»
Урок систематизирующего повторения. Алгебра 8 класс.
Разработала Стамбулова А.А. МКОУ СОШ № 8
Далее
Выход
Выработать умение решать квадратные уравнения и уметь их применять. Изучение материала начинается с решения неполных квадратных уравнений различного вида. Основное внимание уделяется формированию у учащихся умения решать квадратные уравнения с использованием формулы корней. Познакомить учащихся с историей квадратных уравнений.
- Выработать умение решать квадратные уравнения и уметь их применять. Изучение материала начинается с решения неполных квадратных уравнений различного вида. Основное внимание уделяется формированию у учащихся умения решать квадратные уравнения с использованием формулы корней. Познакомить учащихся с историей квадратных уравнений.
Назад
Далее
Целью урока является решение следующих задач:
- образовательные: обработка способов решения квадратного уравнения, выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения;
- развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, обще-учебных умений, умение сравнивать и обобщать.
- воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, воспитание чувства ответственности перед товарищами, умение контролировать свои действия.
Для осуществления поставленных на урок задач выбраны следующие методы и формы обучения:
Методы - наглядный, словесный, частично-поисковый;
Формы - общеклассная, индивидуальная, групповая.
Далее
Назад
- презентации;
- электронные ресурсы;
- бумага;
- маркеры;
- иллюстрированный раздаточный материал;
- таблицы.
Далее
Назад
- http :// sbiryukova . narod . ru / statyi / Mat _ fiz . htm - ресурс, раскрывающий применение данной темы к физическим явлениям;
2. http :// www . tomsk . fio . ru / works /172/ savoshkina /7. htm - ресурс о применении данной темы в изучении дальнейшего курса алгебры и в геометрии.
3. http :// www . tomsk . fio . ru / works /172/ savoshkina /4. htm
http :// www . tomsk . fio . ru / works /172/ savoshkina /5. htm
http :// www . tomsk . fio . ru / works /149/ petuhova / op . htm
http :// www . tomsk . fio . ru / works /149/ petuhova / spos . htm
http :// www . tomsk . fio . ru / works /149/ petuhova / tvv . htm - ресурсы для работы с таблицей на 2 этапе урока
4. http :// www . penza . fio . ru / personal /34/3/8/ GOL 2. htm
http :// www . penza / fio / ru / personal /34/3/8/ interes . htm - ресурсы к творческому домашнему заданию.
Назад
Далее
- Подготовительный этап – мотивация необходимости изучения учебного материала – 5 минут;
- Обучающий этап – работа с таблицей – 10 минут;
- Самоконтроль- цель заданий указать подходящую формулу или правила – 5 минут;
- Сведения из истории квадратных уравнений в игровой форме – интерактивная часть урока - 15 минут;
- Творческое домашнее задание -4 минуты;
- Подведение итогов урока – 3 минут;
- Оценивание учащихся - 3 минут.
Назад
Далее
Тема урока: Урок повторения по теме
« Квадратные уравнения»
Эпиграф урока: « Теория без практики
мертва и бесплодна, практика без теории
невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение»
Требования государственного стандарта: На этом занятии повторяются и закрепляются знания различных способов решения квадратных уравнений. Учащиеся должны уметь верно и рационально решать квадратные уравнения.
Назад
Далее
I. Организационный момент.
- подготовка к уроку;
- объявление темы урока;
- эпиграф.
-класс делится на 6 групп.
Разделение проходит следующим образом: учащиеся получают карточки с квадратными уравнениями различного вида. Учащиеся, выбравшие карточки с заданием одного вида садятся за один стол:
1 стол – неполное уравнение, если b =0, c =0
2 стол – неполное уравнение , если b =0, c ≠0
3 стол – неполное уравнение, если b ≠0, c =0
4 стол – приведённое квадратное уравнение
5 стол – квадратное уравнение с чётным вторым коэффициентом.
6 стол – стандартные квадратные уравнения.
