Урок биологии по теме « Селекция. Центры происхождения культурных растений»
Учитель биологии МБОУ Благодарновская сош
Козловская Е.Х.
фрагмент мультфильма кот который гулял сам по себе.mp4
Подумайте и ответьте на вопросы
- Как происходило одомашнивание диких животных?
- Какие признаки у животных для человека стали приоритетными при их одомашнивании?
- Какие животные являются дикими предками современных животных? Приведите примеры.
- Как вы думаете, какая наука стала основополагающей для выведения новых пород животных и сортов растений?
- Прочитайте текст учебника стр.204 - 205. Составьте план параграфа.
Взаимопроверка плана параграфа
- 1.Создание постоянного источника продуктов питания путем одомашнивания животных и возделывания растений.
- 2.Влияние комбинативной изменчивости и искусственного отбора для выведения пород животных и сортов растений.
- 3.Селекция – наука, разрабатывающая методы создания сортов и гибридов сельскохозяйственных растений и пород животных.
- 4. Экспедиции Н.И. Вавилова.
- 5.Центры происхождения культурных растений.
- 6.История вавиловской коллекции.
- 7. Успехи современной селекции.
«…Селекция-это эволюция, осуществляемая деятельностью человека.»
Н.И.Вавилов.
Работа в группах.
- Группа 1. Используя данный вам текст составьте кластер « Задачи селекции»
- Группа 2. Работа с текстом учебника , картой «Центры происхождения культурных растений» в учебнике, выделение основных понятий, работа с терминами. Заполнение рабочего листа
- Группа 3 . Заполнение таблицы «Центры происхождения культурных растений.»
- Группа 4. Смысловое чтение текста «Н.И. Вавилов. – лидер советской биологической и сельскохозяйственной науки»
Составление тезисов к тексту.
Защита групповых работ
Оцените результаты вашей работы!
- 1 группа. Приведено максимальное количество задач селекции. 5 баллов.
- 1. Повышение урожайности сортов и продуктивности пород.
2.Повышение устойчивости к заболеваниям.
- 3. Улучшение качества сортов и пород.
- 4. Экологическая пластичность сортов и пород. 5. Создание сортов и пород, пригодных для механизированного и промышленного выращивания и разведения.
- Группа 2.Критерии оценивания. Приведено 4 верных тезиса – 5 баллов, три тезиса – 4 балла, 2 тезиса -3
- Основные направления деятельности Н.И. Вавилова:
- 1.Применил новый глобальный подход к изучению растительного мира как единого целого в масштабах всей планеты. 2. Выход в свет фундаментальной работы Н.И. Вавилова « Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. Формулировка закона гомологических рядов.
- 3. Организация экспедиций в разные страны мира, создание работы «Центры происхождения культурных растений».4. Выделение основных центров происхождения растений.
-
3 группа
- Верно названы все центры происхождения и указаны растения этих центров.
Центры происхождения культурных растений
Название центра
Культурные растения
Южно-азиатский тропический
Рис, Сахарный тростник, огурец , баклажан , цитрусовые , шелковица, манго, банан, кокосовая пальма, черный перец
Восточноазиатский
Соя, просо, овес, гречиха , чумиза, редька, персик , чай, актинидия
Юго-Западноазиатский
Пшеница , рожь , горох , чечевица, лен, конопля, дыня , яблоня , груша, слива , абрикос, вишня , виноград , миндаль , гранат , инжир , лук , чеснок , морковь , репа, свекла
Средиземномор
Абиссинский
ский
Пшеница , овес, рожь , капуста , сахарная свекла, укроп, петрушка, маслина, лавр , малина , дуб, пробковый, клевер , вика
Сорго, твердая пшеница, рожь , ячмень, кунжут , хлопчатник, клещевина, кофе , финиковая пальма , масличная пальма
Центральноамери
канский
Кукуруза , фасоль , картофель , тыква, батат, перец, хлопчатник, табак, махорка, сизаль (волокнистая агава), авокадо, какао , орех, пекан
Андийский (Южноамери
канский)
Картофель , кукуруза , ячмень, амарант, арахис, томат , тыква, ананас , папайя, маниок, гевея, хинное дерево, фейхоа, кока, бразильский орех (бертоллеция)
4 группа
Критерии оценивания
«Дополни предложения» ( 0- 5 баллов). Верно указаны все слова в предложении -5 баллов.
1.Селекция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании и улучшении существующих (А) пород животных, (Б) сортов растений.
2.Порода - совокупность животных одного вида, (В) исусственно созданная человеком и отличающаяся генетически устойчивыми морфологическими, (Г )физиологическими и хозяйственными признаками.
3.Це́нтры (очаги́) происхожде́ния культу́рных расте́ний — географические центры (Д) генетического разнообразия культурных растений .
Тест
1.Возникновение новых пород животных и сортов растений стало возможным вследствие существования у диких видов
1) фенотипической изменчивости
2) модификационной изменчивости
3) комбинативной наследственной изменчивости
4) ненаследственной изменчивости
2.Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называется
1) дрессировкой
2) одомашниванием
3) приручением
4) окультуриванием
3.Какого центра происхождения культурных растений не существует?
1) Европейско – сибирский 2) Средиземноморский
3) Абиссинский 4) Юго- западно азиатский
4. Согласно закону гомологических рядов Н.И. Вавилова, генетически близкие роды и виды
1) характеризуются сходным фенотипом
2) требуют сходных условий жизни
3) характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости
4) не скрещиваются друг с другом
5.Породой или сортом называют популяцию организмов, искусственно созданную человеком, которая характеризуется
1) особыми генофондом, морфологическими, физиологическими признаками, нормой реакцией, уровнем продуктивности
2) определенным количеством, фенотипом, приспособлением к условиям среды
3) определенным уровнем изменчивости, нормой реакции, особыми морфологическими признаками
4) определенным циклом изменчивости и набором морфологических признаков
Закончи предложение
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание
- Обязательно для всех : , Изучить параграф 43. Ответить на вопросы. (всем)
- Дополнительно: Подготовить сообщения о методах селекции 1.Полиплоидия.
- 2.Скрещивание( гибридизация)
- 3. Искусственный отбор
- 4.Мутагенез
в форме слайдовой презентации.
- 5..Составить синквейн «селекция»
Всем спасибо за работу
на уроке!