СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Прямая и косвенная речь" профиль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 11 классе (102 часа)  "Прямая и косвенная речь. Несобственно - прямая речь"  по учебнику Власенкова  А.И.  Презентация содержит теоретический материал, практические задания, а также задания  в формате ЕГЭ (7 задание) "Ошибки в построении предложений с косвенной речью".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Прямая и косвенная речь" профиль»

          «             «Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь».   Урок русского языка в 11 классе   .

« «Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь». Урок русского языка в 11 классе .

Цели:  обобщить и систематизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки: расширить и углубить предметную компетенцию учащихся: способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.
  • Цели:  обобщить и систематизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки: расширить и углубить предметную компетенцию учащихся: способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.
В каком предложении уместно использовать прилагательное “понятливый”?   Он был охвачен негодованием, вполне.....в его положении. Практикант оказался на редкость.... Антон с тоской принялся объяснять вполне...., с его точки зрения, вещи. Мы начали с … детям слов и постепенно усложнили материал.

В каком предложении уместно использовать прилагательное “понятливый”?

  • Он был охвачен негодованием, вполне.....в его положении.
  • Практикант оказался на редкость....
  • Антон с тоской принялся объяснять вполне...., с его точки зрения, вещи.
  • Мы начали с … детям слов и постепенно усложнили материал.
 Однородное подчинение   І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части. ІІ. Запишите предложения, добавляя союз и , соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений? Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки. Всё время ему казалось, что он уже опоздал , что концерт сейчас окончится  Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом и как присела на ступеньки. Всё время ему казалось, что он уже опоздал и концерт сейчас окончится

Однородное подчинение

 

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

  • ІІ. Запишите предложения, добавляя союз и , соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?
  • Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки.
  • Всё время ему казалось, что он уже опоздал , что концерт сейчас окончится
  • Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом и как присела на ступеньки.
  • Всё время ему казалось, что он уже опоздал и концерт сейчас окончится
 Последовательное подчинение   І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.   ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то . Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?  Все знают, что, когда в Америке ещё полдень, во Франции солнце уже заходит. Я сказала, что, если бы не бабушка, никакая медицина мне бы не помогла Все знают, что когда в Америке ещё полдень, то во Франции солнце уже заходит. Я сказала, что если бы не бабушка, то никакая медицина мне бы не помогла  

Последовательное подчинение

 

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

 

ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то . Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?

Все знают, что, когда в Америке ещё полдень, во Франции солнце уже заходит.

Я сказала, что, если бы не бабушка, никакая медицина мне бы не помогла

Все знают, что когда в Америке ещё полдень, то во Франции солнце уже заходит.

Я сказала, что если бы не бабушка, то никакая медицина мне бы не помогла

 

 Параллельное подчинение І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом. (В.Белов) Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин)

Параллельное подчинение

І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

  • Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом. (В.Белов)
  • Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин)
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая (-ые) Я верю(1) что ничто не проходит бесследно(2) и(3) что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни.  (Ч.) Я подумал(1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю старика (3)то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.  (П.).

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая (-ые)

  • Я верю(1) что ничто не проходит бесследно(2) и(3) что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни.  (Ч.)
  • Я подумал(1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю старика (3)то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.  (П.).
Чужая речь – это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь.
  • Чужая речь – это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь.

В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи:  1) формы прямой передачи (прямая речь)
  • В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи:
  • 1) формы прямой передачи (прямая речь)
Постройте схемы предложений  (знаки препинания не расставлены)  Далече ли до крепости   спросил я у своего ямщика (Пушкин). Старый священник подошел ко мне с вопросом Прикажете начинать? (Пушкин). Тише говорит она мне отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься (Пушкин).  Она вскрикнула Ай, не он, не он и упала без памяти (Пушкин).  Алексей Толстой тонко подметил Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня...

Постройте схемы предложений (знаки препинания не расставлены)

Далече ли до крепости   спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Старый священник подошел ко мне с вопросом Прикажете начинать? (Пушкин).

Тише говорит она мне отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься (Пушкин).

