СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Части речи. Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока Части речи. Обобщение и повторение изученного.

Цель: учащиеся повторят постоянные и изменяемые признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола, выполнят упражнения на совершенствование умения писать предлоги со словами, узнают весенние приметы.

 

  1. Организационный момент.
  • Чтоб хорошо учиться, учиться надо весело.
  • Сегодня у нас с вами не просто урок, а работа «Научно исследовательской лаборатории» или «НИЛ». Весь класс разбит на научные отделы, которые будут исследовать слова русского языка и делать свои выводы, а также изучим некоторые приметы.

 

  1. Каллиграфическая минутка.
  • Сначала вам предстоит подготовить к исследованиям свои руки и потренировать их в письме. Сейчас мы запишем гласную букву, которая содержится в названии всех весенних месяцев. Она открывает алфавит.

Прописывают букву Аа.

 

Весенние месяцы, а значит сегодня на уроке будем говорить о весне.

(Слайд – картинка Весна).

  1. Словарная работа. Первое задание для работы секций. Каждая группа получает свое задание – расшифровать слова
  1. Повторение об имени прилагательном

Допишите слова в словосочетания:

Солнечный, весёлый _________________________, частая, звонкая  ________________________________,  высокое, чистое _____________________________.

 

Слова для справок: луч, день, погода, утро, весна, небо.

 

- Заполните в таблице вторую графу – «Имя прилагательное».

Работа по группам:

1 группа:

- Запишите в тетрадь словосочетания с прилагательными «ясный, тёплый», но существительные измените – «день, погода, утро».

- Что заметили? Как изменилось имя прилагательное? Почему?

 

2 группа:

- Дайте характеристику весне – по ее первым буквам. Используйте только прилагательные.

В - веселая

Е - естественная

С - солнечная

Н - нежная

А – активная

- В каком роде употребили имена прилагательные? Почему?

 

3 группа:

В словосочетаниях солнечный, весёлый день, ясная, тёплая погода, высокое, чистое небо замените прилагательные на антонимы и запишите полученные словосочетания.

 

  1. Повторение о глаголе
  • Соберите рассыпавшиеся предложения. У вас должны получиться весенние приметы.

Сирень сильно пахнет перед дождём.

Одуванчики зацвели рано - к короткому лету.

Черёмуха зацветёт - к  холодной погоде.

- Найдите в этих приметах глаголы. Дайте им характеристику по плану:

На какой вопрос отвечает?

Какое число?

Какое время?     

 

Заполните в таблице  графу «Глагол»

  • Измените приставку в глаголах так, чтобы она соответствовала смыслу предложения. Предложения запишите в тетрадь.

Нажурчали шумные ручьи.

Облако открыло солнце.

Запустились в степи подснежники.

 

  • Подберите глаголы синонимы (можно устно), укажите сверху части речи.

Весело пели (щебетали, чирикали, распевали, перекликались) птицы в весенней степи.

Свежий ветер качает (шевелит, обдувает, раскачивает, трогает, ласкает) тонкий стебелек подснежника.

Лучи солнца освещают (пригревают, радуют, пробуждают, озаряют) весеннюю степь.

  1. Повторение о предлоге.

Найдите в словах спрятавшиеся там предлоги. Запишите. Расскажите, что такое предлог, какую роль он выполняет в речи? Заполните таблицу «Предлог».

В-от, по-за, о-к-на, на-до.

Как называется хвойное дерево, которое состоит из четырех предлогов? Сколько предлогов спряталось в слове ВЕСНА?

 

Составьте словосочетания? Используя предлоги с противоположным значением.

Бабочка над цветком –бабочка ... цветком

Ползёт перед одуванчиком – ползёт ... одуванчиком

Пришла без подснежников – пришла ... подснежниками

Летит к ирису – летит ... ириса

 

  1. Итог урока

Домашнее задание. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Части речи. Обобщение"»

Части речи.  Обобщение и повторение.  Урок русского языка   Чернушенко Н.Е. Учитель начальных классов  СОШ № 66

Части речи. Обобщение и повторение. Урок русского языка

Чернушенко Н.Е.

