« Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж.Тэрбер.
Критическое мышление на уроках истории и обществознания
“… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения” К. Д. Ушинский
Критическое мышление – это развитие мыслительных навыков учащихся, то есть умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать. Успешным является то обучение, которое создает атмосферу заинтересованности, неравнодушия к материалу, стимулирует к совместному решению учебной проблемы учебному диалогу.
Основные характеристики критического мышления
Умение видеть проблемы
Анализ + и о - последствий своего решения
Готовность к их решению
- Умение анализировать проблемы
- Умение аргументировать свою позицию- умение отказаться от стереотипов
- Умение найти нестандартные решения
- Готовность отказаться от принятого решения
- Открытость для новых идей
- Умение делать объективные выводы
- Умение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность
- Понимать неоднозначность мира
Критическое мышление на уроках истории и обществознания
Вызов
Осмысление
- Актуализация имеющихся знаний.
- Пробуждение интереса к получению информации.
- Получение новой информации, осмысление её.
Рефлексия
- Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
- Постановка учащимися собственных целей обучения.
полученной информации.
- Размышление, рождение нового знания.
- Корректировка учеником поставленных целей обучения.
- Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Стадия вызова
пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. «Создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.
Стадия осмысления .
Получение новой информации. Предложение кроме текста учебника, использование альтернативных источников информации.
Вдумчивое чтение, стремление слушать, задавать разнообразные вопросы.
Задачи стадии реализации смысла:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал, - помочь соотнести старые знания с новыми
Стадия рефлексии
Необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.
Задачи стадии рефлексии:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал,
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое .
Критическое мышление- это
Способность ставить новые вопросы
Вырабатывать разнообразные аргументы
Принимать разнообразные обдуманные
решения
Технология развития критического мышления
Структура урока :
Вызов : выход на тему, мотивация.
Осмысление : систематизация знаний
Рефлексия : обмен мнениями, оценка, логический переход на новую тему
Приемы на уроках с применением критического мышления
Согласование
Разумное количество
Являются подходящими
Хорошо описаны
Правильно использованы
Принципы на уроках с применением критического мышления
- Соответствие содержания урока с жизненными принципами
- Мотивация на самообразование
- Использование графических приемов
- Групповая работа
- Развитие навыков общения
- Активность учеников
Постановка проблемы
Проблемная ситуация
Проблемная задача
Модель поиска решения
Правила создания проблемной ситуации на уроках с применением критического мышления
Проблемные ситуации
Правила проблемной с
- школьные знания – новые факты
Ситуации
- разнообразие концепций – отсутствие теории
- практические и теоретические задания
- соответствие умственным способностям учащихся
- большое количество фактов – отсутствие методов
- изучаемый материал –задание.
- практическая доступность – отсутствие теоретического обоснования