Назад
Далее
II. Мотивация
Эта тема является ступенькой в изучении более сложного материала математики средней школы. Умение быстро, рационально и правильно решать квадратные уравнения облегчает прохождение многих тем курса математики. Например:
8 класс – решение задач на составление квадратных уравнений;
www . penza . fio . ru / personal /34/3/8/ GOL 6. htm
http :// www . tomsk . fio . ru / works /172/ savoshkina /7. htm (смотрите ниже)
Назад
Далее
9 класс – разложение квадратного трехчлена на множители, квадратичная функция и ее график;
10 класс – тригонометрические уравнения и неравенства; применение производной к исследованию функции;
11 класс – интеграл; площадь криволинейной трапеции; иррациональные, показательные уравнения;
Применение математических знаний при изучении физических явлений: типы задач, решаемые с помощью квадратных уравнений ( нахождение времени равнопеременного движения).
http :// sbiryukova . narod . ru / statyi / Mat _ fiz . htm
Назад
Далее
0 2 корня D=0 1 корень D нет кор. ax 2 =0 1 корень: x=0 I 2 b=0 c≠0 ax 2 +c=0 2 корня - если a и с имеют разные знаки и нет корней - если a и c имеют одинаковые знаки I 3 b≠0 c=0 ax 2 +bx=0 x(ax+b)=0 2 корня: x 1 = 0; x 2 = -b/ ( 2a ) . I 4 a=1 b≠0 c≠0 x 2 +px+q=0 Назад Далее " width="640"
III. Работа с таблицей
I: ax 2 +bx+c=0, a ≠ 0
I 1
b = 0
c=0
D0 2 корня
D=0 1 корень
D нет кор.
ax 2 =0
1 корень: x=0
I 2
b=0
c≠0
ax 2 +c=0
2 корня - если a и с
имеют разные знаки и нет корней - если a и c имеют одинаковые знаки
I 3
b≠0
c=0
ax 2 +bx=0
x(ax+b)=0
2 корня: x 1 = 0;
x 2 = -b/ ( 2a ) .
I 4
a=1
b≠0
c≠0
x 2 +px+q=0
Назад
Далее
Теоремы
Виета
Обратная
Дано:
x 1 , x 2 – корни уравнения
x 2 + px + q =0
Дано:
Для чисел: x 1 , x 2 , p , q
имеем: x 1 +x 2 =-p , x 1 ∙x 2 =q
Доказать:
x 1 +x 2 =-p
x 1 ∙x 2 =q
Доказать:
x 1 , x 2 – корни уравнения
x 2 + px + q =0
На доске вывешиваются вышеприведенные таблицы. В них оставлены пустые места для того, чтобы учащиеся могли их заполнить необходимыми теоретическими сведениями.
Назад
Далее
В этой таблице белым цветом выделены те записи, которые не должны быть на доске с самого начала урока. Они появляются по мере того, как учащиеся отвечают на соответствующие вопросы учителя. В ходе беседы учителя с классом ответы учащихся фиксируются в таблице.
При работе с таблицей каждый стол отвечает на вопросы по своей теме, т.е. названия стола. Перед тем как перейти к работе с таблицей внимание учащихся обращается на сайты, где они просматривают нужную себе информацию и готовятся к ответам.
http :// www . tomsk . fio . ru / works /172/ savoshkina /4. htm
http :// www . tomsk . fio . ru / works /172/ savoshkina /5. htm
http :// www . tomsk . fio . ru / works /149/ petuhova / op . htm (смотрите далее)
http :// www . tomsk . fio . ru / works /149/ petuhova / spos . htm
http :// www . tomsk . fio . ru / works /149/ petuhova / tvv . htm (смотрите далее)
Назад
Далее
http :// www . tomsk . fio . ru / works /149/ petuhova / op . htm
Назад
Далее
Вопросы учителя по работе с таблицей
В каком случае уравнение вида называется квадратным?
Какой вид примет это уравнение, если b =0, с=0; b =0, c ≠0; b ≠0, c =0?
Как называют такие уравнения?
Имеют ли корни уравнения I 1 , I 2 , I 3 ?
