СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам словесности "Библия как произведение словесности" (по Р.И. Альбетковой)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана к циклу уроков по теме "Библия как произведение словесности" по учебникам Р.И. Альбетковой "Русская словесность".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам словесности "Библия как произведение словесности" (по Р.И. Альбетковой)»

Библия занимает в культуре совершенно особое место. Вся система наших взглядов, оценок, житейских понятий складывалась под воздействием Библии. Без Библии мы не поймем по-настоящему ни А.С. Пушкина, ни Л.Н. Толстого, ни истории, ни искусства. Мы не воспримем самых великих произведений живописи, таких, как «Троица» Андрея Рублева или «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, не поймем музыки И.С. Баха и П.И. Чайковского, произведений архитектуры. Этот памятник словесности лежит в основе нашей культуры. Урок №1. Значение библии для русской культуры

Библия занимает в культуре совершенно особое место. Вся система наших взглядов, оценок, житейских понятий складывалась под воздействием Библии. Без Библии мы не поймем по-настоящему ни А.С. Пушкина, ни Л.Н. Толстого, ни истории, ни искусства. Мы не воспримем самых великих произведений живописи, таких, как «Троица» Андрея Рублева или «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, не поймем музыки И.С. Баха и П.И. Чайковского, произведений архитектуры. Этот памятник словесности лежит в основе нашей культуры.

Урок №1. Значение библии для русской культуры

Сам русский язык свидетельствует об этом. Даже неверующий человек воскликнет: « Господи !», когда столкнется с чем-то неожиданным. Мы говорим: спасибо , а ведь это пожелание человеку, сделавшему нам добро – Спаси  Бог ! Мы говорим божественно , когда хотим выразить высшую степень восхищения. Корень бог присутствует в словах: богатство , богатый, обожать, убогий . А слово настроение ? «Нас трое» - святая Троица; расстроиться – разъединиться, оказаться одному (М. Задорнов). А сколько крылатых выражений, пришедших из Библии, живет в нашей речи: камень преткновения, запретный плод, козел отпущения, блудный сын, тридцать сребреников, не мечите бисер перед свиньями, соль земли, строить дом на песке – всех их не перечесть.
  • Сам русский язык свидетельствует об этом. Даже неверующий человек воскликнет: « Господи !», когда столкнется с чем-то неожиданным. Мы говорим: спасибо , а ведь это пожелание человеку, сделавшему нам добро – Спаси Бог ! Мы говорим божественно , когда хотим выразить высшую степень восхищения. Корень бог присутствует в словах: богатство , богатый, обожать, убогий . А слово настроение ? «Нас трое» - святая Троица; расстроиться – разъединиться, оказаться одному (М. Задорнов).
  • А сколько крылатых выражений, пришедших из Библии, живет в нашей речи: камень преткновения, запретный плод, козел отпущения, блудный сын, тридцать сребреников, не мечите бисер перед свиньями, соль земли, строить дом на песке – всех их не перечесть.
Библия органически вошла в русскую культуру, так же, как в немецкую, английскую, французскую и другие культуры мира. Первоначально она была создана на древнееврейском и греческом языках, на славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. Библия стала первой книгой, которую напечатал Иван Федоров, а до того ее любовно переписывали на лучшем пергаменте от руки, украшали переплет серебряной чеканкой, драгоценными камнями, сине-золотой финифтью. Так наши предки выражали преклонение перед Святым Писанием.

Библия органически вошла в русскую культуру, так же, как в немецкую, английскую, французскую и другие культуры мира. Первоначально она была создана на древнееврейском и греческом языках, на славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. Библия стала первой книгой, которую напечатал Иван Федоров, а до того ее любовно переписывали на лучшем пергаменте от руки, украшали переплет серебряной чеканкой, драгоценными камнями, сине-золотой финифтью. Так наши предки выражали преклонение перед Святым Писанием.

Содержание и стиль Библии Своеобразие Библии в том, что она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. Откровение дается человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это еще и история духовного восхождения человечества. Стиль Библии – стиль образного высказывания.

