*Этическая беседа для учащихся «группы риска» и учащихся, стоящих на учете в ОП по
толерантности «Такие разные люди».
Цель и задачи: формировать толерантное отношение к людям других национальностей; формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, к окружающим; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.
Материальное обеспечение: компьютер, раздаточный материал.
Место проведения: кабинет
Форма проведения: этическая беседа.
Ход мероприятия:
Педагог: Ребята, многие из вас, не секрет, состоят на учетах за какие-либо правонарушения; есть здесь и ребята, которые относятся к категории «группы риска». Я, как социальный педагог провожу с вами часто индивидуальные беседы, различные мероприятия.
- Сегодня у нас с вами пройдет групповое занятие. Надеюсь, что вы будете активно принимать участие в беседе, проявите заинтересованность.
Слайд №1
- На экране вы видите тему нашего занятия. Скажите, о чем мы будем сегодня беседовать? ( о доброте, об уважении друг к другу …..)
Слайд №2
-А кто из вас, ребята, слышал слово «толерантность»? Что же оно обозначает? (ответы детей).
-Давайте посмотрим, как толерантность понимают люди на разных языках земного шара.
Слайд №3
-Выделим главные слова в этих определениях.(подчеркнуть красной линией).
-И так, толерантность – это
Слайд №4
-Давайте послушаем, как слово»толерантность» понимают учащиеся разных школ России.
Слайд №5 (два ученика читают высказывания на слайде)
- А теперь прочитайте стихи про толерантность
Слайд №6
( 1 ученик читает Чувствовать, думать, любить как другие, сердцем умея понять солидарность. Напрочь отбросить-«они не такие», этому учит нас толерантность.2 ученик: толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут. Выбирая в жизни путь толерантность не забудь. 3 ученик: признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность, вера любая без принужденья, это и многое есть толерантность).
-Давайте подведем итог: Слайд №7
-И так, что же такое толерантность? ( по цепочке)
Слайд №8
-Ребята, в какой стране мы с вами живем? ( РФ)
Слайд №9
- Верно, мы с вами живем в РФ, России, в единой многонациональной семье. Для нас Россия – это наша Родина. (прочитать)
Слайд № 10
-Велика Россия, но есть в ней места особенно близкие каждому из вас. Это ваш родной край, где вы родились и росли, где впервые пошли в школу, где сейчас живете и учитесь. В какой области мы с вами живем? ( Кировская)
Слайд №11
-Прекрасна наша Кировская область. Почти через всю область несет свои воды река Вятка. По ее берегам на сотни километров тянутся хвойные и лиственные леса, растут сочные травы на полях и лугах. Но самое главное богатство Кировской области – это люди. А знаете ли , какой вы национальности? (русские)
Слайд № 12
-По данным Всероссийской переписи 2012 года в Кировской области живут:
Слайд №13 Русские-96,63%,татары-0,79%, удмурты-0,29%, марийцы-0,31%. Кроме них в Кировской области проживают и люди других стран. Это – украинцы-0,57%, азербайджанцы- 0,26%, белорусы-0,16%,армяне- 0,8%.
-У каждой национальности свои костюмы, свои традиции, свое вероисповедание, своеобразный языки общения. Все мы разные, но все мы равные.
-Несмотря на то, что в нашей области проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии.
-Какие правила надо соблюдать при общении?
Слайд №14 (читают по цепочке правила толерантного общения)
Слайд №15
-Перед вами цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка. Чем они отличаются? ( по цвету). Что общего между ними? ( равные по величине; соприкасаются друг с другом, как будто помогая друг другу; все лепестки сходятся в одном месте, значит мы все должны быть вместе как эти лепестки).
- Какими чертами личности должен обладать толерантный человек ? Давайте выберем нужные слова…( работа за столами, 1-я группа учеников подчеркивает толерантные черты личности человека, а 2-я группа учеников – не толерантные черты личности. Выбирают из группы слов: доверие, способность к сопереживанию, терпимость к различиям, умение владеть собой, чувство юмора, агрессивность, пренебрежение и т.д.)
-Давайте сверим со слайдом… Слайд №16 )на слайде высвечены правильные ответы)
-К какой личности вы себя относите? Докажите.
-Проверим все остальные черты характера не толерантной личности ( зачитываем. Итог, что надо стараться избегать этих отрицательных качеств личности человека).
-Давайте еще раз закрепим значение слова «толерантность».
Слайд №17 )читают по цепочке ).
-Вот какое это емкое, могучее, сильное слово «толерантность», но какое оно одновременно доброе, милосердное, уважительное и добродушное.
- Ребята, сейчас я вам раздам тексты с четверостишиями. Цифрами обозначена последовательность чтения. Попробуем создать импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер листочка.
1 ученик : Что ж такое толерантность? Может, к бабушке любовь.
А быть может это то, что маме я на день рождения принес?
2 ученик: Понял я, что это уважение к мнению не только своему,
Видеть боль чужую я, по-моему , уже могу.
3 ученик: Дам монетку нищему, пожилому помогу,
Товарища в беде не брошу, злобу в класс я не пущу.
4 ученик: Если ты к друзьям терпим, выслушать любого можешь,
Если нужно, то готов ты всегда прийти на помощь.
5 ученик: Веришь в чудо, доброту, младших ты не обижаешь,
Людей разных национальностей и ценишь, и уважаешь.
6 ученик: Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.
7 ученик: Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир.
/ Читаю: Слайд № 18/ / Слайд № 19/
- Ребята, что вам дает толерантность? ( ответы детей)
- Что вы сами в силах изменить, чтобы сделать мир более толерантным?
-Благодарю всех за активное участие и надеюсь, что этот разговор оставит след в душе каждого из вас и поможет нам понять, что такое уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей…. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
-Толерантность – это не простое чувство, его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство, твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны русские и украинцы, башкиры и татары.
Ответим друг другу чувством высоким – и хрупкий мир мы сможем сохранить.
( В конце мероприятия всем участникам дарим на память закладки для книг с тематикой «толерантность»).