СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Спасательные средства на судне-часть1.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международный кодекс по спасательным средствам (в редакции на 1 января 2013 года)

Введение

  1. Целью настоящего Кодекса является установление международных стандартов по спасательным средствам, требуемым главой III Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года.
  2. С 1 июля 1998 года данный Кодекс является обязательным по Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года. Любые будущие поправки к Кодексу одобряются и вступают в силу в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей VIII вышеуказанной Конвенции.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Спасательные средства на судне-часть1.»

Печорское речное училище- филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова» Тема: Спасательные средства на судне. Разработал: Преподаватель-организатор ОБЖ Митяев Игорь Иванович 2017год

Печорское речное училище- филиал ФГБОУ ВО

«ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»

Тема: Спасательные средства на судне.

Разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Митяев Игорь Иванович

2017год

Вопрос 1.Общие положения:  Основные определения конвенции СОЛАС. Требования, предъявляемые к спасательным средствам. Вопрос 2. Индивидуальные спасательные средства: Спасательные круги. Спасательные жилеты. Гидрокостюмы. Защитные костюмы (ЗК). Теплозащитные средства (ТЗС).

Вопрос 1.Общие положения: Основные определения конвенции СОЛАС. Требования, предъявляемые к спасательным средствам.

Вопрос 2. Индивидуальные спасательные средства: Спасательные круги. Спасательные жилеты. Гидрокостюмы. Защитные костюмы (ЗК). Теплозащитные средства (ТЗС).

Руководящий документ:  Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) (с изменениями на 1 января 2013 года)  Принят  Резолюцией MSC.48(66)от 04.06.96

Руководящий документ:

Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) (с изменениями на 1 января 2013 года)

Принят Резолюцией MSC.48(66)от 04.06.96

Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) – означает Международный кодекс требований к спасательным средствам, принятый Комитетом по безопасности на море, резолюцией MSC 48(66), в июле 1996 года. Цель кодекса ЛСА – установление международных стандартов к спасательным средствам, требуемых, Гл. 3 «Спасательные средства и устройства», Международной Конвенции СОЛАС- 74/96 . Содержание Кодекса ЛСА. Глава 1. Общие положения (общие требования к спасательным средствам). Глава 2. Индивидуальные спасательные средства. Глава 3. Визуальные спасательные средства. Глава 4. Спасательные шлюпки и спасательные плоты. Глава 5. Дежурные шлюпки. Глава 6. Спусковые и посадочные устройства. Глава 7. Другие спасательные средства.

Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) – означает Международный кодекс требований к спасательным средствам, принятый Комитетом по безопасности на море, резолюцией MSC 48(66), в июле 1996 года.

Цель кодекса ЛСА – установление международных стандартов к спасательным средствам, требуемых, Гл. 3 «Спасательные средства и устройства», Международной Конвенции СОЛАС- 74/96 .

Содержание Кодекса ЛСА.

  • Глава 1. Общие положения (общие требования к спасательным средствам).
  • Глава 2. Индивидуальные спасательные средства.
  • Глава 3. Визуальные спасательные средства.
  • Глава 4. Спасательные шлюпки и спасательные плоты.
  • Глава 5. Дежурные шлюпки.
  • Глава 6. Спусковые и посадочные устройства.
  • Глава 7. Другие спасательные средства.
1.2 Общие требования к спасательным средствам 1.2.2  Если специально не оговорено иное или если Администрация, учитывая конкретные рейсы, постоянно совершаемые судном, не сочтет, что необходимы другие требования, все предписываемые данной частью спасательные средства должны: .1 быть изготовлены надлежащим образом и из надлежащих материалов;  .2 быть в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65°С, а в случае индивидуальных спасательных средств - оставаться в пригодном для использования состоянии при температуре воздуха от -15 до +40°С;

1.2 Общие требования к спасательным средствам

1.2.2 Если специально не оговорено иное или если Администрация, учитывая конкретные рейсы, постоянно совершаемые судном, не сочтет, что необходимы другие требования, все предписываемые данной частью спасательные средства должны:

.1 быть изготовлены надлежащим образом и из надлежащих материалов;

.2 быть в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65°С, а в случае индивидуальных спасательных средств - оставаться в пригодном для использования состоянии при температуре воздуха от -15 до +40°С;

.3 быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30°С, если предполагается, что при использовании возможно их погружение в морскую воду; .4 где это применимо, быть стойкими к гниению, коррозии и не должны подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти или грибков; .5 не терять своих качеств, если они открыты воздействию солнечных лучей; .6 быть яркого красно-оранжевого цвета (как принято в международной практике) или другого цвета, сравнительно хорошо заметного на всех частях, чтобы способствовать их обнаружению на море; .7 быть снабжены световозвращающим материалом в тех местах, где это будет способствовать их обнаружению, а также в соответствии с рекомендациями Организации*;

.3 быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30°С, если предполагается, что при использовании возможно их погружение в морскую воду;

.4 где это применимо, быть стойкими к гниению, коррозии и не должны подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти или грибков;

.5 не терять своих качеств, если они открыты воздействию солнечных лучей;

.6 быть яркого красно-оранжевого цвета (как принято в международной практике) или другого цвета, сравнительно хорошо заметного на всех частях, чтобы способствовать их обнаружению на море;

.7 быть снабжены световозвращающим материалом в тех местах, где это будет способствовать их обнаружению, а также в соответствии с рекомендациями Организации*;

* См.