Содержание и стиль Библии

  • Своеобразие Библии в том, что она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. Откровение дается человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это еще и история духовного восхождения человечества. Стиль Библии – стиль образного высказывания.
Урок №2. Состав и жанры Библии  Чтобы правильно понять произведение, надо рассматривать его в соответствии с его жанровой природой. В Библии много жанров, но это одно произведение. Единым делает его подход к жизни с точки зрения Вечности.  Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. В первой рассказывается об истории человечества от Сотворения мира до времени ожидания Спасителя. Во второй – о жизни Иисуса Христа, деятельности апостолов и о конце света.  Главная часть Нового завета – Евангелие . Слово евангелие – греческое, означает «радостная весть». Четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн, - каждый по-своему, рассказали о жизни и о смерти Христа, передали Его слова. Из их рассказов вырисовывается удивительная личность, образ Сына Человеческого.

Урок №2. Состав и жанры Библии

Чтобы правильно понять произведение, надо рассматривать его в соответствии с его жанровой природой. В Библии много жанров, но это одно произведение. Единым делает его подход к жизни с точки зрения Вечности.

Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. В первой рассказывается об истории человечества от Сотворения мира до времени ожидания Спасителя. Во второй – о жизни Иисуса Христа, деятельности апостолов и о конце света.

Главная часть Нового завета – Евангелие . Слово евангелие – греческое, означает «радостная весть». Четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн, - каждый по-своему, рассказали о жизни и о смерти Христа, передали Его слова. Из их рассказов вырисовывается удивительная личность, образ Сына Человеческого.

Жанры Библии: повесть В Евангелии мы встретим повесть о Рождестве Иисуса. Евангелист Лука рассказывает, что Иисус родился в Вифлееме, куда отправились Мария с Иосифом, чтобы записаться в переписи населения. Каждое слово этого повествования говорит о многом. У людей не нашлось места для Бога, они заняты своими делами. Поэтому Иисус родился не в доме , а в пещере, где держат скот. После распятия Он будет положен также в пещеру. Маленький и беспомощный Младенец, лежащий в яслях (кормушке) – это и есть Спаситель мира. Поклониться ему приходят простые пастухи и мудрые цари-волхвы. Перед тем, что Он принес в мир, склоняются труженики и мыслители, люди разных народов и разного социального положения. Вся земля и небо славят Его. Вот так незаметно для большинства людей произошло событие, повернувшее всю мировую историю. Так, казалось бы непритязательное повествование открывает великую тайну взаимоотношений Бога и человека.

Жанры Библии: повесть

  • В Евангелии мы встретим повесть о Рождестве Иисуса. Евангелист Лука рассказывает, что Иисус родился в Вифлееме, куда отправились Мария с Иосифом, чтобы записаться в переписи населения.
  • Каждое слово этого повествования говорит о многом. У людей не нашлось места для Бога, они заняты своими делами. Поэтому Иисус родился не в доме , а в пещере, где держат скот. После распятия Он будет положен также в пещеру. Маленький и беспомощный Младенец, лежащий в яслях (кормушке) – это и есть Спаситель мира. Поклониться ему приходят простые пастухи и мудрые цари-волхвы. Перед тем, что Он принес в мир, склоняются труженики и мыслители, люди разных народов и разного социального положения. Вся земля и небо славят Его. Вот так незаметно для большинства людей произошло событие, повернувшее всю мировую историю. Так, казалось бы непритязательное повествование открывает великую тайну взаимоотношений Бога и человека.
Притча  Иисус проповедовал радостную весть о возможности для каждого войти в Царство Божие. Он открывал это, рассказывая житейские истории – притчи. В них действуют обычные люди, они сеют и убирают урожай, пасут овец, продают и покупают товары, строят дома – словом, живут так же, как и те, кто слушал Иисуса. Но за житейской историей встает другой смысл, речь идет о духовных проблемах. Герой притчи – это человек вообще: некий, один человек. И сюжет притчи – поучительная история, говорящая о вечных законах жизни.  В притче открывается нечто сокровенное. Иисус, рассказывая притчи, нередко говорит: имеющий уши да слышит, потому что люди часто слушают, но не слышат. Уши у них есть, слова понятны, а смысл не доходит. И приходится разъяснять смысл притчи, ведь в ней все – иносказание. (Притча о блудном сыне)

Притча

Иисус проповедовал радостную весть о возможности для каждого войти в Царство Божие. Он открывал это, рассказывая житейские истории – притчи. В них действуют обычные люди, они сеют и убирают урожай, пасут овец, продают и покупают товары, строят дома – словом, живут так же, как и те, кто слушал Иисуса. Но за житейской историей встает другой смысл, речь идет о духовных проблемах. Герой притчи – это человек вообще: некий, один человек. И сюжет притчи – поучительная история, говорящая о вечных законах жизни.

