Тема урока Части речи. Обобщение и повторение изученного.
Цель: учащиеся повторят постоянные и изменяемые признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола, выполнят упражнения на совершенствование умения писать предлоги со словами, узнают весенние приметы.
- Организационный момент.
- Чтоб хорошо учиться, учиться надо весело.
- Сегодня у нас с вами не просто урок, а работа «Научно исследовательской лаборатории» или «НИЛ». Весь класс разбит на научные отделы, которые будут исследовать слова русского языка и делать свои выводы, а также изучим некоторые приметы.
- Каллиграфическая минутка.
- Сначала вам предстоит подготовить к исследованиям свои руки и потренировать их в письме. Сейчас мы запишем гласную букву, которая содержится в названии всех весенних месяцев. Она открывает алфавит.
Прописывают букву Аа.
Весенние месяцы, а значит сегодня на уроке будем говорить о весне.
(Слайд – картинка Весна).
- Словарная работа. Первое задание для работы секций. Каждая группа получает свое задание – расшифровать слова
- Повторение об имени прилагательном
Допишите слова в словосочетания:
Солнечный, весёлый _________________________, частая, звонкая ________________________________, высокое, чистое _____________________________.
Слова для справок: луч, день, погода, утро, весна, небо.
- Заполните в таблице вторую графу – «Имя прилагательное».
Работа по группам:
1 группа:
- Запишите в тетрадь словосочетания с прилагательными «ясный, тёплый», но существительные измените – «день, погода, утро».
- Что заметили? Как изменилось имя прилагательное? Почему?
2 группа:
- Дайте характеристику весне – по ее первым буквам. Используйте только прилагательные.
В - веселая
Е - естественная
С - солнечная
Н - нежная
А – активная
- В каком роде употребили имена прилагательные? Почему?
3 группа:
В словосочетаниях солнечный, весёлый день, ясная, тёплая погода, высокое, чистое небо замените прилагательные на антонимы и запишите полученные словосочетания.
- Повторение о глаголе
- Соберите рассыпавшиеся предложения. У вас должны получиться весенние приметы.
Сирень сильно пахнет перед дождём.
Одуванчики зацвели рано - к короткому лету.
Черёмуха зацветёт - к холодной погоде.
- Найдите в этих приметах глаголы. Дайте им характеристику по плану:
На какой вопрос отвечает?
Какое число?
Какое время?
Заполните в таблице графу «Глагол»
- Измените приставку в глаголах так, чтобы она соответствовала смыслу предложения. Предложения запишите в тетрадь.
Нажурчали шумные ручьи.
Облако открыло солнце.
Запустились в степи подснежники.
- Подберите глаголы синонимы (можно устно), укажите сверху части речи.
Весело пели (щебетали, чирикали, распевали, перекликались) птицы в весенней степи.
Свежий ветер качает (шевелит, обдувает, раскачивает, трогает, ласкает) тонкий стебелек подснежника.
Лучи солнца освещают (пригревают, радуют, пробуждают, озаряют) весеннюю степь.
- Повторение о предлоге.
Найдите в словах спрятавшиеся там предлоги. Запишите. Расскажите, что такое предлог, какую роль он выполняет в речи? Заполните таблицу «Предлог».
В-от, по-за, о-к-на, на-до.
Как называется хвойное дерево, которое состоит из четырех предлогов? Сколько предлогов спряталось в слове ВЕСНА?
Составьте словосочетания? Используя предлоги с противоположным значением.
Бабочка над цветком –бабочка ... цветком
Ползёт перед одуванчиком – ползёт ... одуванчиком
Пришла без подснежников – пришла ... подснежниками
Летит к ирису – летит ... ириса
- Итог урока
Домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Части речи. Обобщение"»
Части речи. Обобщение и повторение. Урок русского языка
Чернушенко Н.Е.
Учитель начальных классов
СОШ № 66
«НИЛ»
Заказчик работы: Весна
Тема работы: Части речи .