Учитель начальных классов

СОШ № 66

«НИЛ» Заказчик работы: Весна Тема работы: Части речи .

«НИЛ»

Заказчик работы: Весна

Тема работы: Части речи .

«Научно –Исследовательская Лаборатория» Этапы работы

«Научно –Исследовательская Лаборатория»

Этапы работы

Подготовка к исследованию Каллиграфическая минутка:

Подготовка к исследованию

Каллиграфическая минутка:

Расшифруйте слова 1 2 w с 3 м f 4 о а 5 z f u и w z р 6 р г u v 7 w а г f п v я у е 8 u л w о f 9 о н z и о j v v l f б j р с л z м u т u н f z w а l v l е р u ь о и с w f е j j v н j z к р а w о и v д f z l ц u б f u и х v н о о е j w р z u w у А z з

Расшифруйте слова

1

2

w

с

3

м

f

4

о

а

5

z

f

u

и

w

z

р

6

р

г

u

v

7

w

а

г

f

п

v

я

у

е

8

u

л

w

о

f

9

о

н

z

и

о

j

v

v

l

f

б

j

р

с

л

z

м

u

т

u

н

f

z

w

а

l

v

l

е

р

u

ь

о

и

с

w

f

е

j

j

v

н

j

z

к

р

а

w

о

и

v

д

f

z

l

ц

u

б

f

u

и

х

v

н

о

о

е

j

w

р

z

u

w

у

А

z

з

Расшифруйте слова горох  Сирень  помидор  ч а с малина осина растение  т и р с ч т и а и ч е р яблоко арбуз  огурец  ч е и

Расшифруйте слова

горох

Сирень

помидор

ч

а

с

малина

осина

растение

т

и

р

с

ч

т

и

а

и

ч

е

р

яблоко

арбуз

огурец

ч

е

и

Имя существительное Душистый Прекрасный Подснежник Нежный Прострел Пушистый Ландыш Солнечный Яркий Ирис Тюльпан Одуванчик

Имя существительное

Душистый

Прекрасный

Подснежник

Нежный

Прострел

Пушистый

Ландыш

Солнечный

Яркий

Ирис

Тюльпан

Одуванчик

Имя существительное   Допишите в словосочетания имена существительные и дайте им характеристику: Солнечный, весёлый __________, частая, звонкая _______________, высокое, чистое _______________.  день капель небо

Имя существительное

  Допишите в словосочетания имена существительные и дайте им характеристику:

Солнечный, весёлый __________,

частая, звонкая _______________,

высокое, чистое _______________. 

день

капель

небо

Имя прилагательное Отдел А Отдел В Запишите в тетрадь словосочетания с прилагательными: Отдел С Ясн…, тёпл… день, ясн…, тёпл… погода, ясн…, тёпл… утро. Запишите характеристику весны – по ее первым буквам. Используйте только прилагательные. Запишите словосочетания, заменив прилагательные антонимами: В - _______________ Е - _______________ - Как изменились имена прилагательные? Почему? С - _______________ Солнечный, весёлый луч; Н - _______________  ясная, тёплая погода; высокое, чистое небо. А - _______________ - В каком роде употребили имена прилагательные? Почему?

Имя прилагательное

Отдел А

Отдел В

Запишите в тетрадь словосочетания с прилагательными:

Отдел С

Ясн…, тёпл… день, ясн…, тёпл… погода, ясн…, тёпл… утро.

Запишите характеристику весны – по ее первым буквам. Используйте только прилагательные.

Запишите словосочетания, заменив прилагательные антонимами:

В - _______________

Е - _______________

- Как изменились имена прилагательные? Почему?

С - _______________

Солнечный, весёлый луч;

Н - _______________

ясная, тёплая погода; высокое, чистое небо.

А - _______________

- В каком роде употребили имена прилагательные? Почему?

Физминутка Существительное Прилагательное Глагол

Физминутка

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Глагол
Глагол Соберите рассыпавшиеся предложения. У вас должны получиться весенние приметы . Сирень сильно пахнет перед дождём. Одуванчики зацвели рано - к короткому лету. Черёмуха зацветёт - к холодной погоде. Найдите в этих приметах глаголы. На какой вопрос отвечает? Какое число? Какое время?