* См. "Рекомендации по использованию и нанесению световозвращающих материалов на спасательные средства", принятые Организацией резолюцией A.658(16), с возможными поправками.

.8 если они предназначены для использования на волнении, удовлетворительно работать в таких условиях;

.9 иметь четко нанесенную информацию об одобрении, включая название Администрации, одобрившей средство, а также указаниям на любые эксплуатационные ограничения;

.10 быть обеспечены, где это необходимо, защитой от повреждений и телесных травм при коротком замыкании цепи электрического тока.

Согласно гл. 2 Кодекса ЛСА к индивидуальным спасательным средствам относятся :   спасательный круг – предназначен для удержания человека на воде;   спасательный жилет – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении;

Согласно гл. 2 Кодекса ЛСА к индивидуальным спасательным средствам относятся :

спасательный круг – предназначен для удержания человека на воде;

спасательный жилет – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении;

гидрокостюм – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде;

гидрокостюм – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде;

защитный костюм – штормовой костюм , предназначен для использования на дежурных шлюпках пассажирских судов типа РО-РО и на морских эвакуационных системах (МЭС), членами экипажа - удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде;

защитный костюм – штормовой костюм , предназначен для использования на дежурных шлюпках пассажирских судов типа РО-РО и на морских эвакуационных системах (МЭС), членами экипажа - удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде;

теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности предназначен для восстановления температуры тела человека побывавшего в холодной воде;

теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности предназначен для восстановления температуры тела человека побывавшего в холодной воде;

Каждый спасательный круг должен:  иметь наружный диаметр не более 800 мм (Dн.), внутренний диаметр (dв.) не менее 400 мм;  изготавливаться из плавучего материала только не из пробковой стружки, тростника, рыхлых и крошеных материалов или воздушных надувных камер; иметь массу не менее 2,5кг.; не поддерживать горение или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течении 2 с;

Каждый спасательный круг должен:

  • иметь наружный диаметр не более 800 мм (Dн.), внутренний диаметр (dв.) не менее 400 мм;
  • изготавливаться из плавучего материала только не из пробковой стружки, тростника, рыхлых и крошеных материалов или воздушных надувных камер;
  • иметь массу не менее 2,5кг.;
  • не поддерживать горение или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течении 2 с;
9,5 мм и длиной равной 4 Dн. (Dн. – диаметр наружного круга) закрепленного по периметру в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли; не поддерживать горение и не плавиться после охвата пламенем в течение 2 секунд. " width="640"
  • иметь достаточную массу, если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня (СДБ – светодымящийся буй), как правило, более 4кг,;
  • поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5кг, в течение 24 часов (вес человека в воде 4-6кг);
  • выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр 9,5 мм и длиной равной 4 Dн. (Dн. – диаметр наружного круга) закрепленного по периметру в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли;
  • не поддерживать горение и не плавиться после охвата пламенем в течение 2 секунд.
Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м. Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.

Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м.

Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.

Гидрокостюм лишен главного недостатка спасательного жилета, а именно полного отсутствия теплозащиты. Использование гидрокостюма значительно увеличивает вероятность выживания человека в холодной морской воде.

Гидрокостюм лишен главного недостатка спасательного жилета, а именно полного отсутствия теплозащиты. Использование гидрокостюма значительно увеличивает вероятность выживания человека в холодной морской воде.

Процесс надевания гидрокостюма Перед тем, как надеть гидрокостюм, целесообразно надеть максимальное количество одежды и снять обувь. 1.Наденьте гидрокостюм . 2. Присядьте, чтобы выпустить воздух из костюма – 9. 3 . Встаньте, застегните грудную и лицевую части костюма -10. Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в спасательном жилете? Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо: - надеть спасательный жилет; крепко прижать СЖ руками; осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть, оттолкнуться ногами от борта вперед, лицом к морю; - в полете: согнуть ноги в коленях, прижать к груди СЖ руками, чтобы исключить травмы при рывке от удара о воду, голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду.

Процесс надевания гидрокостюма

Перед тем, как надеть гидрокостюм, целесообразно надеть максимальное количество одежды и снять обувь.

1.Наденьте гидрокостюм .

2. Присядьте, чтобы выпустить воздух из костюма – 9.