В притче открывается нечто сокровенное. Иисус, рассказывая притчи, нередко говорит: имеющий уши да слышит, потому что люди часто слушают, но не слышат. Уши у них есть, слова понятны, а смысл не доходит. И приходится разъяснять смысл притчи, ведь в ней все – иносказание. (Притча о блудном сыне)

Проповедь  Христос учил не только притчами. Нередко он прямо поучал, как должен вести себя человек. Он объяснял, что такое счастье, любовь, доброта. И тогда Он произносил проповедь, поучение. Яркий пример - Нагорная проповедь. В ней Иисус открывает людям новую мораль, основанную на любви к ближнему. Он учит видеть в другом человеке не врага, не соперника, а достойную уважения и любви личность. Он учит открытости и служению людям.  Недаром слушающие говорили, что Иисус учил как власть имущий. Он не только открывал людям совершенно новую этику. Он строил свою проповедь так, что она доходила до сердца слушателей

Проповедь

Христос учил не только притчами. Нередко он прямо поучал, как должен вести себя человек. Он объяснял, что такое счастье, любовь, доброта. И тогда Он произносил проповедь, поучение. Яркий пример - Нагорная проповедь. В ней Иисус открывает людям новую мораль, основанную на любви к ближнему. Он учит видеть в другом человеке не врага, не соперника, а достойную уважения и любви личность. Он учит открытости и служению людям.

Недаром слушающие говорили, что Иисус учил как власть имущий. Он не только открывал людям совершенно новую этику. Он строил свою проповедь так, что она доходила до сердца слушателей

Молитва Есть в Библии еще один жанр – молитва, которую дал людям Иисус: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое! Да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)  Всеми своими действиями Иисус показывает, что молитва – это связь человека с Богом которая дает возможность творить добро и приносит человеку ощущение подлинного счастья.  Молитва Иисуса отличается от молитв язычников, которые заключали с богами сделку по принципу: я тебе принесу дары, а ты мне за это дай то-то. Христианская молитва – это полное доверие Богу, радость от общения с Ним, готовность исполнить Его волю, потому что Бог – это любовь, добро, истина. Вот и в молитве Иисуса речь идет не о конкретных просьбах, а о готовности любить Бога и исполнять Его волю.

Молитва

Есть в Библии еще один жанр – молитва, которую дал людям Иисус:

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое!

Да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)

Всеми своими действиями Иисус показывает, что молитва – это связь человека с Богом которая дает возможность творить добро и приносит человеку ощущение подлинного счастья.

Молитва Иисуса отличается от молитв язычников, которые заключали с богами сделку по принципу: я тебе принесу дары, а ты мне за это дай то-то. Христианская молитва – это полное доверие Богу, радость от общения с Ним, готовность исполнить Его волю, потому что Бог – это любовь, добро, истина. Вот и в молитве Иисуса речь идет не о конкретных просьбах, а о готовности любить Бога и исполнять Его волю.

Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия  Евангелие – книга сложная по своему жанровому составу. Кроме тех жанров, о которых мы уже говорили, есть и другие: жизнеописание, родословие, пророчество, афоризм, плач, обличение, гимн . И при этом Евангелие отличается единством не только идеи , но и стиля . Образы, созданные евангелистами, - многозначные символы, в которых за изображением скрывается глубинный смысл.  Вот что сказал об этой книге А.С. Пушкин : « Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, -и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».

Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия

Евангелие – книга сложная по своему жанровому составу. Кроме тех жанров, о которых мы уже говорили, есть и другие: жизнеописание, родословие, пророчество, афоризм, плач, обличение, гимн . И при этом Евангелие отличается единством не только идеи , но и стиля . Образы, созданные евангелистами, - многозначные символы, в которых за изображением скрывается глубинный смысл.