Глагол

Соберите рассыпавшиеся предложения. У вас должны получиться весенние приметы .

Сирень сильно пахнет перед дождём.

Одуванчики зацвели рано - к короткому лету.

Черёмуха зацветёт - к холодной погоде.

Найдите в этих приметах глаголы.

На какой вопрос отвечает?

Какое число?

Какое время?

Глагол Измените приставку в глаголах так, чтобы она соответствовала смыслу предложения. Предложения запишите в тетрадь, обозначьте части речи. А. Нажурчали шумные ручьи. В. Облако открыло солнце. С. Запустились в степи подснежники.  

Глагол

Измените приставку в глаголах так, чтобы она соответствовала смыслу предложения.

Предложения запишите в тетрадь, обозначьте части речи.

А. Нажурчали шумные ручьи.

В. Облако открыло солнце.

С. Запустились в степи подснежники.

 

Глагол Подберите к глаголам синонимы (устно).  А. Весело пели птицы в весенней степи. В. Свежий ветер качает тонкий стебелек подснежника. С. Лучи солнца освещают весеннюю степь.

Глагол

Подберите к глаголам синонимы (устно).

А. Весело пели птицы в весенней степи.

В. Свежий ветер качает тонкий стебелек подснежника.

С. Лучи солнца освещают весеннюю степь.

Предлог Найдите в словах спрятавшиеся там предлоги. Запишите.  Вот В, ОТ  поза, окна, надо . Сколько предлогов спряталось в слове весна?  ВЕСНА В, С, НА   

Предлог

Найдите в словах спрятавшиеся там предлоги. Запишите.

Вот В, ОТ

поза, окна, надо .

Сколько предлогов спряталось в слове весна?

ВЕСНА В, С, НА

 

Предлог Составьте словосочетания, используя предлоги с противоположным значением. Бабочка над цветком – бабочка ... цветком Ползёт перед одуванчиком – ползёт ... одуванчиком Пришла без подснежников – пришла ... подснежниками Летит к ирису – летит ... ириса

Предлог

Составьте словосочетания, используя предлоги с противоположным значением.

Бабочка над цветком – бабочка ... цветком

Ползёт перед одуванчиком – ползёт ... одуванчиком

Пришла без подснежников – пришла ... подснежниками

Летит к ирису – летит ... ириса

Сводная таблица «Части речи» Имя существительное Имя прилагательное Часть речи Обозначает Предмет Глагол Часть речи Отвечает на вопросы Делятся на … Кто? Что? Признак предмета Часть речи Предлог Одушевленное и неодушевленное Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Действие предмета Изменяется: Собственное и нарицательное Что делает? Что делал? Что сделает? Что делали? Служит для связи слов в предложении По числам Имеет род (мужской, женский, средний) По числам По родам По числам По временам По родам (в прошедшем времени)

Сводная таблица «Части речи»

Имя существительное

Имя прилагательное

Часть речи

Обозначает

Предмет

Глагол

Часть речи

Отвечает на вопросы

Делятся на …

Кто? Что?

Признак предмета

Часть речи

Предлог

Одушевленное и неодушевленное

Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Действие предмета

Изменяется:

Собственное и нарицательное

Что делает? Что делал? Что сделает? Что делали?

Служит для связи слов в предложении

По числам

Имеет род (мужской, женский, средний)

По числам

По родам

По числам

По временам

По родам (в прошедшем времени)

Итог работы Заказчица работой довольна. А как оцениваете свою работу на уроке вы? На полянке посадим цветы и выпустим бабочек: без ошибок – зелёные, 1-2 ошибки - жёлтые, 3-5 ошибок – красные.

Итог работы

Заказчица работой довольна.

А как оцениваете свою работу на уроке вы?

На полянке посадим цветы и выпустим бабочек:

без ошибок – зелёные,

1-2 ошибки - жёлтые,

3-5 ошибок – красные.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!