СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме «Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме «Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме «Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ»»

Особенности структуры и содержа-­ ния специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающих­ся с ОВЗ

Особенности структуры и содержа-­

ния специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающих­ся с ОВЗ

Нозологическая группа Вариант Глухие 1.4. (срок освоение - 6 лет) Слабослышащие и позднооглохшие 2.3. (срок освоения - 5 лет) Слепые 3.4. (срок освоения – 5 лет) Слабовидящие 4.3. (срок освоения - 5 лет) Обучающиеся с НОДА 6.4. (срок освоения - не установлен) Обучающиеся с РАС 8.3. (срок освоения - 6 лет) 8.4. (срок освоения - 6 лет) Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Нозологическая группа

Вариант

Глухие

1.4. (срок освоение - 6 лет)

Слабослышащие и позднооглохшие

2.3. (срок освоения - 5 лет)

Слепые

3.4. (срок освоения – 5 лет)

Слабовидящие

4.3. (срок освоения - 5 лет)

Обучающиеся с НОДА

6.4. (срок освоения - не установлен)

Обучающиеся с РАС

8.3. (срок освоения - 6 лет)

8.4. (срок освоения - 6 лет)

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

вариант 2

общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи ; условия реализации потребности в уходе и присмотре ; перечень специалистов , участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов ; средства мониторинга и оценки динамики обучения.
  • общие сведения о ребёнке;
  • характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
  • индивидуальный учебный план;
  • содержание образования в условиях организации и семьи ;
  • условия реализации потребности в уходе и присмотре ;
  • перечень специалистов , участвующих в разработке и реализации СИПР;
  • перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
  • перечень необходимых технических средств и дидактических материалов ;
  • средства мониторинга и оценки динамики обучения.
В состав экспертной группы входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР: учитель класса, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель физкультуры, учитель музыки, воспитатель / ассистент / тьютор, педагог-психолог, другие специалисты

В состав экспертной группы входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:

  • учитель класса,
  • учитель-дефектолог,
  • учитель-логопед,
  • учитель физкультуры,
  • учитель музыки,
  • воспитатель / ассистент / тьютор,
  • педагог-психолог,
  • другие специалисты
СОДЕРЖАНИЕ УЧАСТНИКИ Сбор и анализ данных диагностического периода; Специалисты Обсуждение результатов анализа данных и выявление приоритетных направлений в развитии Специалисты и родители Разработка ИУП и определение состава специалистов Формулировка образовательных задач по предметам, коррекционным курсам Специалисты Специалисты Разработка плана-графика по уходу и присмотру Специалисты и родители Разработка программы внеурочной деятельности Специалисты и родители Разработка программы сотрудничества семьи и специалистов Специалисты и родители Представление СИПР на МО/педсовете Специалисты

СОДЕРЖАНИЕ

УЧАСТНИКИ

Сбор и анализ данных диагностического периода;

Специалисты

Обсуждение результатов анализа данных и выявление приоритетных направлений в развитии

Специалисты и родители

Разработка ИУП и определение состава специалистов

Формулировка образовательных задач по предметам, коррекционным курсам

Специалисты

Специалисты

Разработка плана-графика по уходу и присмотру

Специалисты и родители

Разработка программы внеурочной деятельности

Специалисты и родители

Разработка программы сотрудничества семьи и специалистов

Специалисты и родители

Представление СИПР на МО/педсовете

Специалисты

Осуществляется классным руководителем 2.1. Персональные данные о ребенке и членах его семьи (лицах ее заменяющих). фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка, место жительства (адрес), контактные данные (дом. и моб. телефон, адрес эл.почты), год (класс / ступень) обучения ребенка в образовательной организации 2.2. Заключение ПМПК.

Осуществляется классным руководителем

2.1. Персональные данные о ребенке и членах его семьи (лицах ее заменяющих).

  • фамилия, имя, отчество ребенка,
  • дата рождения,
  • фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка,
  • место жительства (адрес),
  • контактные данные (дом. и моб. телефон, адрес эл.почты),
  • год (класс / ступень) обучения ребенка в образовательной организации

2.2. Заключение ПМПК.

