СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «Лирика И.А.Бунина. Анализ стихотворения «Помню – долгий зимний вечер…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся узнают бтографию И.Бунина, прочитают его стихотвоения. Научатся анализировать стихотворения на примере "Помню - долгий зимний вечер..."

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «Лирика И.А.Бунина. Анализ стихотворения «Помню – долгий зимний вечер…»»

Лирика И.А. Бунина  «Помню – долгий зимний вечер».

Лирика И.А. Бунина «Помню – долгий зимний вечер».

Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “ Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”, - писал впоследствии Бунин. ( 1870 - 1953 )

Иван Алексеевич Бунин.

  • Бунин родился в старинной дворянской семье.
  • Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
  • Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”, - писал впоследствии Бунин.

( 1870 - 1953 )

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.  Нобелевская премия – международная премия, названная в честь их учредителя шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, присуждается за выдающиеся работы в разных областях. Роман «Жизнь Арсеньева». Фотография портрета Нобелевского  лауреата . И . Бунин.

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.

  • Нобелевская премия – международная премия, названная в честь их учредителя шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, присуждается за выдающиеся работы в разных областях.
  • Роман «Жизнь Арсеньева».

Фотография портрета Нобелевского лауреата . И . Бунин.

Прекрасный мир в стихотворениях Бунина. Розы. Блистая, облака лепились В лазури пламенного дня. Две розы под окном раскрылись – Две чаши, полные огня. В окно, в прохладный сумрак дома, Глядел зелёный знойный сад, И сена душного истома Струила сладкий аромат…. Яркость, красочность, праздничность.

Прекрасный мир в стихотворениях Бунина.

  • Розы.

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись –

Две чаши, полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зелёный знойный сад,

И сена душного истома

Струила сладкий аромат….

Яркость, красочность, праздничность.

«Родине». Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом чёрных хат… Твой сын, спокойный и нахальный. Стыдится матери своей- Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей. Глядит с улыбкой состраданья На ту, что сотни вёрст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошек берегла. «Родина-мать» - бредущая по пыльной дороге старая женщина, мать, идущая к своему нравственно-больному ребенку – один из самых щемящих и пронзительных образов Бунина.

«Родине».

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом чёрных хат…

Твой сын, спокойный и нахальный.

Стыдится матери своей-

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни вёрст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошек берегла.

«Родина-мать» - бредущая по пыльной дороге старая женщина, мать, идущая к своему нравственно-больному ребенку – один из самых щемящих и пронзительных образов Бунина.

Матери. Я помню спальню и лампадку, Игрушки, тёплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!» Бывало, раздевает няня И полушёпотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К её плечу клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню голос твой!...

Матери.

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, тёплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушёпотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К её плечу клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню голос твой!...

Что показалось вам необычным в стихотворениях Бунина? Поэт воссоздаёт красоту мира. Нет, не пейзаж влечет меня,  Не кpаски я стpемлюсь подметить,  А то, что в этих красках светит,-  Любовь и радость бытия.  И. Бунин.   Он не анализирует настроение героев, мы сами должны почувствовать его.

Что показалось вам необычным в стихотворениях Бунина?

  • Поэт воссоздаёт красоту мира.
  • Нет, не пейзаж влечет меня, Не кpаски я стpемлюсь подметить, А то, что в этих красках светит,- Любовь и радость бытия. И. Бунин.
  • Он не анализирует настроение героев, мы сами должны почувствовать его.

"Помню – долгий зимний вечер"

Лампада небольшой сосуд с фитилем, наполненный специальным маслом, который зажигается перед иконой, божницей. Грезы – светлые мечты, а также призрачные видения, сновидения.

Прочитаем стихотворение вместе. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Грусть. Беспокойство. От чьего лица ведется повествование? В какой форме написано стихотворение? Воспоминания автора.  Герой – взрослый человек, который мысленно возвращается в детство.

Прочитаем стихотворение вместе.

  • Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
  • Грусть. Беспокойство.
  • От чьего лица ведется повествование? В какой форме написано стихотворение?
  • Воспоминания автора.
  • Герой – взрослый человек, который мысленно возвращается в детство.
 Обратимся к отдельным строкам.   Помню  – долгий зимний вечер…  Позабудь , что воет вьюга…  Вспомни тихий шепот леса…   Как мы назовем подчеркнутые слова?  Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж.  Как в литературе называется этот прием?  Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Обратимся к отдельным строкам.

  • Помню – долгий зимний вечер… Позабудь , что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса…
  • Как мы назовем подчеркнутые слова?
  • Антонимы.
  • Что такое антонимы?
  • Слова с противоположным лексическим значением.
  • В данных строках противопоставлены слова, а картины?
  • Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием?
  • Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Картины. Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи. Зима ночь, мрак, тучи  Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности. вечер свет лампады - полумрак-тишина-буря долгий, зимний

Картины.

Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Зима

ночь, мрак, тучи

Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности.

вечер

свет лампады

- полумрак-тишина-буря

долгий, зимний

Мама реальность На душе спокойно. Защита, забота. Что желает мама? Позабудь , что воет вьюга… Позабудь , что ты со мной… Анафора. Дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, забвением от страха, беспокойства.

Мама

реальность

На душе спокойно. Защита, забота.

Что желает мама?

Позабудь , что воет вьюга…

Позабудь , что ты со мной…

Анафора.

Дитя задремало.

Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, забвением от страха, беспокойства.

Лето Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение. “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха.

Лето

Глагол- внимал -.

Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

Сновидение.

шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры

Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

Исчезает чувство беспокойства, страха.

О чём это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери.  Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение.

О чём это стихотворение?

  • Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери.
  • Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства.

Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он.

Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение.

Выразительное чтение стихотворений И. Бунина. Спасибо за работу.

Выразительное чтение стихотворений И. Бунина.

  • Спасибо за работу.
Использованные материалы. http://rudocs.exdat.com/docs/index-11861.html http://www.artslider.com/portrait2.php   http://www.artslider.com/portrait2.php   http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?1591

Использованные материалы.

  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-11861.html
  • http://www.artslider.com/portrait2.php
  • http://www.artslider.com/portrait2.php
  • http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?1591


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!