СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Автономное пребывание человека в природной среде"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Автономное пребывание человека в природной среде"

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Автономное пребывание человека в природной среде"»

  ОБЖ - 10 класс    « Автономное существование человека в природных условиях»     900igr.net

ОБЖ - 10 класс « Автономное существование человека в природных условиях»

900igr.net

АВТОНОМНЫЙ  ( гр. autonomos)  самоуправляющийся, пользующейся автономией ; 2) самостоятельный, существующий независимо от кого либо

АВТОНОМНЫЙ

( гр. autonomos)

  • самоуправляющийся, пользующейся автономией ;

2) самостоятельный, существующий независимо от кого либо

 Автономное существование – это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой . Автономное существование – это жизнедеятельность человека (группы) сопряженная с угрозой для их жизни и здоровья в условиях ограниченного контакта с людьми или при полном его отсутствии   Вынужденное  Авария транспортных средств Прогнозируемое (добровольное )  Побег с целью освобождения от неволи (плена)  Потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники)  Потеря ориентировки на местности  Путешественники – экстремалы Охотники – промысловики Ученые - исследователи Диверсионно – разведывательные  (блуждание)  группы, невойсковые формирования, связные, рейнджеры   Религиозные отшельники (дервиши, схимники)

Автономное существование – это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой .

Автономное существование – это жизнедеятельность человека (группы) сопряженная с угрозой для их жизни и здоровья в условиях ограниченного контакта с людьми или при полном его отсутствии

Вынужденное

  • Авария транспортных средств

Прогнозируемое (добровольное )

  • Побег с целью освобождения от неволи (плена)
  • Потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники)
  • Потеря ориентировки на местности
  • Путешественники – экстремалы
  • Охотники – промысловики
  • Ученые - исследователи
  • Диверсионно – разведывательные

(блуждание)

группы, невойсковые формирования, связные, рейнджеры

  • Религиозные отшельники (дервиши, схимники)

Прогнозируемое (добровольное )   Современный российский путешественник, исследователь, писатель, философ Федор Конюхов совершил три лыжных одиночных похода к Северному полюсу, восхождение на Эверест, многочисленные кругосветные  путешествия на яхте без захода в порты. Не раз попадал в сложнейшие ситуации, грозившие ему смертью. Из которых всегда выходил победителем благодаря высочайшему профеееманализму, личному мужеству, отменному физическому здоровью и оптимизму

Прогнозируемое (добровольное )

Современный российский путешественник, исследователь, писатель, философ Федор Конюхов совершил три лыжных одиночных похода к Северному полюсу, восхождение на Эверест, многочисленные кругосветные путешествия на яхте без захода в порты.

Не раз попадал в сложнейшие ситуации, грозившие ему смертью.

Из которых всегда выходил победителем благодаря высочайшему профеееманализму, личному мужеству, отменному физическому здоровью и оптимизму

Эрнест Генри ШЕКЛТОН - английский исследователь Антарктиды.

1874 – 1922

Вынужденное автономное существование

Во время этой экспедиции (1914- 1916) годов корабль Шеклтона был раздавлен льдами, полярникам пришлось несколько месяцев дрейфовать на льдине, прежде чем им удалось пристать к безлюдному острову Мордвинова. Для спасения Шеклтон с пятью моряками отправились на вельботе к острову Южная Георгия, где обитали китобои. На шлюпке они сумели преодолеть более 1100 км по водам самого бурного района Мирового океана, окрещенного моряками «неистовыми пятидесятыми». Еще несколько месяцев потребовалось, чтобы найти подходящий пароход и снять с острова остававшихся там товарищей, а затем спасать зимовщиков со второго экспедиционного судна, высадившихся у старой базы Шеклтона в Антарктиде. После окончания Первой мировой войны Шеклтон вновь отправляется к берегам Антарктиды на шхуне «Квест». В январе 1922 года он высаживается в когда-то приютившем его поселке китобоев на Южной Георгии. Вечером делает запись в дневнике, а ночью от внезапного сердечного приступа умирает. Его похоронили на острове, рядом с континентом, изучению и покорению которого он отдал всю свою жизнь.

У полярников есть афоризм: "Хочешь быстро и четко достигнуть цели - зови Амундсена; нужно провести научные исследования - ищи Скотта; но когда не знаешь, что делать, и ничто уже не помогает, вались на колени и моли о Шеклтоне".