Составляется экспертной группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в образовательной организации в первые недели учебного года. 3.1. Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.); 3.2. данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка; 3.3. Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных и групповых), фиксация: особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления; поведенческих и эмоциональных реакций ребенка; речевых и коммуникативных возможностей;

Составляется экспертной группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в образовательной организации в первые недели учебного года.

3.1. Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.);

3.2. данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

3.3. Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных и групповых), фиксация:

  • особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
  • поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
  • речевых и коммуникативных возможностей;
игровой деятельности, базовых учебных действий, предметно-практических действий, навыков самообслуживания (степень самостоятельности при самообслуживании) , навыков бытовой и трудовой деятельности, академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.); 3.4. Оценка потребности в уходе и присмотре; 3.5. выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения, другие выводы.
  • игровой деятельности,
  • базовых учебных действий,
  • предметно-практических действий,
  • навыков самообслуживания (степень самостоятельности при самообслуживании) ,
  • навыков бытовой и трудовой деятельности,
  • академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.);

3.4. Оценка потребности в уходе и присмотре;

3.5. выводы по итогам оценки:

приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения, другие выводы.

С учетом выводов по результатам оценки (шаг 3) и обозначенных приоритетов параллельно заполняется разделы III и IV СИПР - отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана. 4.1. Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов (из учебного плана АООП в ИУП); 4.2. Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям; 4.3. Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР (в текстовом формате); 4.4. Выбор и внесение с СИПР содержания (мероприятия, занятия) внеурочной деятельности; 4.5. Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП

С учетом выводов по результатам оценки (шаг 3) и обозначенных приоритетов параллельно заполняется разделы III и IV СИПР - отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана.

4.1. Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов (из учебного плана АООП в ИУП);

4.2. Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям;

4.3. Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР (в текстовом формате);

4.4. Выбор и внесение с СИПР содержания (мероприятия, занятия) внеурочной деятельности;

4.5. Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП

ФГОС п. 1.7 Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается: существенным изменением содержания образования; обязательной индивидуализацией обучения; дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами; существенным изменением содержания образования; обязательной индивидуализацией обучения; дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами; … …

ФГОС п. 1.7

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

  • существенным изменением содержания образования; обязательной индивидуализацией обучения; дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;
  • существенным изменением содержания образования;
  • обязательной индивидуализацией обучения;
  • дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;

АООП 1. Речь и альтернативная коммуникация 2. Математические представления 3. Окружающий природный мир 4. Человек 5. Домоводство 6. Окружающий социальный мир 7. Музыка и движение 8. Изобразительная деятельность 9. Адаптивная физкультура 10. Профильный труд Коррекционные курсы: 1. Альтернативная коммуникация; 2. Сенсорное развитие; 3. Предметно-практические действия; 4. Двигательное развитие СИПР Речь и альтернативная коммуникация Человек Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Коррекционные курсы: - Альтернативная коммуникация; - Сенсорное развитие; - Предметно-практические действия; - Двигательное развитие

АООП

1. Речь и альтернативная коммуникация

2. Математические представления

3. Окружающий природный мир

4. Человек

5. Домоводство

6. Окружающий социальный мир

7. Музыка и движение

8. Изобразительная деятельность

9. Адаптивная физкультура

10. Профильный труд

Коррекционные курсы:

1. Альтернативная коммуникация;

2. Сенсорное развитие;

3. Предметно-практические действия;

4. Двигательное развитие

СИПР

Речь и альтернативная

коммуникация

Человек

Музыка и движение

Изобразительная деятельность

Адаптивная физкультура

Коррекционные курсы:

- Альтернативная коммуникация;

- Сенсорное развитие;

- Предметно-практические действия;

