Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …
глагол
Сегодня на уроке мы будем
углублять знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках
Он энергичен, многолик.
Глагол,
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю ему:
- Глаголь!
ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ?
- Глагол – это....
- Глагол обозначает…
- Глагол отвечает на вопросы:
часть речи
действие предмета.
Что делать? Что сделать?
Глагол отвечает на вопросы:
I и II спряжения, сов и несов. вида
По временам, по числам, по лицам (в наст. и буд. вр.) , по родам (в прошедш. вр.)
Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: «Опоздаешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу. Опаздываю. Звенит!!! Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу – не знаю; знал – забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит!!! Бегут, толкаются. Сел, взял, откусил, проглотил. Звенит!!! Бежим, рассаживаемся, достаём. Сосредоточиваемся, решаю, не могу решить, сижу. Заглядываю. «Дай списать». Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит!!! Подписываю, сдаю. Кончились!!! Бежим, кричим.
Р а д у г а .
Над горизонтом встаёт радуга. То тут, то там ещё падают одинокие дождевые капли. И вместе с ними цветные карандаши роняют слово-другое.
- Глядите! - говорит красный. – Радуга – это я!
- И я! – добавляет оранжевый.
- И я! – улыбается жёлтый.
- И я! – ликует зелёный.
- И я! – восклицает голубой.
- И я! – веселится синий.
- И я! – смеётся фиолетовый.
Какие глаголы обозначают речевую деятельность?
В каких из них выражается настроение говорящего?
Разделите слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?
Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать прочитать, сшить, шить, учить, выучить, срисовать, нарисовать, рисовать
« Найди лишнее слово »
Играть
дышать
сказать
читать
сидеть
решать
« Найди лишнее слово »
Пишу
размышляют
несёт
прочитал
смотрят
гуляешь
Утр_ннее со_нце поз_лотило в_рхушки хмурых елей.
е
л
е
о
В лесу…
Почему?
Не разгорае тся –
не разгора ться
Не разливае тся –
не разлива ться
Не ра сс тилае тся –
не ра сс тила ться
Мне не здорови тся
Буквенный диктант.
Чередование гласных е - и в корне.
1. об…рать
2. зам…рать
3. расст…лить
4. бл…стеть
5. соб…раю
6. оп…раться
7. зам…реть
8. прот…реть
9. раст…рать
10. заб…рать
Буквенный диктант.
и и е е и и е е и и
Выберите номера тех предложений, в которых допущена ошибка.
- Громадная гадюка вползла на пень и свернется колечком. На поляне дети свернули с тропинки и пошли к речке. В водоемах журчала и плещется прозрачная вода. С окрестных гор уже снега побегут мутными ручьями. Лесник шел берегом реки и услышал треск сучьев.
- Громадная гадюка вползла на пень и свернется колечком.
- На поляне дети свернули с тропинки и пошли к речке.
- В водоемах журчала и плещется прозрачная вода.
- С окрестных гор уже снега побегут мутными ручьями.
- Лесник шел берегом реки и услышал треск сучьев.
ГЛАГОЛ
ГЛАГОЛ
Вид
Вид
Время
Лицо
Спряжение
Спряжение
Число
Род
ГЛАГОЛ
ГЛАГОЛ
Соверш.
Вид
Вид
Будущее
Несоверш.
Настоящее
Лицо
Лицо
Время
Прошедшее
I
Спряжение
Спряжение
1
3
Число
Число
Единственное
II
Род
2
Мужской
Женский
Множественное
Средний
Тест
1 В каком случае НЕ со словом пишется слитно?
- (не)выйдет
- (не)годуют
- (не)просил
- (не)изменится
Тест
2. Какой глагол совершенного вида?
- Перетягивали
- Принимает
- Раздается
- Выберу
Тест
3 В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?
- Мы слыш...м, мы чита…м
- Они пил…т, они терп…т
- Он чист…тся, он бре...тся
- Поддерж…м, помож…м
Тест
4 В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
- Испугаеш…ся, поднимает…ся
- Сбереч…, угадывает…ся
- Надо трудит…ся, заслушаеш…ся
- Подстереч…, слышит…ся
Ключ
1 – 2
2 – 4
3 – 2
4 – 3
Рефлексия
Я работал с ____ настроением.
Я _____ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _____.
Я бы хотел стать более ______.
1) После драки кулаками ... 2) Волков бояться – в лес ... 3) Без труда ... рыбку из пруда.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.