3 . Встаньте, застегните грудную и лицевую части костюма -10.

Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в спасательном жилете?

Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:

- надеть спасательный жилет; крепко прижать СЖ руками;

осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть,

оттолкнуться ногами от борта вперед, лицом к морю;

- в полете: согнуть ноги в коленях, прижать к груди

СЖ руками, чтобы исключить травмы при рывке

от удара о воду, голову держать прямо, чтобы не удариться

лицом о воду.

Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо: Присесть и выжать воздух из ГК, руки скрестить на груди, удерживать клапан и капюшон от сбрасывания при ударе о воду; сделать глубокий вдох, оттолкнуться ногами от борта судна (если ничего не мешает сделать шаг вперед); голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду; при входе в воду ноги удерживать вертикально, не давая им всплыть вперед головы, при всплытии сделать выдох, удерживаться на спине, надуть подушку.

Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:

Присесть и выжать воздух из ГК, руки скрестить на груди, удерживать клапан и капюшон от сбрасывания при ударе о воду; сделать глубокий вдох, оттолкнуться ногами от борта судна (если ничего не мешает сделать шаг вперед); голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду; при входе в воду ноги удерживать вертикально, не давая им всплыть вперед головы, при всплытии сделать выдох, удерживаться на спине, надуть подушку.

Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориентироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее. В спасательном жилете: пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью включить сигнальную лампочку (дернуть за шнур включателя батареи или шнур водоналивной батарейки, встречаются лампочки которые автоматически включаются при попадании в воду). Для привлечения внимания воспользуйтесь свистком, звук которого слышен над водой лучше крика. Для уменьшения потери тепла в воде, подтяните ноги к животу, руки прижмите к бокам и груди. При такой позе обмывание водой самых чувствительных частей тела уменьшается, а время выживания при неподвижности увеличивается в 2 раза.

Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориентироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее.

В спасательном жилете: пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью включить сигнальную лампочку (дернуть за шнур включателя батареи или шнур водоналивной батарейки, встречаются лампочки которые автоматически включаются при попадании в воду). Для привлечения внимания воспользуйтесь свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.

Для уменьшения потери тепла в воде, подтяните ноги к животу, руки прижмите к бокам и груди. При такой позе обмывание водой самых чувствительных частей тела уменьшается, а время выживания при неподвижности увеличивается в 2 раза.

Если в воде рядом находятся несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение, в ночное время включить один сигнальный огнь на спасательном жилете и ждать помощи.

При плавании в спасательном жилете ( при сильном волнении) в ожидании помощи необходимо удерживать корпус тела под углом 30-40 град. к поверхности моря, на спине, опираясь головой на подголовник жилета, подрабатывая ногами, удерживать против волны. При большом волнении приводить корпус тела в вертикальное положение для уменьшения заливания лица. Подплывая к спасательному средству, работать руками и ногами на спине, оберегая голову от удара о спасательное средство, разворачиваясь ногами вперед, остерегаясь затягивания под корпус спасательного средства.

Без спасательного жилета: корпус тела приводится в горизонтальное положение на спине, подрабатывая ногами; руки расставить перпендикулярно телу, а ноги немного раздвинуть, стараясь увеличить не омываемую поверхность тела. Лишних движений не совершать, лежать спокойно, ждать спасения, соблюдать выдержку и хладнокровие.

Визуальные сигнальные средства Парашютные ракеты Парашютная ракета должна: .1 быть заключена в водостойкий корпус; .2 быть снабжена четко иллюстрирующими способ использования рисунками или краткой инструкцией, нанесенными на ее корпус; .3 иметь встроенное запальное средство; и .4 иметь такую конструкцию, которая не причиняла бы неудобства держащему ее человеку при использовании ракеты в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Визуальные сигнальные средства

  • Парашютные ракеты
  • Парашютная ракета должна:

.1 быть заключена в водостойкий корпус;

.2 быть снабжена четко иллюстрирующими способ использования рисунками или краткой инструкцией, нанесенными на ее корпус;

.3 иметь встроенное запальное средство; и

.4 иметь такую конструкцию, которая не причиняла бы неудобства держащему ее человеку при использовании ракеты в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

При запуске ракеты в вертикальном направлении она должна достигать высоты не менее 300 м. По достижении верхней точки траектории или вблизи нее ракета должна выпускать парашютный сигнал, который должен: .1 гореть ярко-красным огнем; .2 гореть равномерно со средней силой света не менее 30000 кд; .3 иметь длительность горения не менее 40 с; .4 иметь скорость спуска не более 5 м/с; и .5 не повреждать во время горения свой парашют или его крепление.