- Двигательное развитие

Предмет Групповые занятия Индивидуальные занятия *  Речь и альтернативная коммуникация 3 учитель Математические представления учитель-деф-лог Окруж. природный мир Окруж. социальный мир учитель-логопед Человек учитель физ-ры/АФВ Адаптивная физкультура учитель музыки 1 2 Музыка и движение 1 2 Изобразительная деятельность 3 Домоводство Профильный труд ИТОГО 12 * индивидуальные занятия могут проводится этими и/или другими специалистами, работающими в организации

Предмет

Групповые занятия

Индивидуальные занятия *

Речь и альтернативная коммуникация

3

учитель

Математические представления

учитель-деф-лог

Окруж. природный мир

Окруж. социальный мир

учитель-логопед

Человек

учитель

физ-ры/АФВ

Адаптивная физкультура

учитель музыки

1

2

Музыка и движение

1

2

Изобразительная деятельность

3

Домоводство

Профильный труд

ИТОГО 12

* индивидуальные занятия могут проводится этими и/или другими специалистами,

работающими в организации

Предмет Групповые занятия Индивидуальные занятия *  Сенсорное развитие учитель Предметно-практические действия Двигательное развитие учитель-деф-лог 2 учитель-логопед Альтернативная коммуникация Коррекционно-развивающие занятия 2 учитель физ-ры/АФВ Всего учитель музыки Внеурочная деятельность 2 8 5 ИТОГО 25 2 * индивидуальные занятия могут проводится этими и/или другими специалистами, работающими в организации

Предмет

Групповые занятия

Индивидуальные занятия *

Сенсорное развитие

учитель

Предметно-практические действия

Двигательное развитие

учитель-деф-лог

2

учитель-логопед

Альтернативная коммуникация

Коррекционно-развивающие занятия

2

учитель

физ-ры/АФВ

Всего

учитель музыки

Внеурочная деятельность

2

8

5

ИТОГО

25

2

* индивидуальные занятия могут проводится этими и/или другими специалистами,

работающими в организации

Содержание 1 полугодие   Человек   2 полугодие Гигиена тела   - выполнение отдельных операций при мытье рук:   открывание крана удержание рук под краном намыливание рук растирание рук смывание рук    + сш чп   п сш   Альтернативная и дополнительная коммуникация     Коммуникация установление зрительного контакта с собеседником   + реагирование на собственное имя     + - приветствие собеседника:   жестом (пожать руку) словом «Привет»  чп -  - выражение своих желаний:   жестом словом «Дай»   Чп п   

Содержание

1 полугодие

  Человек  

2 полугодие

Гигиена тела

 

- выполнение отдельных операций при мытье рук:

 

  • открывание крана
  • удержание рук под краном
  • намыливание рук
  • растирание рук
  • смывание рук

  +

сш

чп

  п

сш

  Альтернативная и дополнительная коммуникация  

 

Коммуникация

  • установление зрительного контакта с собеседником

  +

  • реагирование на собственное имя

 

  +

- приветствие собеседника:

 

  • жестом (пожать руку)
  • словом «Привет»

чп

- выражение своих желаний:

 

  • жестом
  • словом «Дай»

 

Чп

п

 

5.1. выбор возможных результатов из соответствующих программ, включенных в АООП образовательной организации; 5.2. наполнение СИПР выбранными результатами в разделы по предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности

5.1. выбор возможных результатов из соответствующих программ, включенных в АООП образовательной организации;

5.2. наполнение СИПР выбранными результатами в разделы по предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности

6.1. создание плана-графика реализации потребности в уходе и присмотре; 6.2. перечень действий по уходу (во время приема пищи, одевания/раздевания, осуществления гигиенических процедур, при перемещении и др.), которые ребенок не может выполнить сам; 6.3. перечень действий по присмотру, которые необходимы для обеспечения безопасности ребенка и окружающих; 6.4. список необходимых материалов для обеспечения ухода.

6.1. создание плана-графика реализации потребности в уходе и присмотре;

6.2. перечень действий по уходу (во время приема пищи, одевания/раздевания, осуществления гигиенических процедур, при перемещении и др.), которые ребенок не может выполнить сам;

6.3. перечень действий по присмотру, которые необходимы для обеспечения безопасности ребенка и окружающих;

6.4. список необходимых материалов для обеспечения ухода.