Факторы, влияющие на человека в условиях вынужденного автономного существования      I  Природные Н Е Г А Т И В Н Ы Е  Смена климато – географических поясов  Смена рельефа местности  Стихийные бедствия  Нарушение экологии   II   Стрессы при выживании  Одиночество  Физическая боль  Страх  Голод  Жажда  Жара или холод  Переутомление III  Болезни, вызываемые этими факторами  Травмы  Инфекционные болезни  Отравления  растительными ядами,  укусы  ядовитых  насекомых и животных

Факторы, влияющие на человека в условиях вынужденного автономного существования

I Природные

Н

Е

Г

А

Т

И

В

Н

Ы

Е

Смена климато – географических поясов

Смена рельефа местности

Стихийные бедствия

Нарушение экологии

II Стрессы при выживании

Одиночество

Физическая боль

Страх

Голод

Жажда

Жара или холод

Переутомление

III Болезни, вызываемые этими факторами

Травмы

Инфекционные болезни

Отравления растительными ядами, укусы

ядовитых насекомых и животных

Факторы, влияющие на человека в условиях вынужденного автономного существования  М О Б И Л И З У Ю Щ И Е  I Психологическое состояние Воля к жизни и его темперамент Мораль, психологическая подготовленность  II Обученность действовать в условиях  автономного существования   Изучение  теории  Тренировка  Аутотренинг  Получение и накопление опыта  Знание местных обычаев и верований  III Физическое состояние Здоровье Выносливость Закалка IV Наличие аварийного снаряжения  Одежда, снаряжение Медицинская аптечка

Факторы, влияющие на человека в условиях вынужденного автономного существования

М

О

Б

И

Л

И

З

У

Ю

Щ

И

Е

I Психологическое состояние

Воля к жизни и его темперамент

Мораль, психологическая подготовленность

II Обученность действовать в условиях

автономного существования

Изучение теории

Тренировка

Аутотренинг

Получение и накопление опыта

Знание местных обычаев и верований

III Физическое состояние

Здоровье

Выносливость

Закалка

IV Наличие аварийного снаряжения

Одежда, снаряжение

Медицинская аптечка

Урок – практикум ( для учащихся) Цель  :  Научить использовать подручные материалы для изготовления недостающего (необходимого для выживания) снаряжения в условиях вынужденного автономного существования  Время:  45минут  Материальное оснащение : Карточка задние на группу, подручные материалы (по рекомендованному учителем списку) Метод:  Коллективная творческая работа в работа в малых группах  Ожидаемые результаты: Активизация познавательной активности учащихся на уроках ОБЖ, использование предметной интеграции с целью формирования осознанных умений и навыков поведения в различных чрезвычайных ситуациях.  Получения практических навыков изготовления и применения самодельного снаряжения в условиях чрезвычайной ситуации природного характера. Накопление учебебно – методического материала по изучаемой теме.

Урок – практикум ( для учащихся)

Цель : Научить использовать подручные материалы для изготовления недостающего (необходимого для выживания) снаряжения в условиях вынужденного автономного существования

Время: 45минут

Материальное оснащение : Карточка задние на группу, подручные материалы (по рекомендованному учителем списку)

Метод: Коллективная творческая работа в работа в малых группах

Ожидаемые результаты: Активизация познавательной активности учащихся на уроках ОБЖ, использование предметной интеграции с целью формирования осознанных умений и навыков поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Получения практических навыков изготовления и применения самодельного снаряжения в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Накопление учебебно – методического материала по изучаемой теме.

Задания группам Задание № 1 Изготовить из пивной банки  Задание № 2 Из чего можно изготовить следующие, недостающие предметы снаряжения ? 1 . Светильник безопасный 1. Лапти пластиковые 2. Очки свето – пылезащитные 3. Умывальник 4. Фильтр для очистки воды 5. Насадка для сбора плодов 6. «Комбайн» для сбора ягод 7. Поплавки для спасательного жилета или плота 8. Воронка для жидкостей и сыпучих материалов 9. «Грелка» или «охладитель» в зависимости от потребности 10. Рупор 2.Тёрка для овощей 3.Скребок для чистки рыбы 4.Контейнер для приготовления пищи 5.Вертушку - светоотражатель 6.Гелиограф 7.Контейнер для переноски углей 8.Стакан 9. Валик – грелку 10. Якорь («кошку»)

Задания группам

Задание № 1

Изготовить из пивной банки

Задание № 2

Из чего можно изготовить следующие, недостающие предметы снаряжения ?

1 . Светильник безопасный

1. Лапти пластиковые

2. Очки свето – пылезащитные

3. Умывальник

4. Фильтр для очистки воды

5. Насадка для сбора плодов

6. «Комбайн» для сбора ягод

7. Поплавки для спасательного жилета или плота

8. Воронка для жидкостей и сыпучих материалов

9. «Грелка» или «охладитель» в зависимости от потребности

10. Рупор

2.Тёрка для овощей

3.Скребок для чистки рыбы

4.Контейнер для приготовления пищи

5.Вертушку - светоотражатель 6.Гелиограф

7.Контейнер для переноски углей

8.Стакан

9. Валик – грелку

10. Якорь («кошку»)

Задание № 3 Изготовить из газетной бумаги (картонной упаковки) 1. Утеплитель (стельки, наколенники, нагрудные экраны, подстилки) 2. Солнцезащитные панамы 3. Ствол духового ружья 4. Факел осветительный 5. Упаковочный материал 6. Материал для изображения сигналов  МКТ на местности 7. Исходный материал для приготовления  пластичной массы 8. Растопка для костра 9. Уплотняющий материал для переноски  хрупких предметов 10. Термозащитный (прихватка) при использовании импровизированной посуды Задание № 4 Изготовить из пластмассовых мешков 1.Водо -грязезащитные чулки для обуви 2.Плащ – дождевик 3. Мешок – поплавок для преодоления спокойных водоемов 4. Матрацовку для утеплителя (листья. солома) 5.Платформа – амортизатор для спуска со снежных гор 6. Контейнер для переноски воды 7. Исходный материал для термо склейки тканей 8. Контейнер для подогрева жидкости 9. Материал для сигнальных флагов 10.Герметический упаковочный материал (спички, медикаменты, пищевые продукты, запасная одежда).