Вот что сказал об этой книге А.С. Пушкин : « Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, -и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».

О бесконечной глубине евангельского слова говорит А.С. Хомяков в стихотворении «Звезды».   … В час полночного молчанья, Отогнав обманы снов, Ты вглядись душой в писанья Галилейских рыбаков,- И в объеме книги тесной Развернется пред тобой Бесконечный свод небесный С лучезарною красой. Узришь – звезды мысли водят Тайный хор свой вкруг земли. Вновь вглядись – другие всходят; Вновь вглядись – и там вдали Звезды мысли, тьмы за тьмами, Всходят, всходят без числа,- И зажжется их огнями Сердца дремлющая мгла.   Поэт нашел великолепный образ: звезды мысли, которые зажигают мглу сердца. Ведь смысл Слова Божьего так же бесконечен, как небесный свод с его бесчисленными звездами.

О бесконечной глубине евангельского слова говорит А.С. Хомяков в стихотворении «Звезды».

В час полночного молчанья,

Отогнав обманы снов,

Ты вглядись душой в писанья

Галилейских рыбаков,-

И в объеме книги тесной

Развернется пред тобой

Бесконечный свод небесный

С лучезарною красой.

Узришь – звезды мысли водят

Тайный хор свой вкруг земли.

Вновь вглядись – другие всходят;

Вновь вглядись – и там вдали

Звезды мысли, тьмы за тьмами,

Всходят, всходят без числа,-

И зажжется их огнями

Сердца дремлющая мгла.

Поэт нашел великолепный образ: звезды мысли, которые зажигают мглу сердца. Ведь смысл Слова Божьего так же бесконечен, как небесный свод с его бесчисленными звездами.

Послания  Не менее глубоки и другие «писанья галилейских рыбаков», то есть учеников Христа, апостолов. Много лет спустя после воскресения Иисуса старый уже апостол Иоанн обращается к христианам с посланием. Вот отрывок из его соборного послания:  Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин., 4:7-8).  Послание похоже на проповедь, только проповедь произносится устно, а послание пишется.

Послания

Не менее глубоки и другие «писанья галилейских рыбаков», то есть учеников Христа, апостолов. Много лет спустя после воскресения Иисуса старый уже апостол Иоанн обращается к христианам с посланием. Вот отрывок из его соборного послания: Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин., 4:7-8).

Послание похоже на проповедь, только проповедь произносится устно, а послание пишется.

Псалмы  Говоря о жанрах Библии, нельзя не сказать о псалмах. Слово это значит хвалебную песнь, поющуюся под звуки арфы. Темы псалмов: восхваление Бога, благодарение Бога, мольбы, жалобы на козни врагов, размышление о жизни, о человеке. Это произведения лирические. Создателем большинства псалмов считают царя Давида.  Ветхозаветные псалмы Церковь включила в свои богослужения, и они наполнились новым смыслом.  Книга псалмов – Псалтырь – была любимой книгой в Древней Руси, по ней учились читать дети, псалмы ежедневно читали (и читают) в храме, их знали наизусть.

Псалмы

Говоря о жанрах Библии, нельзя не сказать о псалмах. Слово это значит хвалебную песнь, поющуюся под звуки арфы. Темы псалмов: восхваление Бога, благодарение Бога, мольбы, жалобы на козни врагов, размышление о жизни, о человеке. Это произведения лирические. Создателем большинства псалмов считают царя Давида.

Ветхозаветные псалмы Церковь включила в свои богослужения, и они наполнились новым смыслом.

Книга псалмов – Псалтырь – была любимой книгой в Древней Руси, по ней учились читать дети, псалмы ежедневно читали (и читают) в храме, их знали наизусть.

Подумайте и ответьте! 1. В чем отличие Библии от всех других произведений словесности? Почему это вечно живая книга? 2. Какие эпические и лирические жанры есть в Библии? 3. Притча и повесть: в чем их сходство и в чем их различие? 4. В чем сходство и различие между проповедью и посланием? 5. Что такое псалом? 6. В чем своеобразие библейского стиля?