Составляется с учетом расписания занятий 8.45-9.25 пн 9.30-10.10 10.15-11.00 При-смотр Про-гулка  вт ср воспитат Уход Завтрак учитель Гигиенические проц 11.00-11.40 воспитат 11.45-12.25 чт 12.30-13.30 пт При-смотр сухой бассейн 13.30-14.10 воспитат Уход Обед учитель Гигиенические проц 14.10 – 15.00 воспитат

Составляется с учетом расписания занятий

8.45-9.25

пн

9.30-10.10

10.15-11.00

При-смотр

Про-гулка

вт

ср

воспитат

Уход

Завтрак

учитель

Гигиенические проц

11.00-11.40

воспитат

11.45-12.25

чт

12.30-13.30

пт

При-смотр

сухой бассейн

13.30-14.10

воспитат

Уход

Обед

учитель

Гигиенические проц

14.10 – 15.00

воспитат

7.1. Выявление запроса семьи на: консультирование; психологическую помощь; участие в семинарах, тренингах и др. 7.2. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения; 7.3. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях; 7.4. Заключение договора о сотрудничестве,

7.1. Выявление запроса семьи на:

  • консультирование;
  • психологическую помощь;
  • участие в семинарах, тренингах и др.

7.2. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

7.3. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях;

7.4. Заключение договора о сотрудничестве,

Возможные мероприятия Задачи Даты договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией; консультирование; посещение родителями уроков/занятий в организации; домашнее визитирование Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации     ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; проведение открытых уроков/занятий Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения привлечение родителей к планированию мероприятий; анонсы внеурочных мероприятий; поощрение активных родителей. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

Возможные мероприятия

Задачи

Даты

  • договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией;
  • консультирование;
  • посещение родителями уроков/занятий в организации;
  • домашнее визитирование

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

 

 

  • ведение дневника наблюдений (краткие записи);
  • информирование электронными средствами;
  • личные встречи, беседы;
  • просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;
  • проведение открытых уроков/занятий

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • привлечение родителей к планированию мероприятий;
  • анонсы внеурочных мероприятий;
  • поощрение активных родителей.

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

8.1. Подбор оборудования, необходимого для создания условий эффективного обучения детей (кресла-коляски, вертикализаторы, коммуникаторы, приспособления для управления электронными средствами, тренажеры, приспособления для фиксации и позиционирования и др.); 8.2. Подбор игрового, предметного, изобразительного и иного дидактического материала для обучения по учебным предметам и коррекционным курсам, включенным в СИПР.

8.1. Подбор оборудования, необходимого для создания условий эффективного обучения детей (кресла-коляски, вертикализаторы, коммуникаторы, приспособления для управления электронными средствами, тренажеры, приспособления для фиксации и позиционирования и др.);

8.2. Подбор игрового, предметного, изобразительного и иного дидактического материала для обучения по учебным предметам и коррекционным курсам, включенным в СИПР.

Подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), кресло-коляска, вертикализатор. Прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор), электронная кнопка для привлечения внимания. Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер. Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины). Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «Мотомед» и др. Дидактический материал по предметам, внесенным в СИПР
  • Подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), кресло-коляска, вертикализатор.
  • Прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор), электронная кнопка для привлечения внимания.
  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.
  • Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
  • Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «Мотомед» и др.
  • Дидактический материал по предметам, внесенным в СИПР

Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение.

9.1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям;

9.2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики;

9.3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения

  • Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение. 9.1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям; 9.2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики; 9.3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения
  • Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение. 9.1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям; 9.2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики; 9.3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений переносит в практические действия, степень активности, адекватности и самостоятельности применения. Примерное содержание характеристики см. шаг 3 .
  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений переносит в практические действия,
  • степень активности, адекватности и самостоятельности применения.

Примерное содержание характеристики см. шаг 3 .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!