В презентации рассмотрена тема, которая изучается в курсе 8, 10 классов при изучении раздела физики «Электрические явления» и «Основы электродинамики», что позволяет использовать ее в учебном процессе. Презентация состоит из 7 слайдов.
Также в качестве примера связи законов электродинамики с живой природой в презентации приводится пример использования закона Ома для участка цепи акулами.
Оказывается, что строение ампул Лоренцини, расположенных на голове акулы, максимальным образом использует закон Ома.
По сути, эти органы представляют собой очень узкие каналы, расположенные под кожей. При этом отверстие канала обращено наружу, в воду. Полость ампулы заполнена желеобразной массой, имеющей очень высокую проводимость, ее сопротивление всего лишь порядка 30 Ом на сантиметр. А вот стенки, наоборот, созданы из очень плотной ткани, имеющие свойства диэлектрика. Получается своего рода электрический кабель, заканчивающийся утолщением, на котором расположены десятки тысяч чувствительных клеток. К этим клеткам-рецепторам подводятся тончайшие нити от десяти-двадцати волокон, которые, в свою очередь, идут к нейронам. В результате такой хитрой системы удается выделить микроскопический электрический сигнал и затем многократно его усилить. Ведь, если величина напряженности поля – всего 0.2 мкВ/см, то в трубке длиной 5 см выделяемое напряжение будет уже 1 мкВ. При этом, в полном соответствии с законом Ома, практически все напряжение «упадет» (т.е. – выделится) именно на имеющих высокое сопротивление рецепторах (ведь напряжение при равном токе пропорционально сопротивлению, а величина электрического тока по всей длине канала ампулы – одинакова). А затем уже усиленный сигнал еще больше усиливается за счет того, что к каждому волокну приходят ниточки от тысяч разных клеток. Вот, благодаря такой тончайшей электронной системе и использованию закона Ома, акулы и научились улавливать, распознавать и расшифровывать мельчайшие колебания электрических полей.
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока на тему: Закон Ома»
ЗАКОН
ОМА
Автор работы: учитель физики
средней общеобразовательной
школы с.Шеми Дзун-Хемчикского района Республики Тыва
Сат Б.Д-М.
« ... Мы обязательно должны знать не только, как рождались труды великих корифеев науки, но и что это были за люди, сколько сил, энергии, здоровья, нервов отдали они, чтобы мы сегодня узнали эти законы и прочли формулы в учебниках. Как порой отказывались они от богатства, почестей, радостей жизни ради торжества истины, как умирали, до последнего дыхания утверждая ее. И эти знания помогут нам лучше понять суть сделанного этими людьми, ибо работа талантливого человека неотделима от его личности»
ГЕОРГ ОМ (1789-1853) Германия
- Исследовал гальванические батареи
- Исследовал сопротивление проволок
- Ввел единицу сопротивления
- Написал ряд статей по методике
преподавания физики
- Открыл закон, по «которому металлы
проводят контактное электричество»
Связал результаты всех прежних опытов и открыл долгожданный закон (Ома)
В честь ученого названа единица электрического
сопротивления в системе СИ: Ом (Ом)
http:// class-fizika.narod.ru/10_6.htm закон Ома
Закон Ома для участка цепи – 1827 Г.
Закон Ома для полной цепи – 1826г.
I –сила тока в цепи [ А ] ℇ - ЭДС [ В] R – электрическое
сопротивление цепи [ Ом ] r – внутреннее сопротивление
источника тока [ Ом]
Как акулы используют закон Ома
Источники информации
- http://class-fizika.narod.ru/vid.htm
материалы по физике (в формате avi) из "Единой коллекции ЦОР"
school-collection.edu.ru
- http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f8777be-52ab-4f71-a68b-cd0f2ab13f8b/8_158.swf
подборка задач на закон Ома
- http:// class-fizika.narod.ru/10_6.htm закон Ома