Подумайте и ответьте!

1. В чем отличие Библии от всех других произведений словесности? Почему это вечно живая книга?

2. Какие эпические и лирические жанры есть в Библии?

3. Притча и повесть: в чем их сходство и в чем их различие?

4. В чем сходство и различие между проповедью и посланием?

5. Что такое псалом?

6. В чем своеобразие библейского стиля?

Урок №3. Использование библейских тем в русской словесности  Многих поэтов вдохновили библейские псалмы. Их перелагали М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин. У А.С. Хомякова есть стихотворение «По прочтении псалма». Оно написано под впечатлением церемонии освещения Исаакиевского собора в Петербурге – роскошного и величественного храма. Хомяков вспоминает 49 псалом, где говорится о том, что роскошь и богатые дары не нужны богу, если у людей нет любви к Нему. Вот несколько стихов из этого псалма.

Урок №3. Использование библейских тем в русской словесности

Многих поэтов вдохновили библейские псалмы. Их перелагали М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин. У А.С. Хомякова есть стихотворение «По прочтении псалма». Оно написано под впечатлением церемонии освещения Исаакиевского собора в Петербурге – роскошного и величественного храма. Хомяков вспоминает 49 псалом, где говорится о том, что роскошь и богатые дары не нужны богу, если у людей нет любви к Нему. Вот несколько стихов из этого псалма.

Сорок девятый псалом «Слушай, народ Мой, Я буду говорить, Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя; Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда передо Мною. Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животных на полях передо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов, и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои; И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня…»

Сорок девятый псалом

«Слушай, народ Мой, Я буду говорить, Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя; Я Бог, твой Бог.

Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда передо Мною.

Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих;

Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор.

Знаю всех птиц на горах, и животных на полях передо Мною.

Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

Ем ли Я мясо волов, и пью ли кровь козлов?

Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои;

И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня…»

А.С. Хомяков так передает смысл псалма.  По прочтении псалма .   К чему Мне злато? В глубь земную, В утробу вековечных скал, Я влил, как воду дождевую Огнем расплавленный металл… К чему огни? Не Я ль светила Зажег над вашей головой? Не Я ль, как искры из горнила, Бросаю звезды в мрак ночной? Твой скуден дар. – Есть дар бесценный, Дар, нужный Богу твоему: Ты с ним явись, и, примиренный, Я все дары твои приму. Мне нужно сердце чище злата И воля крепкая в труде, Мне нужен брат, любящий брата, Нужна Мне правда на суде».   Земля трепещет: по эфиру Катится гром из края в край. То Божий глас; Он судит миру: «Израиль, Мой народ, внимай! Израиль, ты Мне строишь храмы, И храмы золотом блестят, И в них курятся фимиамы, И день и ночь огни горят. К чему Мне ваших храмов своды, Бездушный камень, прах земной? Я создал землю, создал воды, Я небо очертил рукой; Хочу, и Словом расширяю Предел известных вам чудес; И бесконечность созидаю За бесконечностью небес.

А.С. Хомяков так передает смысл псалма. По прочтении псалма .

К чему Мне злато? В глубь земную,

В утробу вековечных скал,

Я влил, как воду дождевую

Огнем расплавленный металл…

К чему огни? Не Я ль светила

Зажег над вашей головой?

Не Я ль, как искры из горнила,

Бросаю звезды в мрак ночной?

Твой скуден дар. – Есть дар бесценный,

Дар, нужный Богу твоему:

Ты с ним явись, и, примиренный,

Я все дары твои приму.

Мне нужно сердце чище злата

И воля крепкая в труде,

Мне нужен брат, любящий брата,

Нужна Мне правда на суде».

Земля трепещет: по эфиру

Катится гром из края в край.

То Божий глас; Он судит миру:

«Израиль, Мой народ, внимай!

Израиль, ты Мне строишь храмы,

И храмы золотом блестят,

И в них курятся фимиамы,

И день и ночь огни горят.

К чему Мне ваших храмов своды,

Бездушный камень, прах земной?

