Проектная деятельность учащихся на уроках.
Аноприкова Т.Г.
учитель русского языка
АНО «Православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково»
2012 год
Актуальность вовлечения учащихся в проектную деятельность в современной школе.
- В настоящее время акцент в преподавании различных предметов перенесён на воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и
технологий на основе проектной и исследовательской деятельности
обучающихся.
- В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
- Учебный проект, с точки зрения
учащихся, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся, когда результат этой деятельности – найденный способ поставленной перед собой проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
- анализа проблемного поля, выделения подпроблем, формулировки ведущей проблемы, постановки задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализа и рефлексии (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
- презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и её результатов;
- умения готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска необходимой информации, её систематизации и структуризации (вычленение и усвоение необходимых знаний из информационного поля);
- применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам.
- Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов.
Учебные проекты, существующие в образовательной практике.
Учебные проекты делятся по характеру доминирующей в проекте деятельности.
- Исследовательский проект. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
- Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
- Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
- Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключен договор?
- Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
- . Учебные проекты делятся по предметно-содержательной области.
- Монопроект, в рамках одной области знаний.
- Межпредметный проект, на стыке различных областей.
- III . Учебные проекты делятся по характеру координации проекта.
- Непосредственный (жёсткий, гибкий).
- Скрытый (неявный, что характерно для телекоммуникационных проектов).
- IV . Учебные проекты делятся по характеру контактов (среди учеников одной школы, класса, города, региона, страны, различных стран).
- V . По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).
- VI . По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4 – 6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.д.).
Организация проектной деятельности учащихся.
Этап
Деятельность учителя
1
Деятельность учащихся
2
Погружение в проблему.
Организация деятельности.
Формулирует:
3
- проблему проекта;
- сюжетную ситуацию;
- цель и задачи.
Осуществляют:
Предлагает:
- личностное присвоение проблемы;
- вживание в ситуацию;
- принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи.
- спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий» график);
- при организации групповой работы распределить обязанности и амплуа в группах (например: аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.);
- возможные формы представления результатов проекта.
Осуществляют:
- планирование работы;
- разбивку на группы и распределение ролей в группе;
- выбор формы и способа представления информации.
Осуществление деятельности.
Не участвует, но:
консультирует по необходимости учащихся;
ненавязчиво контролирует;
ориентирует в поле необходимой информации;
консультирует по презентации результатов.
Результат (презентация, публикация, самоанализ и самооценка).
Принимает итоговый отчёт:
Работают активно и самостоятельно:
по поиску, сбору и структуированию необходимой информации;
консультируются по необходимости;
подготавливают презентацию результатов.
- обобщает и резюмирует полученные результаты;
- подводит итоги обучения.
Демонстрируют:
понимание проблемы, цели, задачи;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы.
Осуществляют:
Оценивает по критериям:
- рефлексию деятельности и результатов;
- взаимооценку деятельности и её результатов.
- глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- эстетика оформления результатов проведённого проекта;
- умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.
Как можно представить результаты проектной деятельности учащихся.
- Web -сайт; анализ данных социологического опроса; словарь; сравнительно-сопоставительный анализ; справочник; атлас; карта; путеводитель; виртуальная экскурсия; дневник путешествий; рекламный проспект; бизнес-план; прогноз; пакет рекомендаций; видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект; коллекция; дизайн-макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; письмо; статья; публикация; сборник сочинений; главы из несуществующего учебника; серия иллюстраций; сказка; сценарий; фильм.
Возможные перечни критериев оценки проектных работ.
- Вариан 1.
- Самостоятельность работы над проектом.
- Актуальность и значимость темы.
- Полнота раскрытия темы.
- Оригинальность решения проблемы.
- Презентация содержания проекта.
- Использование средств наглядности, технических средств.
- Ответы на вопросы.
Соответствие каждому критерию выражается в следующих баллах:
№
Критерии оценки разработанного проекта.
1
Баллы.
Значимость и актуальность выдвинутой проблемы.
2
Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики.
3
Полнота и содержательность представленного проекта.
4
Оригинальность решения проблемы.
5
Оформление проекта.
Общая сумма баллов:
Экспертиза процесса реализации проекта.
№
Критерии оценки разработанного проекта.
1
Баллы.
Соответствие реализации задуманному проекту.
2
Умение внести коррективы в реализацию проекта.
3
Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации.
4
Активность участника проекта.
Общая сумма баллов:
№
Критерии оценки разработанного проекта.
1
Баллы.
Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты.
2
Форма представления проекта.
3
Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность.
Общая сумма баллов:
- Главные достоинства проекта: ____________________________________
- Слабые стороны проекта: _____________________________________
- Основной вывод эксперта: _____________________________________
Процедура защиты учебно-исследовательской работы (УИР).
- Выступление автора с докладом (регламентируется).
- Вопросы комиссии по УИР.
- Автор проекта зачитывает свой отзыв об УИР.
- Ответы автора на вопросы и замечания.
- Свой отзыв об УИР зачитывает учитель.
- Ответы автора на вопросы и замечания учителя.
- Выступление руководителя группы с характеристикой автора УИР как ученика-исследователя.
- Выступления желающих по поводу проблемы исследования или с характеристикой автора УИР как исследователя.
- Совещание комиссии.
- Объявление оценки.
План доклада автора учебно-исследовательской работы.
- Сведения об апробации УИР.
- Этапы исследования.
- Структура УИР (названия глав, параграфов, количество приложений, источников в списке литературы).
- Краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты эксперимента и т.п.).
- Результаты УИР.
- Выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).
Процедура защиты учебно-исследовательской работы (УИР).
- Выступление автора с докладом (регламентируется).
- Вопросы комиссии по УИР.
- Автор проекта зачитывает свой отзыв об УИР.
- Ответы автора на вопросы и замечания.
- Свой отзыв об УИР зачитывает учитель.
- Ответы автора на вопросы и замечания учителя.
- Выступление руководителя группы с характеристикой автора УИР как ученика-исследователя.
- Выступления желающих по поводу проблемы исследования или с характеристикой автора УИР как исследователя.
- Совещание комиссии.
- Объявление оценки.
План доклада автора учебно-исследовательской работы.
- Сведения об апробации УИР.
- Этапы исследования.
- Структура УИР (названия глав, параграфов, количество приложений, источников в списке литературы).
- Краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты эксперимента и т.п.).
- Результаты УИР.
- Выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).
- Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009 Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002 О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006
- Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009 Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002 О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006
- Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009 Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002 О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006
- Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009 Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002 О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006
- Г.В. Цветков. Новое в преподавании в школе. Проектная деятельность учащихся. Русский язык. 6 – 11 классы. Волгоград «Учитель». 2009
- Л. В. Орлова. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. Минск. Технопроект. 2002
- О.В. Брыкова и Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотека «Первое сентября».2006