СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация:"Критическое мышление на уроках истории и обществознания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассмотрены основные характеристики критического мышления, стадии и принципы применения критического мышления на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация:"Критическое мышление на уроках истории и обществознания"»

« Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж.Тэрбер. Критическое мышление на уроках истории и обществознания

« Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж.Тэрбер.

Критическое мышление на уроках истории и обществознания

  “… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения”   К. Д. Ушинский    Критическое мышление – это развитие мыслительных навыков учащихся, то есть умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать. Успешным является то обучение, которое создает атмосферу заинтересованности, неравнодушия к материалу, стимулирует к совместному решению учебной проблемы учебному диалогу.

“… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения” К. Д. Ушинский

Критическое мышление – это развитие мыслительных навыков учащихся, то есть умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать. Успешным является то обучение, которое создает атмосферу заинтересованности, неравнодушия к материалу, стимулирует к совместному решению учебной проблемы учебному диалогу.

Основные характеристики критического мышления Умение видеть проблемы Анализ + и о - последствий своего решения Готовность к их решению Умение анализировать проблемы Умение аргументировать свою позицию- умение отказаться от стереотипов Умение найти нестандартные решения Готовность отказаться от принятого решения Открытость для новых идей Умение делать объективные выводы - Умение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность - Понимать неоднозначность мира

Основные характеристики критического мышления

Умение видеть проблемы

Анализ + и о - последствий своего решения

Готовность к их решению

  • Умение анализировать проблемы
  • Умение аргументировать свою позицию- умение отказаться от стереотипов
  • Умение найти нестандартные решения
  • Готовность отказаться от принятого решения
  • Открытость для новых идей
  • Умение делать объективные выводы

- Умение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность

- Понимать неоднозначность мира

Критическое мышление на уроках истории и обществознания Вызов Осмысление Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению информации. Получение новой информации, осмысление её. Рефлексия Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Осмысление Постановка учащимися собственных целей обучения. полученной информации. Размышление, рождение нового знания. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Критическое мышление на уроках истории и обществознания

Вызов

Осмысление

  • Актуализация имеющихся знаний.
  • Пробуждение интереса к получению информации.
  • Получение новой информации, осмысление её.

Рефлексия

  • Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
  • Осмысление
  • Постановка учащимися собственных целей обучения.

полученной информации.

  • Размышление, рождение нового знания.
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.
  • Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
   Стадия вызова    пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. «Создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. 

Стадия вызова

пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. «Создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. 

  Стадия осмысления .   Получение новой информации. Предложение кроме текста учебника, использование альтернативных источников информации.  Вдумчивое чтение, стремление слушать, задавать разнообразные вопросы.

Стадия осмысления .

Получение новой информации. Предложение кроме текста учебника, использование альтернативных источников информации.

Вдумчивое чтение, стремление слушать, задавать разнообразные вопросы.

Задачи стадии реализации смысла:    - помочь активно воспринимать изучаемый материал,   - помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи стадии реализации смысла:  

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,  - помочь соотнести старые знания с новыми

Стадия рефлексии Необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Стадия рефлексии

Необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

 Задачи стадии рефлексии:     помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал,   помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.  Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое .

Задачи стадии рефлексии:  

  • помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал, 
  • помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое .

Критическое мышление- это  Способность ставить новые вопросы Вырабатывать разнообразные аргументы Принимать разнообразные обдуманные  решения

Критическое мышление- это

Способность ставить новые вопросы

Вырабатывать разнообразные аргументы

Принимать разнообразные обдуманные

решения

Технология развития критического мышления Структура урока : Вызов : выход на тему, мотивация. Осмысление : систематизация знаний Рефлексия : обмен мнениями, оценка, логический переход на новую тему

Технология развития критического мышления

Структура урока :

Вызов : выход на тему, мотивация.

Осмысление : систематизация знаний

Рефлексия : обмен мнениями, оценка, логический переход на новую тему

Приемы на уроках с применением критического мышления Согласование  Разумное количество  Являются подходящими  Хорошо описаны Правильно использованы

Приемы на уроках с применением критического мышления

Согласование

Разумное количество

Являются подходящими

Хорошо описаны

Правильно использованы

Принципы на уроках с применением критического мышления Соответствие содержания урока с жизненными принципами Мотивация на самообразование Использование графических приемов Групповая работа Развитие навыков общения Активность учеников

Принципы на уроках с применением критического мышления

  • Соответствие содержания урока с жизненными принципами
  • Мотивация на самообразование
  • Использование графических приемов
  • Групповая работа
  • Развитие навыков общения
  • Активность учеников
Постановка проблемы Проблемная ситуация Проблемная задача Модель поиска решения

Постановка проблемы

Проблемная ситуация

Проблемная задача

Модель поиска решения

Правила создания проблемной ситуации на уроках с применением критического мышления Проблемные ситуации Правила проблемной с  - школьные знания – новые факты Ситуации - разнообразие концепций – отсутствие теории практические и теоретические задания соответствие умственным способностям учащихся - большое количество фактов – отсутствие методов - изучаемый материал –задание. - практическая доступность – отсутствие теоретического обоснования

Правила создания проблемной ситуации на уроках с применением критического мышления

Проблемные ситуации

Правила проблемной с

- школьные знания – новые факты

Ситуации

- разнообразие концепций – отсутствие теории

  • практические и теоретические задания
  • соответствие умственным способностям учащихся

- большое количество фактов – отсутствие методов

- изучаемый материал –задание.

- практическая доступность – отсутствие теоретического обоснования


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!