Она вскрикнула Ай, не он, не он и упала без памяти (Пушкин).

Алексей Толстой тонко подметил Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня...

Постройте схемы предложений « Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Постройте схемы предложений

«

Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин). "П?" – а.

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин). А: «П?»

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин). «П,- а,- п.»

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин). А: «П!» -а.

Алексей Толстой тонко подметил: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня...»

А: "П…"

2) формы косвенной передачи (косвенная речь).
  • 2) формы косвенной передачи (косвенная речь).
Пунктуационная работа І. Прочитайте предложения с косвенной речью. Укажите слова автора и косвенную речь. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните союзы (союзные слова), присоединяющие косвенную речь. Девушка подумала что надо куда-то двигаться  (Л. Петрушевская). 2. Я заметил приятелю что мы отвлеклись от темы разговора. 3. Девочка вдруг ответила что не может вспомнить откуда у неё эта книга.  4. Мама сказала чтобы мы всё подготовили к встрече гостей. 5. Тренер сказал чтобы мы пробежали ещё два круга ІІ. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью.
  • Пунктуационная работа

І. Прочитайте предложения с косвенной речью. Укажите слова автора и косвенную речь. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните союзы (союзные слова), присоединяющие косвенную речь.

  • Девушка подумала что надо куда-то двигаться
  • (Л. Петрушевская).
  • 2. Я заметил приятелю что мы отвлеклись от темы разговора.
  • 3. Девочка вдруг ответила что не может вспомнить откуда у неё эта книга.
  • 4. Мама сказала чтобы мы всё подготовили к встрече гостей.
  • 5. Тренер сказал чтобы мы пробежали ещё два круга

ІІ. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью.

3. Несобственно - прямая речь может передаваться с помощью вводных конструкций, указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зрения и т. п.) такого-то, как сказал (считал, отмечал и т. п.) такой-то и под. Например:  1) Пожар, по словам Леонтьева, шёл стороной (К. Паустовский). 2) Вообще Крым для исторической науки — золотое дно, как заявляют местные любители археологии (М. Горький).

3. Несобственно - прямая речь

  • может передаваться с помощью вводных конструкций, указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зрения и т. п.) такого-то, как сказал (считал, отмечал и т. п.) такой-то и под. Например:
  • 1) Пожар, по словам Леонтьева, шёл стороной (К. Паустовский).
  • 2) Вообще Крым для исторической науки — золотое дно, как заявляют местные любители археологии (М. Горький).
Несобственно-прямая речь может передаваться при помощи косвенного дополнения, выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о, например: 1) А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил. (И. Тургенев).  2) Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Н. Гоголь).
  • Несобственно-прямая речь может передаваться при помощи косвенного дополнения, выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о, например:
  • 1) А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил.
  • (И. Тургенев).
  • 2) Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Н. Гоголь).
Вопросы: 1. Назовите способы передачи чужой речи. Приведите примеры. 2. Что такое прямая речь, как строится предложение с прямой речью? 3. Что называется косвенной речью? Из каких частей состоит предложение с косвенной речью? Как соединяются эти части? 4. В чѐм сходство и различие прямой речи и диалога?
  • Вопросы:
  • 1. Назовите способы передачи чужой речи. Приведите примеры.
  • 2. Что такое прямая речь, как строится предложение с прямой речью?
  • 3. Что называется косвенной речью? Из каких частей состоит предложение с косвенной речью? Как соединяются эти части?
  • 4. В чѐм сходство и различие прямой речи и диалога?
Упражнение Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения. 1. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место расчистить.  2. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 3. Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной, его песенка спета.  4. Савельич спросил у Гринѐва, узнал он атамана.  5. Пугачѐв сказал Гринѐву, что ты крепко передо мной виноват .
  • Упражнение

Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.

  • 1. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место расчистить.
  • 2. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
  • 3. Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной, его песенка спета.
  • 4. Савельич спросил у Гринѐва, узнал он атамана.
  • 5. Пугачѐв сказал Гринѐву, что ты крепко передо мной виноват .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!