Я создал землю, создал воды,

Я небо очертил рукой;

Хочу, и Словом расширяю

Предел известных вам чудес;

И бесконечность созидаю

За бесконечностью небес.

А вот отрывок из поэмы тонкого лирика 19 века А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин» о византийском ученом и поэте конца 7 века – начала 8 в. Иоанн отказался от блестящей карьеры и роскоши и ушел в монастырь, чтобы служить Богу. А.К. Толстой передает чувства своего героя. Постарайтесь заметить в этих стихах воздействие библейского стиля.   Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды! Благословляю я свободу И голубые небеса! И посох мой благословляю, И эту бедную сумму, И степь от края и до краю, И солнца свет, и ночи тьму, И одинокую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду!

А вот отрывок из поэмы тонкого лирика 19 века А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин» о византийском ученом и поэте конца 7 века – начала 8 в. Иоанн отказался от блестящей карьеры и роскоши и ушел в монастырь, чтобы служить Богу. А.К. Толстой передает чувства своего героя. Постарайтесь заметить в этих стихах воздействие библейского стиля.

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную сумму,

И степь от края и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

 Каждый поэт находил в Библии  свое, особенное.  В 20 веке Анна Ахматова обратилась к рассказу о том, как Бог покарал город Содом, погрязший в грехе, и как единственный праведник Лот спасся с семьей своей.   Но А.А.  Ахматову привлекла не судьба Содома и не праведность Лота, а судьба жены Лота, которая нарушила запрет: посланник Бога не велел оглядываться, а она оглянулась и превратилась в соляной столб.

Каждый поэт находил в Библии свое, особенное.

В 20 веке Анна Ахматова обратилась к рассказу о том, как Бог покарал город Содом, погрязший в грехе, и как единственный праведник Лот спасся с семьей своей.

Но А.А. Ахматову привлекла не судьба Содома и не праведность Лота, а судьба жены Лота, которая нарушила запрет: посланник Бога не велел оглядываться, а она оглянулась и превратилась в соляной столб.

Лотова жена  Жена же Лотова оглянулась позади  его и стала соляным столпом.  Книга Бытия И праведник шел за посланником Бога, Огромный и светлый, по черной горе. Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь еще посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила. Взглянула – и, скованы смертною болью, Глаза ее больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли.  Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Лотова жена Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом. Книга Бытия

И праведник шел за посланником Бога,

Огромный и светлый, по черной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь еще посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Взглянула – и, скованы смертною болью,

Глаза ее больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

 В Библии о жене Лота сказана всего одна фраза: она приведена в эпиграфе. Но такова емкость библейского слова, что за одной фразой можно увидеть целую судьбу. В стихах же речь идет не только о библейском образе. Ахматова выразила чувства человека переломной эпохи, когда рушился привычный мир. Можно ли идти вперед, не оглядываясь на прошлое? Так из одной библейской фразы рождается новая мысль о судьбе человека иной эпохи.

В Библии о жене Лота сказана всего одна фраза: она приведена в эпиграфе. Но такова емкость библейского слова, что за одной фразой можно увидеть целую судьбу. В стихах же речь идет не только о библейском образе. Ахматова выразила чувства человека переломной эпохи, когда рушился привычный мир. Можно ли идти вперед, не оглядываясь на прошлое? Так из одной библейской фразы рождается новая мысль о судьбе человека иной эпохи.

 Другое стихотворение Анны Ахматовой – часть поэмы «Реквием». Здесь библейская тема послужила раскрытию скорби матери. Ахматова пережила гибель мужа, арест сына. Долгие дни томилась она в очереди у тюрьмы, чтобы узнать о судьбе близких людей. И не одна она, многие в те страшные годы испытывали те же страдания. Об этих муках и говорит поэт, о трагедии матери, переживших казнь сына. А библейские образы помогают передать трагедию.

Другое стихотворение Анны Ахматовой – часть поэмы «Реквием». Здесь библейская тема послужила раскрытию скорби матери. Ахматова пережила гибель мужа, арест сына. Долгие дни томилась она в очереди у тюрьмы, чтобы узнать о судьбе близких людей. И не одна она, многие в те страшные годы испытывали те же страдания. Об этих муках и говорит поэт, о трагедии матери, переживших казнь сына. А библейские образы помогают передать трагедию.

