« «Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь». Урок русского языка в 11 классе .
- Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки: расширить и углубить предметную компетенцию учащихся: способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.
В каком предложении уместно использовать прилагательное “понятливый”?
- Он был охвачен негодованием, вполне.....в его положении.
- Практикант оказался на редкость....
- Антон с тоской принялся объяснять вполне...., с его точки зрения, вещи.
- Мы начали с … детям слов и постепенно усложнили материал.
Однородное подчинение
І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.
- ІІ. Запишите предложения, добавляя союз и , соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?
- Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки.
- Всё время ему казалось, что он уже опоздал , что концерт сейчас окончится
- Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом и как присела на ступеньки.
- Всё время ему казалось, что он уже опоздал и концерт сейчас окончится
Последовательное подчинение
І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.
ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то . Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?
Все знают, что, когда в Америке ещё полдень, во Франции солнце уже заходит.
Я сказала, что, если бы не бабушка, никакая медицина мне бы не помогла
Все знают, что когда в Америке ещё полдень, то во Франции солнце уже заходит.
Я сказала, что если бы не бабушка, то никакая медицина мне бы не помогла
Параллельное подчинение
І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.
- Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом. (В.Белов)
- Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин)
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая (-ые)
- Я верю(1) что ничто не проходит бесследно(2) и(3) что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)
- Я подумал(1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю старика (3)то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).
- Чужая речь – это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь.
- В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи:
- 1) формы прямой передачи (прямая речь)
Постройте схемы предложений (знаки препинания не расставлены)
Далече ли до крепости спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Старый священник подошел ко мне с вопросом Прикажете начинать? (Пушкин).
Тише говорит она мне отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься (Пушкин).
Она вскрикнула Ай, не он, не он и упала без памяти (Пушкин).
Алексей Толстой тонко подметил Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня...
Постройте схемы предложений
«
Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин). "П?" – а.
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин). А: «П?»
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин). «П,- а,- п.»
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин). А: «П!» -а.
Алексей Толстой тонко подметил: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня...»
А: "П…"
- 2) формы косвенной передачи (косвенная речь).
І. Прочитайте предложения с косвенной речью. Укажите слова автора и косвенную речь. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните союзы (союзные слова), присоединяющие косвенную речь.
- Девушка подумала что надо куда-то двигаться
- (Л. Петрушевская).
- 2. Я заметил приятелю что мы отвлеклись от темы разговора.
- 3. Девочка вдруг ответила что не может вспомнить откуда у неё эта книга.
- 4. Мама сказала чтобы мы всё подготовили к встрече гостей.
- 5. Тренер сказал чтобы мы пробежали ещё два круга
ІІ. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью.
3. Несобственно - прямая речь
- может передаваться с помощью вводных конструкций, указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зрения и т. п.) такого-то, как сказал (считал, отмечал и т. п.) такой-то и под. Например:
- 1) Пожар, по словам Леонтьева, шёл стороной (К. Паустовский).
- 2) Вообще Крым для исторической науки — золотое дно, как заявляют местные любители археологии (М. Горький).
- Несобственно-прямая речь может передаваться при помощи косвенного дополнения, выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о, например:
- 1) А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил.
- (И. Тургенев).
- 2) Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Н. Гоголь).
- Вопросы:
- 1. Назовите способы передачи чужой речи. Приведите примеры.
- 2. Что такое прямая речь, как строится предложение с прямой речью?
- 3. Что называется косвенной речью? Из каких частей состоит предложение с косвенной речью? Как соединяются эти части?
- 4. В чѐм сходство и различие прямой речи и диалога?
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.
- 1. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место расчистить.
- 2. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
- 3. Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной, его песенка спета.
- 4. Савельич спросил у Гринѐва, узнал он атамана.
- 5. Пугачѐв сказал Гринѐву, что ты крепко передо мной виноват .