Просмотр содержимого документа
«Презентация у уроку:"Среда обитания. Экологические факторы" для 5 класса»
Тема урока:
«Среда обитания. Экологические факторы»
Цель урока:
формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания, экологических факторах.
Автор презентации: Чембрович Е.А., учитель биологии
Могут ли эти организмы «встретиться» вместе в природе? Почему?
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Особенности:
- - Высокая плотность
- - Мало кислорода
- - Высокое давление
- - Мало света
- - Солевой состав
Почвенная среда
Организменная среда
Особенности:
- Защита от внешней среды
- Света и кислорода почти нет
- Запас пищи неограничен
- Условия относительно постоянны
почва
человек
Какие факторы влияют на живые организмы?
свет
вода
ветер
t 0
Экологические факторы - это
все компоненты живой и неживой природы, по-разному влияющие на живой организм
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Кусты, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек, вода, погода –
Это факторы природы.
Экологические факторы
неживой природы
(абиотические)
живой природы
(биотические)
деятельность человека
(антропогенные)
Экологические факторы
неживой природы
(абиотические)
живой природы
(биотические)
деятельность человека
- рельеф
- тип почвы
- влажность
- свет
- осадки
- температура
(антропогенные)
- насекомые-опылители
- хищник-жертва
- гриб-дерево
- вырубка лесов
- охота
- распашка степей
- слив в реку бытовых отходов
Вставить в текст пропущенные слова
Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________.
Различают следующие среды обитания:___________, ________, _________, _________ .
Дельфин обитает в __________ среде.
Дождевые черви обитают в __________ .
В наземно-воздушной среде достаточно _________, _____, но недостаток _______ . Температура здесь меняется больше, чем температура в ___________среде. Наиболее постоянные условия в ___________ среде.
среда обитания
наземно-воздушная
организменная
почвенная
водная
водной
почвенной
кислорода
света
влаги
водной
организменной
Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.
- А) ветер, снег, насекомые, свет, дождь;
- Б) испарение, вырубка, распашка, рыболовля;
- В) волк и заяц, божья коровка и тля, кот и мышь, охота человека на медведя;
- Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.
Лишний термин обозначен красным цветом
- А) ветер, снег, насекомые , свет, дождь;
- Б) испарение , вырубка, распашка, рыболовля;
- В) волк и заяц, божья коровка и тля, кот и мышь, охота человека на медведя ;
- Г) наземно-воздушная, водная, ветреная , почвенная.
Определить тип экологических факторов. В колонки записывать только номер варианта ответа
Абиотические факторы
Биотические факторы
Антропогенные факторы
1 - вирусы, 2 - комары, 3 - туман,
4 - дождь, 5 - глинистая почва,
6 - осушение болота, 7 - вырубка лесов,
8 - хищные птицы, 9 - выхлопные газы,
10 - паразитические черви.
Проверим?
Абиотические факторы
Биотические факторы
3, 4, 5
Антропогенные факторы
1, 2, 8, 10
6, 7, 9
Продолжите одно из предложений
- Сегодня на уроке я узнал(а) …
- Больше всего мне запомнилось …
Спасибо за работу!