СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Проектная деятельность учащихся"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Проектная деятельность учащихся" готовилась для выступления на педагогическом совете школы. В ней содержится теоретический материал, который поможет подготовить работу над проектом. Учащиеся в эту работу вовлекаются легко. Даже 5 класс способен что-то создать. Мы, например, работали по теме "Словари русского языка". Эта работа пятиклашек очень заинтересовала, помог нам и Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проектная деятельность учащихся"»

Проектная деятельность учащихся на уроках. Аноприкова Т.Г. учитель русского языка АНО «Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково» 2012 год

Проектная деятельность учащихся на уроках.

Аноприкова Т.Г.

учитель русского языка

АНО «Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»

2012 год

Актуальность вовлечения учащихся в проектную деятельность в современной школе. В настоящее время акцент в преподавании различных предметов перенесён на воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и  технологий на основе проектной и исследовательской деятельности  обучающихся.

Актуальность вовлечения учащихся в проектную деятельность в современной школе.

  • В настоящее время акцент в преподавании различных предметов перенесён на воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и

технологий на основе проектной и исследовательской деятельности

обучающихся.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
  • В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект, с точки зрения  учащихся, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся, когда результат этой деятельности – найденный способ поставленной перед собой проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
  • Учебный проект, с точки зрения

учащихся, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся, когда результат этой деятельности – найденный способ поставленной перед собой проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

анализа проблемного поля, выделения подпроблем, формулировки ведущей проблемы, постановки задач; целеполагания и планирования деятельности; самоанализа и рефлексии (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта); презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и её результатов; умения готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; поиска необходимой информации, её систематизации и структуризации (вычленение и усвоение необходимых знаний из информационного поля); применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях; выбора, освоения и использования технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования; проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
  • анализа проблемного поля, выделения подпроблем, формулировки ведущей проблемы, постановки задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализа и рефлексии (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и её результатов;
  • умения готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, её систематизации и структуризации (вычленение и усвоение необходимых знаний из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов.

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам.

  • Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов.

Учебные проекты, существующие в образовательной практике.

Учебные проекты делятся по характеру доминирующей в проекте деятельности.

  • Исследовательский проект. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
  • Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
  • Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
  • Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключен договор?
  • Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
. Учебные проекты делятся по предметно-содержательной области. Монопроект, в рамках одной области знаний. Межпредметный проект, на стыке различных областей. III . Учебные проекты делятся по характеру координации проекта. Непосредственный (жёсткий, гибкий). Скрытый (неявный, что характерно для телекоммуникационных проектов).
  • . Учебные проекты делятся по предметно-содержательной области.
  • Монопроект, в рамках одной области знаний.
  • Межпредметный проект, на стыке различных областей.
  • III . Учебные проекты делятся по характеру координации проекта.
  • Непосредственный (жёсткий, гибкий).
  • Скрытый (неявный, что характерно для телекоммуникационных проектов).
IV . Учебные проекты делятся по характеру контактов (среди учеников одной школы, класса, города, региона, страны, различных стран). V . По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый). VI . По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4 – 6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.д.).
  • IV . Учебные проекты делятся по характеру контактов (среди учеников одной школы, класса, города, региона, страны, различных стран).
  • V . По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).
  • VI . По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4 – 6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.д.).
Организация проектной деятельности учащихся. Этап Деятельность учителя 1 Деятельность учащихся 2 Погружение в проблему. Организация деятельности. Формулирует: 3 проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи. Осуществляют: Предлагает: личностное присвоение проблемы; вживание в ситуацию; принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи. спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий» график); при организации групповой работы распределить обязанности и амплуа в группах (например: аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.); возможные формы представления результатов проекта. Осуществляют: планирование работы; разбивку на группы и распределение ролей в группе; выбор формы и способа представления информации.

Организация проектной деятельности учащихся.

Этап

Деятельность учителя

1

Деятельность учащихся

2

Погружение в проблему.

Организация деятельности.

Формулирует:

3

  • проблему проекта;
  • сюжетную ситуацию;
  • цель и задачи.

