы преграждая путь, как бы предостерегая… - Это вы, Иван Савельевич? Варенуха вздрогнул, обернулся и увидел за собою какого-то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией. – Ну я, - неприязненно ответил Варенуха. – Очень, очень приятно, - пискливым голосом отозвался котообразный толстяк и вдруг, развернувшись, ударил Варенуху по уху так, что кепка слетела с головы администратора и бесследно исчезла в отверстии сиденья».

6. ТЕАТР «ВАРЬЕТЕ», САД (ВСТРЕЧА ВАРЕНУХИ С КОТОМ, СЕАНС ЧЕРНОЙ МАГИИ ВОЛАНДА)

  • Варенуха выбежал, захлопнул за собою дверь и через боковой ход устремился в летний сад… В саду ветер дунул в лицо администратору и засыпал ему глаза песком, как бы преграждая путь, как бы предостерегая… - Это вы, Иван Савельевич? Варенуха вздрогнул, обернулся и увидел за собою какого-то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией. – Ну я, - неприязненно ответил Варенуха. – Очень, очень приятно, - пискливым голосом отозвался котообразный толстяк и вдруг, развернувшись, ударил Варенуху по уху так, что кепка слетела с головы администратора и бесследно исчезла в отверстии сиденья».
Сад «Аквариум» (Летний сад), ограда, сентябрь 2007 Фото автора

Сад «Аквариум» (Летний сад), ограда, сентябрь 2007

Фото автора

Московский театр Сатиры (театр «Варьете») , сентябрь 2007 Фото автора

Московский театр Сатиры (театр «Варьете») , сентябрь 2007

Фото автора

Сад «Аквариум» (Летний сад) , сентябрь 2007 Фото автора

Сад «Аквариум» (Летний сад) , сентябрь 2007

Фото автора

7. КЛИНИКА ДОКТОРА СТРАВИНСКОГО   «Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат, была половина второго ночи. Трое санитаров не спускали глаз с Ивана Николаевича Бездомного, сидящего на диване… Полотенца, которыми был связан Иван Николаевич, лежали грудой на том же диване. Руки и ноги Ивана Николаевича были свободны». В таком виде предстал с шизофренией, «как и было сказано», Иван Бездомный перед врачами психиатрической больницы профессора Стравинского.

7. КЛИНИКА ДОКТОРА СТРАВИНСКОГО

  • «Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат, была половина второго ночи. Трое санитаров не спускали глаз с Ивана Николаевича Бездомного, сидящего на диване… Полотенца, которыми был связан Иван Николаевич, лежали грудой на том же диване. Руки и ноги Ивана Николаевича были свободны». В таком виде предстал с шизофренией, «как и было сказано», Иван Бездомный перед врачами психиатрической больницы профессора Стравинского.
Химкинская городская больница №1 (Клиника доктора Стравинского), февраль 2008 Фото автора

Химкинская городская больница №1 (Клиника доктора Стравинского), февраль 2008

Фото автора

8. ПОДВАЛ МАСТЕРА (ПЕРЕУЛОК БЛИЗ АРБАТА)   «…В подвале маленького домика в одном из арбатских переулков, в первой комнате… сидела Маргарита… В соседней маленькой комнате… лежал в глубоком сне мастер». О подвале, в котором жил Мастер, мы узнаем не много. По штрихам можно догадываться, что он был расположен в небольшом старом особняке, во дворике с калиткой. «Выиграв сто тысяч, Мастер поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой… Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике». Здесь был написан роман о Понтии Пилате.

8. ПОДВАЛ МАСТЕРА (ПЕРЕУЛОК БЛИЗ АРБАТА)

  • «…В подвале маленького домика в одном из арбатских переулков, в первой комнате… сидела Маргарита… В соседней маленькой комнате… лежал в глубоком сне мастер». О подвале, в котором жил Мастер, мы узнаем не много. По штрихам можно догадываться, что он был расположен в небольшом старом особняке, во дворике с калиткой. «Выиграв сто тысяч, Мастер поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой… Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике». Здесь был написан роман о Понтии Пилате.
Дом №9 в Мансуровс-ком переулке (подвал Мастера), февраль 2008 Фото автора

Дом №9 в Мансуровс-ком переулке (подвал Мастера), февраль 2008

Фото автора

Окно в подвале дома №9 в Мансуровс-ком переулке (подвал Мастера), февраль 2008 Фото автора

Окно в подвале дома №9 в Мансуровс-ком переулке (подвал Мастера), февраль 2008

Фото автора

9. ОСОБНЯК МАРГАРИТЫ   «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может убедиться, если пожелает направиться в этот сад». Здесь жила и скучала Маргарита до того, как встретила Азазело и стала ведьмой.

9. ОСОБНЯК МАРГАРИТЫ

  • «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может убедиться, если пожелает направиться в этот сад». Здесь жила и скучала Маргарита до того, как встретила Азазело и стала ведьмой.
Дом на Остоженке, 21 (особняк Маргариты), сентябрь 2007 Фото автора

Дом на Остоженке, 21 (особняк Маргариты), сентябрь 2007

Фото автора

10. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД   «Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под Кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден манеж». Здесь она встретила Азазело и получила от него волшебный крем.

10. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД

  • «Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под Кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден манеж». Здесь она встретила Азазело и получила от него волшебный крем.
Александровский сад, вид на Кремль, февраль 2008 Фото автора

Александровский сад, вид на Кремль, февраль 2008

Фото автора

Александровский сад, вид на Манеж, февраль 2008 Фото автора

Александровский сад, вид на Манеж, февраль 2008

Фото автора

11. ПЛОЩАДКА НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ, ГДЕ МАСТЕР ПРОЩАЛСЯ С МОСКВОЙ   «На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающем в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря… Мастер стал смотреть в город». Прощание Мастера с Москвой состоялось.

11. ПЛОЩАДКА НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ, ГДЕ МАСТЕР ПРОЩАЛСЯ С МОСКВОЙ

  • «На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающем в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря… Мастер стал смотреть в город». Прощание Мастера с Москвой состоялось.
Воробьевы Горы, февраль 2008 Фото автора

Воробьевы Горы, февраль 2008

Фото автора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, мы выяснили, что действие романа, несмотря на мистицизм и вымышленность сюжета и персонажей, неразрывно связано с собственной жизнью писателя в реальной Москве. Эта связь у Булгакова почти документальна. В романе нет ни одного случайного дома или улицы, каждый «адрес» имеет свой прототип. Сам писатель отмечал так: «Не из прекрасного далёка я изучал Москву 1921-1924 годов. О нет, я истоптал ее вдоль и поперек. На будущее время, когда в Москву начнут приезжать знатные иностранцы, у меня всегда есть должность гида». Быть может, он готов был стать гидом и для Воланда?.. Несомненно одно: роман «Мастер и Маргарита» стал для читателей Булгакова замечательным путеводителем по старой Москве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Итак, мы выяснили, что действие романа, несмотря на мистицизм и вымышленность сюжета и персонажей, неразрывно связано с собственной жизнью писателя в реальной Москве. Эта связь у Булгакова почти документальна. В романе нет ни одного случайного дома или улицы, каждый «адрес» имеет свой прототип. Сам писатель отмечал так: «Не из прекрасного далёка я изучал Москву 1921-1924 годов. О нет, я истоптал ее вдоль и поперек. На будущее время, когда в Москву начнут приезжать знатные иностранцы, у меня всегда есть должность гида». Быть может, он готов был стать гидом и для Воланда?.. Несомненно одно: роман «Мастер и Маргарита» стал для читателей Булгакова замечательным путеводителем по старой Москве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!