•На методике использования наглядного дидактического материала остановилась не случайно: в 2014-2015 учебном году начала применять данную методику. Сейчас уже можно сказать, что она эффективно работает при обучении детей на уроках русского языка. Это и обусловило выбор темы: «Использование наглядного дидактического материала на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ».
Просмотр содержимого документа
«Презентация к методическому семинару»
Методический семинар
Тема семинара :
« Использование наглядного дидактического материала
на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ »
Мирсанова Ксения Владимировна
1994 г.
Образование –среднее профессиональное
В 2014 году закончила Читинский
педагогический колледж
Учитель русского языка и литературы
Трудовой стаж – 3 года
Введение в проблему:
- Одним из основных дидактических принципов повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья по русскому языку является принцип наглядности, в соответствии с которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися. Поэтому я решила апробировать эту методику на учащихся МОУ Перво-Булдуруйской ООШ.
Актуальность:
Гипотеза:
Если я буду применять наглядный дидактический материал на уроках русского языка, то это будет способствовать прочному усвоению знаний, повысится познавательный интерес учащихся.
Цель: развитие мыслительной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для осознанного усвоения знаний с помощью наглядного дидактического материала на уроках русского языка в процессе обучения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка.
- Разработать уроки с использованием наглядного дидактического материала.
- Совершенствовать методику обучения при объяснении и закреплении учебного материала.
Теоретические положения методики заключаются в следующем: процесс обучения конструктивно меняется. Учитель становится консультантом, организатором и координатором учебно-познавательной деятельности учащихся. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности детей и поддерживается их инициатива.
- Изучив данную методику, я разработала уроки с использованием наглядного дидактического материала. При разработке сценариев уроков по данной методике я руководствовалась принципом неразрывного единства нового и повторения пройденного материала.
- Для эффективного использования наглядного дидактического материала на уроке русского языка были продуманы определенные действия, которые учащиеся выполняли при работе с наглядностью.
В качестве средств наглядности, наряду с картинками, выступал также языковой материал. Например, при повторении тем: «Корень слова», «Не с глаголами», «Имя прилагательное», «Личные местоимения», «Сложные слова» и другие.
«Найди сердце слова»
Тема: «Корень слова»
Задание: найди сердце слова.
Тема: «Личные местоимения»
Задание: распредели по картинкам личные местоимения – ОН,ОНО,ОНИ,ОНА.
и
«Круглограмма» при изучении словарных слов.
п
е
н
а
ц
т
Повторяем словарные слова!
Задание: Соедини половинки слов так, чтобы получилось ровно 8 слов.
Гар
терея
Пара
нария
Экспе
нент
Кули
Конти
летень
ент
Паци
шют
Галан
диция
Бюл
нитур
Задание:
Тема: Имя прилагательное»
Задание: поставь стрелочку от картинки к подходящему по смыслу прилагательному и запиши словосочетания.
МНОГОТОННАЯ
РЫЖИЙ
СПОРТИВНЫЙ
Тема:
«Орфографическое лото»
ТЕЛЕСКОП
ТЕЛЕФОН
МИКРОФОН
ТЕЛЕВИЗОР
АКВАЛАНГИСТ
ФЛАКОН АЭРОЗОЛЯ
ФОТОАППАРАТ
АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ
Тема
Помогать маме
Не кричать на маму!
Не обманывать маму!
Делиться впечатлениями с мамой!
Любить маму!
Заботиться о маме!
Не обижать маму!
Верить маме!
Не злиться на маму!
Жалеть маму!
Поддерживать маму в трудную минуту!
Не капризничать!
- У учащихся с ограниченными возможностями здоровья недостаточно развито абстрактное мышление, поэтому часто использую в работе «гештальт-картинки».
- Этот вид наглядности использую на уроках и с нормально развивающимися детьми. Применение на уроках русского языка «гештальт-картинок» способствует активизации деятельности учащихся, а также обогащению чувственного познавательного опыта, делающего более доступным овладение теоретическими знаниями.
Использование данной методики обучения привело к следующим результатам:
- повысилось качество знаний учащихся по русскому языку.
- повысился познавательный интерес учащихся (у учащихся появилась заинтересованность в получении более высокого результата).
Результаты обученности учащихся по русскому языку в сравнении за три года:
Предмет
2014-15 уч/год
Русский язык
% кач.
2015-16 уч/год
% обуч.
33 %
% кач.
100 %
% обуч.
2016-17 уч/год
38 %
% кач.
100 %
% обуч.
42
100 %
Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что применение наглядного дидактического материала на уроках русского языка – это современный способ реализовать умения и навыки ученика, а также инструмент педагога для развития познавательной активности учащихся.