СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит материал для изучения темы "Тире в БСП", даны сопоставительные таблицы и задания для закрепления нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"»

Тире в БСП

Тире в БСП

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть!» Определить вид предложения. 1. В поле шла жатва листья на деревьях стали желтеть. 2. Вдруг я чувствую что кто- то берёт меня за плечо и толкает. 3. Ночь была страшно морозная и ветреная сухой мерзлый снег визжал и скрипел под санями. 4. Гляжу Савельич лежит в ногах у Пугачёва.

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть!»

  • Определить вид предложения.

1. В поле шла жатва листья на деревьях стали желтеть.

2. Вдруг я чувствую что кто- то берёт меня за плечо и толкает.

3. Ночь была страшно морозная и ветреная сухой мерзлый снег визжал и скрипел под санями.

4. Гляжу Савельич лежит в ногах у Пугачёва.

Проверка 1. В поле шла жатва , листья на деревьях стали желтеть. БСП со значением перечисления 2. Вдруг я чувствую , что кто- то берёт меня за плечо и толкает. СПП с придаточным изъяснительным 3. Ночь была страшно морозная и ветреная ; сухой , мерзлый снег визжал и скрипел под санями. БСП со значением перечисления  4. Гляжу : Савельич лежит в ногах у Пугачёва. БСП со значением дополнения

Проверка

1. В поле шла жатва , листья на деревьях стали желтеть. БСП со значением перечисления

2. Вдруг я чувствую , что кто- то берёт меня за плечо и толкает. СПП с придаточным изъяснительным

3. Ночь была страшно морозная и ветреная ; сухой , мерзлый снег визжал и скрипел под санями. БСП со значением перечисления

4. Гляжу : Савельич лежит в ногах у Пугачёва. БСП со значением дополнения

Блиц - опрос Какое предложение является БСП? Когда в БСП между частями ставится запятая? Когда в БСП ставится точка с запятой? В каких случаях в БСП употребляется двоеточие?

Блиц - опрос

  • Какое предложение является БСП?
  • Когда в БСП между частями ставится запятая?
  • Когда в БСП ставится точка с запятой?
  • В каких случаях в БСП употребляется двоеточие?
Тире в БСП Группы БСП. Условия постановки Пример 1-е предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во 2-м предложении. Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется) Кончил дело – гуляй смело. [ время ] - [ ] КОГДА . СПП с придаточным времени и условия. Совесть потеряешь – другой не купишь. [ условие ] - [ ] ЕСЛИ

Тире в БСП

Группы БСП. Условия постановки

Пример

1-е предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во 2-м предложении.

Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется)

Кончил дело – гуляй смело.

[ время ] - [ ] КОГДА .

СПП с придаточным времени и условия.

Совесть потеряешь – другой не купишь. [ условие ] - [ ] ЕСЛИ

Тире в БСП Группы БСП. Условия постановки Пример 2-е предложение содержит в себе вывод, следствие, результат того, о чём говорится в 1-м предложении. Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется) Облака ярко светились – на них нельзя было смотреть. [  ] - [ вывод, следствие, результат ] ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО . СПП с придаточным следствия.

Тире в БСП

Группы БСП. Условия постановки

Пример

2-е предложение содержит в себе вывод, следствие, результат того, о чём говорится в 1-м предложении.

Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется)

Облака ярко светились – на них нельзя было смотреть.

[ ] - [ вывод, следствие, результат ] ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО .

СПП с придаточным следствия.

Тире в БСП Группы БСП. Условия постановки Пример  2-е предложение содержит в себе сравнение . Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется) Посмотрит – рублём одарит. [  ] - [ сравнение ] СЛОВНО, КАК БУДТО, ТОЧНО . СПП с придаточным сравнения.

Тире в БСП

Группы БСП. Условия постановки

Пример

2-е предложение содержит в себе сравнение .

Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется)

Посмотрит – рублём одарит.

[ ] - [ сравнение ] СЛОВНО, КАК БУДТО, ТОЧНО .

СПП с придаточным сравнения.

Тире в БСП Группы БСП. Условия постановки Пример  Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется) Труд кормит – лень портит. [  ] - [  ] противопоставление – союз А . ССП с противительным союзом А.

Тире в БСП

Группы БСП. Условия постановки

Пример

Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.

Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется)

Труд кормит – лень портит.

[ ] - [ ] противопоставление – союз А .

ССП с противительным союзом А.

Тире в БСП Группы БСП. Условия постановки Пример  Если в предложении показана быстрая смена событий или неожиданное присоединение Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется) Сыр выпал– с ним была плутовка такова. [  ] - [  ] быстрая смена – союз И . ССП с соединительным союзом И.

Тире в БСП

Группы БСП. Условия постановки

Пример

Если в предложении показана быстрая смена событий или неожиданное присоединение

Синтаксические синонимы (каким предложением заменяется)

Сыр выпал– с ним была плутовка такова.

[ ] - [ ] быстрая смена – союз И .

ССП с соединительным союзом И.

Объяснительный диктант  Мелкий дождь сыплет с утра – выйти невозможно. ( так что, значение следствия ) 1. Зяблики прилетели лес ожил. 2. Проголодаешься хлеба достать догадаешься. 3. Не сули журавля в небе дай синицу в руки. 4. Я за свечку свечка в печку; я за книжку та бежать.

Объяснительный диктант

Мелкий дождь сыплет с утра – выйти невозможно. ( так что, значение следствия )

1. Зяблики прилетели лес ожил.

2. Проголодаешься хлеба достать догадаешься.

3. Не сули журавля в небе дай синицу в руки.

4. Я за свечку свечка в печку; я за книжку та бежать.

Почему? Объясните употребление двоеточия и тире в предложениях. Ученье – свет, а неученье – тьма. Хлеб питает тела, а книга – разум. Много воды – много травы. Зима без снегу – лето без хлеба.  Учиться – всё равно что плыть против течения: остановился на минуту – и тебя отнесло назад.

Почему?

  • Объясните употребление двоеточия и тире в предложениях.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Хлеб питает тела, а книга – разум.
  • Много воды – много травы.
  • Зима без снегу – лето без хлеба.
  • Учиться – всё равно что плыть против течения: остановился на минуту – и тебя отнесло назад.
Заполни Заполните таблицу, подобрав к каждому пункту по 2 примера. Тире употребляется   Примеры 1. Между подлежащим и сказуемым 2. В предложении с прямой речью перед словами автора 3. В предложении с однородными членами перед обобщающим словом. 4. При пропуске слов в неполном предложении 5. При указании в 1-ой части СП на время или условие 6. При противопоставлении

Заполни

  • Заполните таблицу, подобрав к каждому пункту по 2 примера.

Тире употребляется

Примеры

1. Между подлежащим и сказуемым

2. В предложении с прямой речью перед словами автора

3. В предложении с однородными членами перед обобщающим словом.

4. При пропуске слов в неполном предложении

5. При указании в 1-ой части СП на время или условие

6. При противопоставлении


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!