При запуске ракеты в вертикальном направлении она должна достигать высоты не менее 300 м. По достижении верхней точки траектории или вблизи нее ракета должна выпускать парашютный сигнал, который должен:

.1 гореть ярко-красным огнем;

.2 гореть равномерно со средней силой света не менее 30000 кд;

.3 иметь длительность горения не менее 40 с;

.4 иметь скорость спуска не более 5 м/с; и

.5 не повреждать во время горения свой парашют или его крепление.

Спасательные шлюпки и плоты Общие требования к спасательным плотам Конструкция спасательных плотов Конструкция каждого спасательного плота должна быть такой, чтобы он был способен выдерживать на плаву влияние окружающей среды, в течение 30 суток при любых условиях моря.

Спасательные шлюпки и плоты

  • Общие требования к спасательным плотам
  • Конструкция спасательных плотов
  • Конструкция каждого спасательного плота должна быть такой, чтобы он был способен выдерживать на плаву влияние окружающей среды, в течение 30 суток при любых условиях моря.
Конструкция спасательного плота должна обеспечивать нормальную работоспособность как самого плота, так и его оборудования после сбрасывания плота на воду с высоты 18 м. Если спасательный плот должен устанавливаться на высоте более 18 м над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, то он должен быть таким, чтобы удовлетворительно пройти испытание сбрасыванием на воду по крайней мере с этой высоты. Спасательный плот, находясь на плаву как с раскрытым, так и с нераскрытым тентом, должен быть способен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м от его днища. Конструкция спасательного плота и его оборудование должны позволять буксировать его со скоростью 3 узла на тихой воде с одним выброшенным плавучим якорем, когда плот нагружен полным комплектом людей и снабжения.
  • Конструкция спасательного плота должна обеспечивать нормальную работоспособность как самого плота, так и его оборудования после сбрасывания плота на воду с высоты 18 м. Если спасательный плот должен устанавливаться на высоте более 18 м над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, то он должен быть таким, чтобы удовлетворительно пройти испытание сбрасыванием на воду по крайней мере с этой высоты.
  • Спасательный плот, находясь на плаву как с раскрытым, так и с нераскрытым тентом, должен быть способен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м от его днища.
  • Конструкция спасательного плота и его оборудование должны позволять буксировать его со скоростью 3 узла на тихой воде с одним выброшенным плавучим якорем, когда плот нагружен полным комплектом людей и снабжения.
Спасательный плот должен иметь тент для защиты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды; тент должен устанавливаться автоматически после спуска плота на воду и должен отвечать следующим требованиям: .1 он должен обеспечивать изоляцию подтентового пространства от зноя и холода с помощью либо двух слоев материала, разделенных воздушной прослойкой, либо с помощью других, обладающих равноценной эффективностью средств. Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие скопление воды в воздушной прослойке; .2
  • Спасательный плот должен иметь тент для защиты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды; тент должен устанавливаться автоматически после спуска плота на воду и должен отвечать следующим требованиям:

.1 он должен обеспечивать изоляцию подтентового пространства от зноя и холода с помощью либо двух слоев материала, разделенных воздушной прослойкой, либо с помощью других, обладающих равноценной эффективностью средств. Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие скопление воды в воздушной прослойке;

.2

цвет внутренней поверхности тента не должен вызывать дискомфорта у находящихся на плоту людей; .3 каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован эффективным регулируемым закрывающим устройством, которое человек в гидрокостюме может легко и быстро открывать изнутри и снаружи, и закрывать изнутри плота. При этом должна обеспечиваться вентиляция плота при исключении проникновения морской воды, ветра и холода. На спасательных плотах вместимостью более 8 человек должно быть не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов;

цвет внутренней поверхности тента не должен вызывать дискомфорта у находящихся на плоту людей;

.3 каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован эффективным регулируемым закрывающим устройством, которое человек в гидрокостюме может легко и быстро открывать изнутри и снаружи, и закрывать изнутри плота. При этом должна обеспечиваться вентиляция плота при исключении проникновения морской воды, ветра и холода. На спасательных плотах вместимостью более 8 человек должно быть не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов;

он должен постоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся на спасательном плоту людей, даже при закрытых входах; .5 на нем должно быть предусмотрено по меньшей мере одно смотровое окно; .6 он должен быть оборудован приспособлениями для сбора дождевой воды; .7 он должен иметь устройство для установки радиолокационного ответчика на высоте не менее 1 м над поверхностью моря; и .8 он должен иметь достаточную высоту для размещения людей в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

он должен постоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся на спасательном плоту людей, даже при закрытых входах;

.5 на нем должно быть предусмотрено по меньшей мере одно смотровое

окно;

.6 он должен быть оборудован приспособлениями для сбора дождевой

воды;

.7 он должен иметь устройство для установки радиолокационного ответчика на высоте не менее 1 м над поверхностью моря; и

.8 он должен иметь достаточную высоту для размещения людей в сидячем положении в любой части подтентового пространства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!