СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку музыки: "Мой народ - американцы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Мой народ – американцы...»

Цель: познакомиться на уроке с композитором Д. Гершвином и его произведениями.

Результаты освоения учебного предмета:

Личностные: знакомство с американскими произведениями.

Метапредметные: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следовательные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Предметные: формирования навыка анализа муз.произведения, расширение опыта, активного слушания.

Музыкальный материал: фрагменты произведений Дж. Гершвина: «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже», «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».

Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, магнитофон, CD диск, портрет Дж. Гершвина.

ХОД УРОКА

1 этап: организационный момент

Сегодня мы познакомимся с человеком, который, по словам американского критика Арнольда Шёнберга «… живет музыкой и выражает все чувства - серьезные и несерьезные - музыкой, потому что это его естественный язык…»

2 этап: повторение пройденного материала

На уроках музыки в предыдущих классах вы знакомились с песенным творчеством Дж. Гершвина. Давайте вспомним их звучание и прохлопаем.

«Хлопай в такт» Дж. Гершвин (исп. Э. Фицжеральд, англ. яз)

«Хлопай в такт» Дж. Гершвин (рус. язык)

«Острый ритм – джаза звуки» Дж. Гершвин

3 этап: изучение нового материала

Сегодня мы снова встречаемся с создателем американской национальной классики ХХ века.

- Назовите его имя. (Джордж Гершвин)

Он сделал для американской музыки то же, что в 19 веке осуществили М, Глинка в России, Э. Григ в Норвегии, Ф. Шопен в Польше.

 Грщвин Джорж (Gershwin, George) (настоящее имя – Яков Гершович) (1898–1937), американский композитор. Родился 26 сентября 1898 в Бруклине. 

Гершвины жили в России, потом они переехали в Америку и там в Америке родился брат Джорджа – Айра.

Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина (1896–1983). Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием. 

Создатель американской национальной классики 20 века. Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыки «черного» населения Америки – негритянской музыки.

Именно для Уайтмена Гершвин сочинил жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).

Прослушивание. «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвин

Рапсодия (греч. ραψωδια) - в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы.

В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев. Одним из них был Гомер, а одними из античных рапсодий были его «Илиада» и «Одиссея».

«Rhapsody in Blue» - это произведение иногда называют «Рапсодией в блюзовых тонах» или «Голубой рапсодией», так как слово Ыuе в английском языке имеет несколько значений: лирическая песня (блюз) и голубой цвет.

- Как вы думаете, к какому направлению музыки (серьёзному или лёгкому) можно отнести «Рапсодию в стиле блюз»? (ответы обучающихся)

Попробуем проанализировать это произведение Дж. Гершвина и систематизируем наши размышления в таблице:

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

СЕРЬЁЗНАЯ музыка

ЛЁГКАЯ музыка

Обращение к жанру классической

музыки - РАПСОДИИ

(использование традиционных приемов симфонического развития, основанного на контрастном сопоставлении различных образов)

Близость к ДЖАЗУ

(специфическая манера интонирования: глиссандо, импровизационность изложения музыкальных тем, «игра» тембрами инструментов симфонического оркестра)

РАПСОДИЯ – это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий.

ДЖАЗ – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — началеXX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.

СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческогоджаза и лёгкой симфонической музыки.

Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным.

Характерная история создания "Рапсодии в стиле блюз». Это произведение было написано композитором в кратчайший срок к специальному конкурсу «Что есть американская музыка?» и было, по свидетельству современников, исполнено с «нокаутирующим успехом». Чем можно объяснить такую быстроту создания большого симфонического произведения и его ошеломляющий успех? Очевидно, мысль о слиянии американского джаза и европейской музыки давно зрела в творчестве композитора. Понадобился толчок, чтобы она воплотилась в ярких музыкальных образах. Вот как об идее создания «Рапсодии в стиле блюз» вспоминает сам композитор:

«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это, возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом» 

Повторное прослушивание. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершивна.

- Какая это музыка—лёгкая или серьёзная? (ответы обучающихся)

-Как вы считаете, в каком соотношении находятся в рапсодии элементы джаза и классической музыки: конфликтуют они, вытесняют друг друга или органично объединены? (ответы обучающихся)

- Назовите музыкальный жанр «Рапсодии в стиле блюз»? (Симфоджаз»)

Прослушивание. «Американец в Париже»,

Симфоническая поэма «Американец в Париже», концерт для фортепиано с оркестром, в которых он соединил классические традиции этих жанров с новым звучанием симфонического оркестра ( в него были введены саксафон, банджо), и характерные приемы джазовой музыки. Этот стиль стали называть симфоджаз.

Был написан фильм в 1951 году «Американец в Париже, основанный на одноимённом музыкальном произведении Джорджа Гершвина (1928).

Прочтите на стр. 42 два обзаца и ответьте на вопросы: 1. Сколько лет спустя была создана первая американская опера после создания в России оперы «Иван Сусанин»?

2. как называется первая американская опера?

3. имя главного героя оперы?

Прослушивание. «Колыбельная Клары»

«Колыбельная Клары» признана золотым хитом 20 века.

«Порги и Бесс» (англ. Porgy and Bess) ? опера Джорджа Гершвина в четырёх актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах не пользовалась большим успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ? одна из вершин творчества композитора Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации,  использована имитация «неправильного» народного произношения.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!