Задание № 3

Изготовить из газетной бумаги (картонной упаковки)

1. Утеплитель (стельки, наколенники, нагрудные экраны, подстилки)

2. Солнцезащитные панамы

3. Ствол духового ружья

4. Факел осветительный

5. Упаковочный материал

6. Материал для изображения сигналов

МКТ на местности

7. Исходный материал для приготовления

пластичной массы

8. Растопка для костра

9. Уплотняющий материал для переноски

хрупких предметов

10. Термозащитный (прихватка) при использовании импровизированной посуды

Задание № 4

Изготовить из пластмассовых мешков

1.Водо -грязезащитные чулки для обуви

2.Плащ – дождевик

3. Мешок – поплавок для преодоления спокойных водоемов

4. Матрацовку для утеплителя (листья. солома)

5.Платформа – амортизатор для спуска со снежных гор

6. Контейнер для переноски воды

7. Исходный материал для термо склейки тканей

8. Контейнер для подогрева жидкости

9. Материал для сигнальных флагов

10.Герметический упаковочный материал (спички, медикаменты, пищевые продукты, запасная одежда).

Задание № 5 Из чего можно изготовить ? 1.Молоток 2.Жёрнов для измельчения зёрен 3.Скалка для раскатывания пластичных материалов 4.Каток для перемещения тяжёлых предметов 6.Оружие самообороны 7. Контейнер для «бутылочной почты» 8.Исходный материал для получения «режущего инструмента» - осколков 9.Контейнер для длительного хранения сыпучих пищевых продуктов (сахар, крупа, соль) 10. Диэлектрический изолятор для прокладки электрических проводов Задание № 6  Как использовать старую обувь 1.Шнурки в качестве (фитиля, тетивы, кровоостанавливающей скрутки) 2.Металлическая фурнитура в качестве (блесен, крючков, застёжек ) 3.Кожаные детали в качестве (бензостойких прокладок, клапанов, ремонтного материала, съедобной биомассы) 4.Топливо для костра 5.Горючего материала (резина) для контрастного (черного) дыма 6.Стальной супинатор в качестве (ножа, наконечника копья, скребка, магнита, огнива) 7. Металлические гвозди в качестве крепёжного материала, заготовок для (иголок, наконечников) 8. Диэлектрического материала

Задание № 5

Из чего можно изготовить ?

1.Молоток

2.Жёрнов для измельчения зёрен

3.Скалка для раскатывания пластичных материалов

4.Каток для перемещения тяжёлых предметов

6.Оружие самообороны

7. Контейнер для «бутылочной почты»

8.Исходный материал для получения «режущего инструмента» - осколков 9.Контейнер для длительного хранения сыпучих пищевых продуктов (сахар, крупа, соль)

10. Диэлектрический изолятор для прокладки электрических проводов

Задание № 6

Как использовать старую обувь

1.Шнурки в качестве (фитиля, тетивы, кровоостанавливающей скрутки)

2.Металлическая фурнитура в качестве (блесен, крючков, застёжек )

3.Кожаные детали в качестве (бензостойких прокладок, клапанов, ремонтного материала, съедобной биомассы)

4.Топливо для костра

5.Горючего материала (резина) для контрастного (черного) дыма

6.Стальной супинатор в качестве (ножа, наконечника копья, скребка, магнита, огнива)

7. Металлические гвозди в качестве крепёжного материала, заготовок для (иголок, наконечников)

8. Диэлектрического материала

 Используя учебный материал других предметов объяснить почему: Опыт Сущность явления Кипячение воды в целлофановом мешке Где дается объяснение Мешок не прогорает Забивание гвоздей  стеклянной бутылкой Бутылка не разбивается  Добывание огня (трение, хим. реакции). Использование иголки для изготовления компаса Плавка металла в матерчатом тигле Материя не прогорает Резание стекла при помощи открытого огня Контраст температур

Используя учебный материал других предметов объяснить почему:

Опыт

Сущность явления

Кипячение воды в целлофановом мешке

Где дается объяснение

Мешок не прогорает

Забивание гвоздей стеклянной бутылкой

Бутылка не разбивается

Добывание огня (трение, хим. реакции).

Использование иголки для изготовления компаса

Плавка металла в матерчатом тигле

Материя не прогорает

Резание стекла при помощи открытого огня

Контраст температур


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!