Осуществляют:

Предлагает:

  • личностное присвоение проблемы;
  • вживание в ситуацию;
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи.
  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий» график);
  • при организации групповой работы распределить обязанности и амплуа в группах (например: аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.);
  • возможные формы представления результатов проекта.

Осуществляют:

  • планирование работы;
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе;
  • выбор формы и способа представления информации.

Осуществление деятельности.

Не участвует, но:

консультирует по необходимости учащихся;

ненавязчиво контролирует;

ориентирует в поле необходимой информации;

консультирует по презентации результатов.

Результат (презентация, публикация, самоанализ и самооценка).

Принимает итоговый отчёт:

Работают активно и самостоятельно:

по поиску, сбору и структуированию необходимой информации;

консультируются по необходимости;

подготавливают презентацию результатов.

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;
  • подводит итоги обучения.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели, задачи;

умение планировать и осуществлять работу;

найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

Оценивает по критериям:

  • рефлексию деятельности и результатов;
  • взаимооценку деятельности и её результатов.
  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведённого проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.
Как можно представить результаты проектной деятельности учащихся.   Web -сайт; анализ данных социологического опроса; словарь; сравнительно-сопоставительный анализ; справочник; атлас; карта; путеводитель; виртуальная экскурсия; дневник путешествий; рекламный проспект; бизнес-план; прогноз; пакет рекомендаций; видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект; коллекция; дизайн-макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; письмо; статья; публикация; сборник сочинений; главы из несуществующего учебника; серия иллюстраций; сказка; сценарий; фильм.

Как можно представить результаты проектной деятельности учащихся.

  • Web -сайт; анализ данных социологического опроса; словарь; сравнительно-сопоставительный анализ; справочник; атлас; карта; путеводитель; виртуальная экскурсия; дневник путешествий; рекламный проспект; бизнес-план; прогноз; пакет рекомендаций; видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект; коллекция; дизайн-макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; письмо; статья; публикация; сборник сочинений; главы из несуществующего учебника; серия иллюстраций; сказка; сценарий; фильм.
Возможные перечни критериев оценки проектных работ. Вариан 1. Самостоятельность работы над проектом. Актуальность и значимость темы. Полнота раскрытия темы. Оригинальность решения проблемы. Презентация содержания проекта. Использование средств наглядности, технических средств. Ответы на вопросы.

Возможные перечни критериев оценки проектных работ.

  • Вариан 1.
  • Самостоятельность работы над проектом.
  • Актуальность и значимость темы.
  • Полнота раскрытия темы.
  • Оригинальность решения проблемы.
  • Презентация содержания проекта.
  • Использование средств наглядности, технических средств.
  • Ответы на вопросы.
    Соответствие каждому критерию выражается в следующих баллах:

    Соответствие каждому критерию выражается в следующих баллах:

      № Критерии оценки разработанного проекта. 1 Баллы. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы. 2 Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики. 3 Полнота и содержательность представленного проекта. 4 Оригинальность решения проблемы. 5 Оформление проекта. Общая сумма баллов:

      Критерии оценки разработанного проекта.

      1

      Баллы.

      Значимость и актуальность выдвинутой проблемы.

      2

      Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики.

      3

      Полнота и содержательность представленного проекта.

      4

      Оригинальность решения проблемы.

      5

      Оформление проекта.

      Общая сумма баллов:

      Экспертиза процесса реализации проекта. № Критерии оценки разработанного проекта. 1 Баллы. Соответствие реализации задуманному проекту. 2 Умение внести коррективы в реализацию проекта. 3 Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации. 4 Активность участника проекта. Общая сумма баллов:

      Экспертиза процесса реализации проекта.

      Критерии оценки разработанного проекта.

      1

      Баллы.

      Соответствие реализации задуманному проекту.

      2

      Умение внести коррективы в реализацию проекта.

      3

      Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации.

      4

      Активность участника проекта.

      Общая сумма баллов:

      № Критерии оценки разработанного проекта. 1 Баллы. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты. 2 Форма представления проекта. 3 Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность. Общая сумма баллов:

      Критерии оценки разработанного проекта.