Приведите примеры уравнений таких типов.
От чего зависит наличие действительных корней уравнений?
Сколько корней могут иметь квадратные уравнения?
Какие формулы для нахождения корней вы знаете?
Записать краткую формулировку теоремы Виета и обратной теоремы, а затем дать словесную формулировку.
На этом этапе таблицы заполняются и служат для дальнейшей работы в течении урока.
Назад
Далее
IV. Самоконтроль
Эта работа направлена на формирование у учащихся умения проводить обоснования – важнейший этап урока повторения. У учащихся не требуется оформлять решение, что занимает время на уроке, нужно только зафиксировать теоретический базис решения, то есть дать перечень тех теоретических положений изученной темы, которые входят в обоснование решения задачи. При обосновании используются вышеуказанные таблицы.
Задания для самоконтроля написаны на доске и до нужного момента урока скрыты. Во время предъявления заданий учитель подчеркивает, что их решать не надо, следует только указать теорему, формулу, правило, на которых основывается решение.
Задания:
1. Составить квадратное уравнение, имеющее корни x 1 =2, x 2 =4
2. Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения:
x 2 -3x+6=0 и x 2 -5x+6=0
3. Найти подбором корни уравнения: x 2 -8 x -20=0
4. Решить уравнения: а) x 2 -6 x +8=0; b ) 2 x 2 -3 x +1=0;
c) 4x 2 +25=0; d) x 2 -5x=0 .
( в данных случаях учащиеся не должны находить корней, их задача – указать только подходящие формулы или правила).
Назад
Далее
IV. Из истории квадратных уравнений
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.» Паскаль
В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении задач. Такие задачи составлял знаменитый индийский математик XII века. Его имя мы узнаем следующим образом:
Каждый стол получает цветок из 7 лепестков.
Предложенное задание позволяет осуществить
дифференцированный контроль знаний, так как
задания распределены по 3 уровням сложности А,
В, С. Уровню А соответствует обязательным
программным требованиям, В-среднему уровню
сложности, С – предназначен для учеников,
проявляющих повышенный интерес к
математике. Данная форма игры способствует
воспитанию у учащихся чувства ответственности
перед товарищами, взаимопомощи, умению
контролировать свои действия.
Такие лепестки раздаются на каждый стол.
Далее
Назад
Игра проходит следующим образом: Ребята решают задания под своим цветом. Сумма ответов на лепестках зеленого цвета соответствует первой букве имени ученого, Светло-коричневого – второй букве, голубого – третьей букве, оранжевого - четвертой букве, розового – пятой букве, бирюзового – шестой букве, сиреневого – седьмой букве.
На табло записаны буквы и под ними ответы, которые соответствуют этим буквам. Группа учащихся с лепестками одного цвета называет свой ответ и на табло находит соответствующую букву.
Б
23
А
С
45,6
Х
6,5
А
0
34
Р
К
27
12
В результате на доске вывешивается по одной букве и получается имя ученого: БХАСКАР.
Далее
Назад
V. Творческое домашнее задание
В одной из старинных индийских книг говорится: « как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме. Вот одна из таких задач знаменитого математика Индии Х II века БХАСКАРЫ.
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась
Их в квадрате часть восьмая
На полянке забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
http :// www . penza . fio . ru / personal /34/3/8/ GOL 2. htm - ресурс к творческому домашнему заданию. (Смотрите далее)
http :// www . penza / fio / ru / personal /34/3/8/ interes . htm - просмотреть на сайте задачу и решить её.
Назад
Далее
Назад
Далее
VII. Подведение итогов урока.
Вопросы классу: Ребята! Что мы сегодня узнали на уроке?
В какой момент Вам было трудно? Почему?
Что больше всего запомнилось и понравилось? Почему?
VIII. Оценивание учащихся.
Для того чтобы учащиеся восприняли урок как логически законченный, целостный он начался с постановки задач и заканчивается подведением итогов и постановкой задачи на следующие уроки.
Назад
Выход