Использование мультимедийных средств обучения на уроках литературы.
Выполнила: Гребенюк И.Б. Учитель высшей квалификационной категории
Усилить практическую направленность изучения литературы, формировать у школьников интеллектуально-речевые умения, развивать творческие способности, подготовить к активному участию в коммуникативной деятельности.
1. Показ мультимедийной презентации.
2. Создание собственного мультимедийного проекта учащимися (вместо традиционного реферата или доклада) с использованием изученных на уроке информатики (или самостоятельно) способов обработки и представления информации в разных программных средах.
3. Возможность поработать с интересной информацией, расширяющей кругозор учащихся.
Уроки, проводимые с использованием мультимедиа-проектора, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психо - эмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
1. Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников «Нет у любви бесследно сгинуть права». (Прилагается презентация).
2. Урок внеклассного чтения по произведению современного писателя «Цинковые мальчики» (1989) Светланы Алексиевич. Правда о войне. (Прилагается презентация).
3. Урок литературы в 7 классе «Лирика М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». (Презентация прилагается).
«…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».
Ф ормирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Достичь этой цели можно с помощью современной школьной проекционной техники.
школьное проекционное оборудование, предназначенное для воспроизведения информации на большом экране. Уроки, проводимые с использованием мультимедиа-проектора, в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом . Такую презентацию учитель может подготовить сам, используя материалы, найденные в Интернете, например, презентация литературно-музыкальной композиции.
УРОК Литературно-музыкальная композиция
Учитель: Гребенюк Ирина Борисовна
«НЕТ У ЛЮБВИ БЕССЛЕДНО СГИНУТЬ ПРАВА»
«Самое умное, что достиг человек – это умение любить женщину, поклоняться ее красоте; от любви к женщине родилось все прекрасное на земле».
Л. Толстой
XIV век, 1327 год, в одной из авиньонских церквей итальянский поэт Петрарка увидел 26-летнюю Лауру
Петрарка с Лаурой
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
Полина Виардо -Гарсиа (Viardot-Garcia) (1821-1910) - французская певица
Поцелуй украдкой (Фрагмент) Жан Оноре Фрагонар
Иван Сергеевич Тургенев в 26 лет, в период первого знакомства с Полиной
Г. Гейне: «Она не роза, скорее не красавица. Но это самая благородная некрасивость»
Луи Виардо Муж Полины Виардо, директор итальянского оперного театра
Лето в Буживале
Дом Тургенева в Буживале
Ференц Лист
Портрет ГУНО Шарль Франсуа
Жорж Санд
«Мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею – день, когда мне не светили ваши глаза, - день потерянный».
Капризница
Всадница автор Брюллов
Тютчев Фёдор Иванович (1803 год, село Овстуг Орловской губернии - 1873 год, Царское Село, близ Петербурга) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.
«Жизни блаженство в одной лишь любви», - написано шестидесятилетним поэтом
Амалия Крюденер
Амалия Крюденер
Элеонора Петерсон
Ф. И. Тютчев: «Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни на мгновение, умереть за меня».
Эрнестина Дёрнберг вторая жена Тютчева
Елена Денисьева
Елена Денисьева «Как захваченный водоворотом, он бесцельно мотался в заколдованном круге нелепых, подчас унизительных условий созданного им сами положения, являясь в одно и то же время палачом и жертвой»
Елена Александровна Денисьева с дочерью Еленой
Надгробье, под которым покоится прах Елены Денисьевой и Федора Федоровича
Иван Сергеевич Тургенев
Он ушел из жизни, сжимая в руке медальон с изображением любимой женщины
В год 1327 вошел я в лабиринт, где нет исхода
Познакомить старшеклассников с произведением современного писателя, показать особенности документального жанра, развивать навыки самостоятельного анализа. Рассмотреть афганскую войну через судьбы его отдельных участников.
1. Познакомить учащихся с освещением темы Афганской войны в литературе на примере произведения Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики».
2. Развивать умение вести поисковую работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
3. Воспитывать у учащихся гражданскую позицию.
