Урок по теме: «Местоимение как часть речи»
Учитель Гребенюк Ирина Борисовна
Тест.
1.Какое слово числительное?
а)три; б)трехзначный; в)тройка; г)утроить.
2.В каком слове нет двойных согласных?
а)один?дцать; б)две?надцать; в)стекля?ный; г)мас?а
3. В каком слове два мягких знака?
а)восем..надцат..; б)пят..юдесят..ю; в)пят..десят..; г)об..являт..
Тест.
4. Найти ошибку:
а)семеро котят; б)с девяноста рублями;
в) к трехстам шестидесяти пяти;
г) выдать ста ученикам.
5.Найдите ошибки в морфологическом разборе:
а) пять тонн – числ. простое, колич., целое.
б) на три пятых тонны – числ., простое, колич., целое, И.п.
в) во второй день - числ., простое, поряд., В.п. , ед. ч, м.р.
Проверь себя!
Оцениваем!!!
Без ошибок- «5» ;
1 ошибка- «4»;
2 ошибки- «3»;
3 ошибки- «2».
Работа в тетрадях
Двадцать шестое февраля
Классная работа
Местоимение как часть речи
«Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова».
(А.А. Реформатский)
Записка
Заходил к вам, но, к сожалению, не застал дома. Зайду попозже.
Я
А теперь давайте посмотрим на местоимение Я с разных точек зрения, а для этого примерим шляпы.
1 группа. Черная шляпа - сбор критической информации о местоимении Я .
- Что плохого несет местоимение Я для каждого в жизни?
2 группа.
Желтая шляпа - сбор положительной информации о местоимении Я
-Что хорошего несет местоимение Я ?
3 группа.
Красная шляпа - сбор информации о чувствах
- какие чувства передает местоимение Я ?
-Какое вы выбираете чувство?
(хвастливость, гордость, самоуважение, терпимость, самореализацию, невнимание к окружающим, самолюбование)
Зеленая шляпа - вывод.
- Нужно ли местоимение Я в жизни?
Местоимение Я нужно, если человек отдает свое Я близким , товарищам.
Составляем алгоритм употребления местоимений 2-го лица
ВЫ - общение уместно:
- По отношению к незнакомому, малознакомому адресату
- В официальной обстановке
- При подчеркнуто вежливом отношении к адресату
- По отношению к равному и старшему по возрасту и положению адресату
ТЫ - общение уместно:
- По отношению к хорошо знакомому адресату
- В неофициальной обстановке
- При дружеском, теплом отношении к адресату
- По отношению к равному и младшему адресату
Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека?
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна.
Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл… Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне , понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.
На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках?
Она мой несколько
Никто любой столько
Мы наши сколько
(кто?)
(сколько?)
(какой?)
Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?
Прочитайте предложения. Найдите в них местоимения, укажите, каким членом предложения они являются.
- Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
- Мы немного поговорили.
- Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга…
- Я откликнулся на их вопросительные крики.
Синтаксическая функция – подлежащее, дополнение, определение.
Работа с текстом
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Домашнее задание.