Распятие. Не рыдай Мене, Мати, Во гробе зрящи . Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто Мене оставил!» А матери: «О, не рыдай Мене…» Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.

Распятие.

Не рыдай Мене, Мати,

Во гробе зрящи .

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Мене оставил!»

А матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Подумайте и ответьте!  Какие произведения писателей и поэтов прошлого и нашего времени содержат образы, сюжеты, идеи, навеянные чтением Библии?  Зачем писатели используют библейские мотивы? «Въезд Христа в Иерусалим». Неизвестный французский мастер 15 в.  Эрмитаж.

Подумайте и ответьте!

Какие произведения писателей и поэтов прошлого и нашего времени содержат образы, сюжеты, идеи, навеянные чтением Библии?

Зачем писатели используют библейские мотивы?

«Въезд Христа в Иерусалим».

Неизвестный

французский мастер 15 в.

Эрмитаж.

 Задания Прочитайте Восьмой псалом.  Подумайте, какова его композиция, что можно сказать о его стиле, ритме? Какое чувство воплощено в нем?  Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честию увенчал его; Поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил под ноги его: Овец и волов всех, и также полевых зверей, Птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

Задания

  • Прочитайте Восьмой псалом.

Подумайте, какова его композиция, что можно сказать о его стиле, ритме? Какое чувство воплощено в нем?

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честию увенчал его;

Поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил под ноги его:

Овец и волов всех, и также полевых зверей,

Птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями.

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

2. Перечитайте стихотворение А.С. Хомякова «По прочтении псалма». Как вы думаете, хомяков передал только смысл псалма или в его стихотворении заметно и влияние библейского стиля?  Почему поэт обратился к псалму, а не просто выразил свое отношение к современному событию?

2. Перечитайте стихотворение А.С. Хомякова «По прочтении псалма». Как вы думаете, хомяков передал только смысл псалма или в его стихотворении заметно и влияние библейского стиля?

Почему поэт обратился к псалму, а не просто выразил свое отношение к современному событию?

3. Перед вами два стихотворения М.Ю. Лермонтова с одинаковым заглавием «Молитва». В каком из них заглавие называет тему произведения, а в каком – жанр?   Молитва В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… 1839

3. Перед вами два стихотворения М.Ю. Лермонтова с одинаковым заглавием «Молитва». В каком из них заглавие называет тему произведения, а в каком – жанр?

Молитва

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

1839

Молитва.  Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в мире безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную, Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. 1837

Молитва.

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

1837

4. Прочитайте отрывки из Евангелия, в которых рассказывается о казни Иисуса. Какие детали повествования легли в основу стихотворения А.А. Ахматовой «Распятие»?

4. Прочитайте отрывки из Евангелия, в которых рассказывается о казни Иисуса. Какие детали повествования легли в основу стихотворения А.А. Ахматовой «Распятие»?

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. А другие говорили: постой; посмотрим, не придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись…(Мф.,27:45-51). При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой! Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.,19:25-27).

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого.

А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?

Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.

А другие говорили: постой; посмотрим, не придет ли Илия спасти Его.

Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись…(Мф.,27:45-51).

При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой!

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.,19:25-27).

Уточним!  Стоявшие около креста не поняли слов Иисуса, потому что Он произнес их на арамейском языке, на котором говорили простые люди. Евангелист так и приводит их по-арамейски. Слово « Ил и » - Боже Мой – толпа приняла за имя знаменитого ветхозаветного пророка Илии, о котором рассказывается в 3-й Книге Царств. Уксус – кислый напиток, который носили с собой римские солдаты для питья.

Уточним!

Стоявшие около креста не поняли слов Иисуса, потому что Он произнес их на арамейском языке, на котором говорили простые люди. Евангелист так и приводит их по-арамейски. Слово « Ил и » - Боже Мой – толпа приняла за имя знаменитого ветхозаветного пророка Илии, о котором рассказывается в 3-й Книге Царств.

Уксускислый напиток, который носили с собой римские солдаты для питья.

5. Составьте рассказ по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

5. Составьте рассказ по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!