СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку музыки в 7 классе по теме Соната

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубление и расширение представлений учащихся о циклических формах инструментальной музыки.

Задачи: познакомить детей с возможностью нетрадиционной трактовки сонатного цикла, закрепить понимание использования знакомых музыкальных жанров в сонате, а также разнообразных форм (вариация, трехчастная форма, рондо) уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять и сравнивать содержание произведения, закрепить понимание музыкальных терминов, как экспозиция, разработка, рондо,воспитывать уважение к композиторам классикам и любовь к классической музыке.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку музыки в 7 классе по теме Соната»

СОНАТА  презентация к уроку музыки в 7 классе   Выполнила Е.Ю. Игнатьева  учитель музыки МБОУО лицей №33 г.Иваново

СОНАТА презентация к уроку музыки в 7 классе Выполнила Е.Ю. Игнатьева учитель музыки МБОУО лицей №33 г.Иваново

Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых распространенных жанров камерной музыки.  Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
  • Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых распространенных жанров камерной музыки.
  • Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро). На основе взаимодействия музыкальных тем и образов происходит раскрытие драматического содержания. Темы: главная и побочная.
  • Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро).
  • На основе взаимодействия музыкальных тем и образов происходит раскрытие драматического содержания.
  • Темы: главная и побочная.
II . Разработка Сонатная форма  III . Реприза I. Экспозиция

II . Разработка

Сонатная форма

III . Реприза

I. Экспозиция

В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем. В разработке эти темы звучат по-новому: взаимодействуют друг с другом, распадаются на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются и переплетаются. В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями» разработки.
  • В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем.
  • В разработке эти темы звучат по-новому: взаимодействуют друг с другом, распадаются на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются и переплетаются.
  • В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями» разработки.
Окончательную точку в развитии музыки первой части ставит кода – заключение, завершение.

Окончательную точку в развитии музыки первой части ставит кода – заключение, завершение.

Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
  • Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
Соната № 8. «Патетическая».  Л. Бетховен (1770 – 1827)

Соната № 8. «Патетическая». Л. Бетховен (1770 – 1827)

Музыка Л. Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах композитора предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами.
  • Музыка Л. Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения.
  • В фортепианных сонатах композитора предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами.
Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит самому Л. Бетховену. Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление частей, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах сонаты сложность партии фортепиано вполне могла бы сравниться с сложностью игры самого оркестра.
  • Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит самому Л. Бетховену.
  • Соната состоит из трех частей.
  • Контрастное сопоставление частей, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер.
  • В отдельных моментах сонаты сложность партии фортепиано вполне могла бы сравниться с сложностью игры самого оркестра.
Быстрой музыке 1 части предшествует обширное медленное вступление . Именно в нем возникает первое противопоставление образов – источник конфликта. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех её частях. Но, при этом, все темы сонаты изначально родственны.

Быстрой музыке 1 части предшествует обширное медленное вступление . Именно в нем возникает первое противопоставление образов – источник конфликта.

Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех её частях.

Но, при этом, все темы сонаты изначально родственны.

Из темы вступления вырастает главная партия 1 части. А из побочной – тема рондо 3 части (финала). Необходимым этапом развития становится 2 медленная и певучая часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3 часть.
  • Из темы вступления вырастает главная партия 1 части.
  • А из побочной – тема рондо 3 части (финала).
  • Необходимым этапом развития становится 2 медленная и певучая часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого.
  • Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению

этой части является быстрая и взволнованная 3 часть.

Соната № 2.  С. Прокофьев (1891 – 1953)

Соната № 2. С. Прокофьев (1891 – 1953)

Соната № 2 была написана С. Прокофьевым во время обучения в консерватории в 1912 году. В ней слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: от задорно-радостных, до нежно-лиричных.
  • Соната № 2 была написана С. Прокофьевым во время обучения в консерватории в 1912 году.
  • В ней слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: от задорно-радостных, до нежно-лиричных.
В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть две другие – связующая и заключительная темы. Остроумно и необычно построена разработка. Будто в опере или балете, постоянно происходит смена «сцен».
  • В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть две другие – связующая и заключительная темы.
  • Остроумно и необычно построена разработка.
  • Будто в опере или балете, постоянно происходит смена «сцен».
Соната № 11 ля мажор.  В.А.Моцарт (1756-1791)

Соната № 11 ля мажор. В.А.Моцарт (1756-1791)

1 часть сонаты написана в вариационной форме. И это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
  • 1 часть сонаты написана в вариационной форме.
  • И это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных манер. Подчиняясь особой «формуле» композиторы того времени всячески подчеркивали внешнюю красивость и аристократическую манерность. Однако, в музыке В.Моцарта «формула» эта приобретает особый, глубокий смысл.
  • В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных манер. Подчиняясь особой «формуле» композиторы того времени всячески подчеркивали внешнюю красивость и аристократическую манерность.
  • Однако, в музыке В.Моцарта «формула» эта приобретает особый, глубокий смысл.
В сонате № 11 три части: 1) Тема с вариациями 2) Менуэт 3) Финал
  • В сонате № 11 три части:
  • 1) Тема с вариациями
  • 2) Менуэт
  • 3) Финал
Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу – Турецкому маршу – « Rondo alla turca », как называл эту часть сам Моцарт. В то время в европе впервые зазвучала турецкая музыка, важное место в которой занимал турецкий барабан, удары которого Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
  • Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу – Турецкому маршу – « Rondo alla turca », как называл эту часть сам Моцарт.
  • В то время в европе впервые зазвучала турецкая музыка, важное место в которой занимал турецкий барабан, удары которого Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
А знаете ли вы, что…

А знаете ли вы, что…

Вторая часть сонаты для фортепиано №2 Л.Бетховена Largo appassionato упоминается в повести А.И. Куприна
  • Вторая часть сонаты для фортепиано №2 Л.Бетховена Largo appassionato упоминается в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
В первом матче суперсерии СССР — Канада 1972 года после второго гола канадцев под сводами монреальского «Форума» зазвучал похоронный марш Шопена: третья часть сонаты №2 для фортепиано. Однако именно после этого советская сборная смогла собраться и забросить семь шайб.
  • В первом матче суперсерии СССР — Канада 1972 года после второго гола канадцев под сводами монреальского «Форума» зазвучал похоронный марш Шопена: третья часть сонаты №2 для фортепиано. Однако именно после этого советская сборная смогла собраться и забросить семь шайб.
Первым исполнителем сонаты си минор был не автор,Ф.Лист , а его зять, дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. При чем Музыкальный критик Эдуард Ганаслик отрицательно отозвался о сонате . Й.Брамс заснул во время исполнения. Немецкая «Nationalzeitung» подытожила: «Соната — приглашение к свисту и топоту».
  • Первым исполнителем сонаты си минор был не автор,Ф.Лист , а его зять, дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. При чем Музыкальный критик Эдуард Ганаслик отрицательно отозвался о сонате . Й.Брамс заснул во время исполнения. Немецкая «Nationalzeitung» подытожила: «Соната — приглашение к свисту и топоту».
Благодарю за внимание!!!  СПАСИБО!

Благодарю за внимание!!!

СПАСИБО!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!