      1

      Баллы.

      Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты.

      2

      Форма представления проекта.

      3

      Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность.

      Общая сумма баллов:

      Главные достоинства проекта: ____________________________________ Слабые стороны проекта: _____________________________________ Основной вывод эксперта: _____________________________________
      • Главные достоинства проекта: ____________________________________
      • Слабые стороны проекта: _____________________________________
      • Основной вывод эксперта: _____________________________________
      Процедура защиты учебно-исследовательской работы (УИР). Выступление автора с докладом (регламентируется). Вопросы комиссии по УИР. Автор проекта зачитывает свой отзыв об УИР. Ответы автора на вопросы и замечания. Свой отзыв об УИР зачитывает учитель. Ответы автора на вопросы и замечания учителя. Выступление руководителя группы с характеристикой автора УИР как ученика-исследователя. Выступления желающих по поводу проблемы исследования или с характеристикой автора УИР как исследователя. Совещание комиссии. Объявление оценки.

      Процедура защиты учебно-исследовательской работы (УИР).

      • Выступление автора с докладом (регламентируется).
      • Вопросы комиссии по УИР.
      • Автор проекта зачитывает свой отзыв об УИР.
      • Ответы автора на вопросы и замечания.
      • Свой отзыв об УИР зачитывает учитель.
      • Ответы автора на вопросы и замечания учителя.
      • Выступление руководителя группы с характеристикой автора УИР как ученика-исследователя.
      • Выступления желающих по поводу проблемы исследования или с характеристикой автора УИР как исследователя.
      • Совещание комиссии.
      • Объявление оценки.
      План доклада автора учебно-исследовательской работы.

      План доклада автора учебно-исследовательской работы.

        Сведения об апробации УИР. Этапы исследования. Структура УИР (названия глав, параграфов, количество приложений, источников в списке литературы). Краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты эксперимента и т.п.). Результаты УИР. Выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).
        • Сведения об апробации УИР.
        • Этапы исследования.
        • Структура УИР (названия глав, параграфов, количество приложений, источников в списке литературы).
        • Краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты эксперимента и т.п.).
        • Результаты УИР.
        • Выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).
        Процедура защиты учебно-исследовательской работы (УИР). Выступление автора с докладом (регламентируется). Вопросы комиссии по УИР. Автор проекта зачитывает свой отзыв об УИР. Ответы автора на вопросы и замечания. Свой отзыв об УИР зачитывает учитель. Ответы автора на вопросы и замечания учителя.

        Процедура защиты учебно-исследовательской работы (УИР).

        • Выступление автора с докладом (регламентируется).
        • Вопросы комиссии по УИР.
        • Автор проекта зачитывает свой отзыв об УИР.
        • Ответы автора на вопросы и замечания.
        • Свой отзыв об УИР зачитывает учитель.
        • Ответы автора на вопросы и замечания учителя.
        Выступление руководителя группы с характеристикой автора УИР как ученика-исследователя. Выступления желающих по поводу проблемы исследования или с характеристикой автора УИР как исследователя. Совещание комиссии. Объявление оценки.
        • Выступление руководителя группы с характеристикой автора УИР как ученика-исследователя.
        • Выступления желающих по поводу проблемы исследования или с характеристикой автора УИР как исследователя.
        • Совещание комиссии.
        • Объявление оценки.
        План доклада автора учебно-исследовательской работы.

        План доклада автора учебно-исследовательской работы.

          Сведения об апробации УИР. Этапы исследования. Структура УИР (названия глав, параграфов, количество приложений, источников в списке литературы). Краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты эксперимента и т.п.). Результаты УИР. Выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).
          • Сведения об апробации УИР.
          • Этапы исследования.
          • Структура УИР (названия глав, параграфов, количество приложений, источников в списке литературы).
          • Краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты эксперимента и т.п.).
          • Результаты УИР.
          • Выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).
          • Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009 Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002 О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006
          • Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009 Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002 О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006
          • Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009 Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002 О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006
          • Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009 Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002 О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006
          • Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009
          • Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002
          • О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006


          Скачать

          Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

          Вебинар для учителей

          Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!