Литературоведы традиционно определяют жанр книги как «жанр голосов»
«Я слышу мир через человеческие голоса…то, чем я занимаюсь уже 20 лет, - это документ в форме искусства… то, что называется материальностью документа, ткется из многих голосов. Из многих рассказов – версий – рождается версия времени… Я так и определяю жанр, в котором работаю, - история чувств. Мой факт – чувство!»
Это такая страшная правда, что она звучит как неправда. Отупляет. Её не хочется знать, от неё хочется защищаться…
С. Алексиевич.
« Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней…»
ОПРОС СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 11А, 11Б КЛАССОВ
Нужно ли сегодня писать книги о войне?
ДА- 99%
Нет- 1%
Сябро Рита
Человек должен знать правду войны. Сейчас людей мало волнует, кто был на войне, что там происходило, кто погиб. Как пишет С. Алексиевич в своей книге: «Где их искалечили? Что они защищали? Никому не интересно». Я думаю, нам нужно знать не только историю, не только даты, цифры, фамилии… Мы должны понять, что пережили, что чувствовали солдаты…»
Я считаю, что книги о правде войны писать стоит всегда, чтобы люди осознавали, что война – это не игра; понимали, каких усилий стоит любое её проявление. В дальнейшем это может повлиять на политику государства.
Самойлов Роман
Считаю, что сейчас нужно и даже необходимо писать книги о войне. Война – это часть нашей истории, которую нельзя просто вырезать или забыть. И нам, наверное, повезло, что есть такие писатели, как Светлана Алексиевич, которое смогли и не побоялись открыть людям глаза на реальность, так искусно спрятанную.
Маслюкова Алёна
С. Алексиевич в своей книге «Цинковые мальчики» показала, какой страшной была афганская война и почему её участники стали «потерянным поколением». «Потерянные» - это не только воины, которым удалось вернуться из Афганистана, но и их родители, особенно матери тех, кого «вернули» им в цинковых гробах. Они живут только для того, чтобы ухаживать за могилами детей. А ведь так не должно быть, это неправильно!
Жданов Саша
Нуртдинов Илья
Любая книга о войне – это бесценный урок для нас. Книги о войне должны остановить человека от безумия.
– мама, детство, солнце, тепло, маленький, малолетний, неопытный, наивный, открытый, начало жизни…
– смерть, гроб, конец жизни…
Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого.
В самом названии произведения отражена авторская позиция: мальчики, юноши должны быть живыми, а не цинковыми – это противоестественно.
За 9 лет
Наша страна потеряла более 15 тысяч своих сыновей, до конца выполнивших свой интернациональный долг.
Свой воинский долг в Афганистане выполняли 198 братчан.
Пятеро наших парней погибли:
11 сентября 1981 г. – Сергей Иванович Вобликов
26 сентября 1984 г. – Виктор Иванович Иванов
23 января 1984 г. – Юрий Михайлович Косоченко
14 декабря 1985 г. – Андрей Владимирович Орлов
30 января 1988 г. – Лев Владимирович Горбунов
Все они посмертно награждены орденом Красной Звезды.
Кто они, солдаты Афганистана?
Герои…жертвы…преступники…?
«Они – жертвы на алтаре нашего тяжелого прозрения. Они – не герои, они мученики. Никто не смеет бросить в них камень»
(С. Алексиевич)
Каковы уроки книги?
Знать правду мы обязаны, обязаны себя и других уберечь… Уроки книги С. Алексиевич следующие: война не бывает романтичной, без убийства, без жертв… Книга говорит о том, что нельзя принимать необдуманные решения, а если все же совершена ошибка, то нужно попытаться исправить её.
Ответы учащихся 11 классов:
В своем произведении С.Алексиевич раскрыла правду о войне, показала, что война – это не романтика, а жестокая реальность. Войну нужно ненавидеть!
Шаманова Наташа
Ответы учащихся 11 классов:
Книга «Цинковые мальчики» раскрывает суть никому не нужной войны. Здесь показаны люди, которые теряли близких, и люди, которые теряли себя. Причина всему – война.
Михальчевский Женя
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе–
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
При работе над созданием мультимедийных тестов учащимся предоставляется возможность творческого переосмысления и систематизации приобретённых знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей.