Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. В одних чулках он поднимается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям сладким молоком…
Какой частью речи являются подчеркнутые слова?
Ве ч ером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамее ч ках, являе тс я Оле-Лукойе. В одних ч улках он поднимае тс я тихонько по лестни ц е, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям сладким молоком…
Какой частью речи являются подчеркнутые слова?
Ве ч ером , когда дети смирно сидят за столом или на своих скамее ч ках, являе тс я Оле-Лукойе. В одних ч улках он поднимае тс я тихонько по лестни ц е, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям сладким молоком…
жарко
холодно
«Смысловые группы наречий».
Цели урока:
- познакомиться со смысловыми группами наречий;
- научиться задавать вопросы к наречиям и определять к какой смысловой группе данные наречия относятся;
- развивать умение использовать в своей речи наречия разных смысловых групп;
- обогатить словарный запас новыми наречиями.
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
как? каким образом?
почему? отчего? по какой причине?
зачем? для чего?
с какой целью?
сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?
в какой степени?
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
как? каким образом?
почему? отчего? по какой причине?
зачем? для чего?
с какой целью?
сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?
в какой степени?
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
как? каким образом?
почему? отчего? по какой причине?
зачем? для чего?
с какой целью?
сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?
в какой степени?
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
ДЕЙСТВИЯ
как? каким образом?
почему? отчего? по какой причине?
зачем? для чего?
с какой целью?
сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?
в какой степени?
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
ДЕЙСТВИЯ
как? каким образом?
почему? отчего? по какой причине?
зачем? для чего?
с какой целью?
сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?
в какой степени?
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
ДЕЙСТВИЯ
как? каким образом?
почему? отчего? по какой причине?
зачем? для чего?
с какой целью?
сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?
в какой степени?
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
ДЕЙСТВИЯ
как? каким образом?
почему? отчего? по какой причине?
зачем? для чего?
с какой целью?
сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?
в какой степени?
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
где? куда? откуда?
ДЕЙСТВИЯ
как? каким образом?
почему? отчего? по какой причине?
зачем? для чего?
с какой целью?
сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?
в какой степени?
ПРИМЕРЫ НАРЕЧИЙ.
Сегодня, утром, неподалёку, наверху, пополам, дважды, нарочно, назло, мгновенно, вдруг, нечаянно, сдуру, очень (сильный), весьма.
Смысловые группы наречий.
Значения наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
Сегодня, утром
где? куда? откуда?
как? каким образом?
4 ПРИЧИНА
ДЕЙСТВИЯ
Неподалёку, наверху
Мгновенно, вдруг
почему? отчего? по какой причине?
Нечаянно
зачем? для чего?
с какой целью?
Назло, нарочно
в какой мере? сколько? насколько? во сколько раз?
7 СТЕПЕНЬ
Пополам, дважды
в какой степени?
Очень (сильный),
весьма
Самостоятельная работа.
Выпишите выделенные наречия, задайте вопросы, укажите, к каким группам по значению они относятся.
- Но однажды поутру прискакала кенгуру.
- Невдалеке тускло блестела река.
- На берегу реки теперь стало вдруг темно .
- Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
- Издалека доносились чьи-то голоса.
Проверь себя.
- Однажды (когда?) – время ;
- Поутру (когда?) – время ;
- Невдалеке (где?) – место ;
- Тускло (как?) – образ действия ;
- Теперь (когда?) – время ;
- Вдруг (каким образом?) – образ действия ;
- Неохотно (как?) – образ действия ;
- Несмело (как?) – образ действия ;
- Издалека (откуда?) – место.
Проверка .
как ? когда ?
Разговаривал шёпотом (образа действия), уходил иногда (времени),
в какой степени? как?
слишком сложно (степени), пробираться вслепую (образа действия),
на сколько частей? почему? зачем?
разделил надвое (меры), ушёл поневоле (причины), сделал нарочно
куда?
(цели), приехал домой (места).
Шкала оценок:
0 ош. – «5»
1 – 2 ош. – «4»
3 – 4 ош. – «3»
- ___ Серёжа пошёл на рыбалку. Он ___ закинул удочку и поймал на крючок крупную рыбу. ___ крупную! Серёжа тянул её ___ , а она билась ___ , под водой. ___ он так дёрнул удочку так, что леска оборвалась. Да ещё эта рыба как шлёпнет ___ хвостом по воде! Хорошо, что никто не видел.
Утром
удачно
Очень
вверх
внизу
Сгоряча
назло
Итог урока.
- С какими смысловыми группами наречий познакомились?
- Как определить, к какой смысловой группе относится наречие?
Рефлексия .
Все понял(а), работал(а) активно, настроение отличное.
Все понял(а), но активно не работал(а), настроение хорошее.
Присутствовал(а) на уроке, настроение могло быть лучше.
Домашнее задание.
Из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выписать наречия, определить их значение + учить таблицу (1-3).
8-10 наречий – «3»
11-13 наречий – «4»
14-15 наречий – «5»