«Научно –Исследовательская Лаборатория»
Этапы работы
Подготовка к исследованию
Каллиграфическая минутка:
Расшифруйте слова
1
2
w
с
3
м
f
4
о
а
5
z
f
u
и
w
z
р
6
р
г
u
v
7
w
а
г
f
п
v
я
у
е
8
u
л
w
о
f
9
о
н
z
и
о
j
v
v
l
f
б
j
р
с
л
z
м
u
т
u
н
f
z
w
а
l
v
l
е
р
u
ь
о
и
с
w
f
е
j
j
v
н
j
z
к
р
а
w
о
и
v
д
f
z
l
ц
u
б
f
u
и
х
v
н
о
о
е
j
w
р
z
u
w
у
А
z
з
Расшифруйте слова
горох
Сирень
помидор
ч
а
с
малина
осина
растение
т
и
р
с
ч
т
и
а
и
ч
е
р
яблоко
арбуз
огурец
ч
е
и
Имя существительное
Душистый
Прекрасный
Подснежник
Нежный
Прострел
Пушистый
Ландыш
Солнечный
Яркий
Ирис
Тюльпан
Одуванчик
Имя существительное
Допишите в словосочетания имена существительные и дайте им характеристику:
Солнечный, весёлый __________,
частая, звонкая _______________,
высокое, чистое _______________.
день
капель
небо
Имя прилагательное
Отдел А
Отдел В
Запишите в тетрадь словосочетания с прилагательными:
Отдел С
Ясн…, тёпл… день, ясн…, тёпл… погода, ясн…, тёпл… утро.
Запишите характеристику весны – по ее первым буквам. Используйте только прилагательные.
Запишите словосочетания, заменив прилагательные антонимами:
В - _______________
Е - _______________
- Как изменились имена прилагательные? Почему?
С - _______________
Солнечный, весёлый луч;
Н - _______________
ясная, тёплая погода; высокое, чистое небо.
А - _______________
- В каком роде употребили имена прилагательные? Почему?
Физминутка
- Существительное
- Прилагательное
- Глагол
Глагол
Соберите рассыпавшиеся предложения. У вас должны получиться весенние приметы .
Сирень сильно пахнет перед дождём.
Одуванчики зацвели рано - к короткому лету.
Черёмуха зацветёт - к холодной погоде.
Найдите в этих приметах глаголы.
На какой вопрос отвечает?
Какое число?
Какое время?
Глагол
Измените приставку в глаголах так, чтобы она соответствовала смыслу предложения.
Предложения запишите в тетрадь, обозначьте части речи.
А. Нажурчали шумные ручьи.
В. Облако открыло солнце.
С. Запустились в степи подснежники.
Глагол
Подберите к глаголам синонимы (устно).
А. Весело пели птицы в весенней степи.
В. Свежий ветер качает тонкий стебелек подснежника.
С. Лучи солнца освещают весеннюю степь.
Предлог
Найдите в словах спрятавшиеся там предлоги. Запишите.
Вот В, ОТ
поза, окна, надо .
Сколько предлогов спряталось в слове весна?
ВЕСНА В, С, НА
Предлог
Составьте словосочетания, используя предлоги с противоположным значением.
Бабочка над цветком – бабочка ... цветком
Ползёт перед одуванчиком – ползёт ... одуванчиком
Пришла без подснежников – пришла ... подснежниками
Летит к ирису – летит ... ириса
Сводная таблица «Части речи»
Имя существительное
Имя прилагательное
Часть речи
Обозначает
Предмет
Глагол
Часть речи
Отвечает на вопросы
Делятся на …
Кто? Что?
Признак предмета
Часть речи
Предлог
Одушевленное и неодушевленное
Часть речи
Какой? Какая? Какое? Какие?
Действие предмета
Изменяется:
Собственное и нарицательное
Что делает? Что делал? Что сделает? Что делали?
Служит для связи слов в предложении
По числам
Имеет род (мужской, женский, средний)
По числам
По родам
По числам
По временам
По родам (в прошедшем времени)
Итог работы
Заказчица работой довольна.
А как оцениваете свою работу на уроке вы?
На полянке посадим цветы и выпустим бабочек:
без ошибок – зелёные,
1-2 ошибки - жёлтые,
3-5 ошибок – красные.
Спасибо за внимание!