СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока русского языка "Неопределённая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: 3.03.15г.

Русский язык НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА.

Тема: Понятие о неопределённой форме глагола

 – Формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.

Ход урока.

Ι. Актуализация знаний.

а) – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

б) Минутка чистописания                                        СЛАЙД 2

ть  ти  чь

в) Составьте предложение

выполнил, как попало, Артём, работу.

Артём выполнил работу как попало.                          СЛАЙД 3

Выполнил Артём работу как попало.

Как попало выполнил работу Артём.

Без какого слова предложение теряет смысл? (выполнил)

Предположите о чем сегодня будем говорить на уроке?

г) Пресс -  конференция                                                 СЛАЙД 4

– Что такое глагол?

– Что обозначает глагол?

– Только ли действие обозначает глагол?

– Как изменяются глаголы?

II.  Определяем основной вопрос урока.                      СЛАЙД 5

Прочитайте текст. Выпишите глаголы в столбик. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс -л-

После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего  читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжёлые тома журналов за старые годы.

                                                                                     К. Паустовский

садились               прош.вр., мн.ч.           СЛАЙД 6

читали                  прош. вр. мн.ч.

читать                   ?

перелистывать      ?

У каких глаголов вы не смогли определить время и число? Почему?

III . Формулирование темы урока.  Понятие о неопределенной форме глагола.                              СЛАЙД 7

IV.  Решаем проблему, открываем новые знания.  СЛАЙД 8, 9

Упражнение 369. Прочитайте. Обратите внимание на выделенные глаголы.

Нужно обязательно читать книги! Для чего? А чтобы больше знать, научиться думать, понимать, чувствовать.

Выпишите глаголы, напишите вопросы к ним. ( Дети по одному записывают у доски)

читать (что делать?)                                   

знать (что делать?)

научиться (что сделать?)

думать (что делать?)

понимать (что делать?)

чувствовать (что делать?)

Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?

V.  Решаем проблему, открываем новые знания.          СЛАЙД 10

Работа в парах (напомнить о правилах совместной работы).

Продолжите запись: перечислите, что обычно любят делать мальчики и девочки.

Мальчики обычно любят (что делать?) бегать, строить,…

 

Девочки обычно любят (что делать?) шить, вязать,…

Взаимопроверка.

– Что общего у всех записанных вами глаголов? (Отвечают на один

и тот же вопрос что делать?, оканчиваются на -ть.)         СЛАЙД 11

Прочитайте столбики слов. Это глаголы в начальной форме. Чем похожи все эти глаголы?

рассказать               нести                  беречь

сделать                    идти                    стеречь

придумывать          ползти                увлечь

подсказывать          вести                   печь

изобретать               везти                  стричь

– Почему глаголы записаны в три столбика?

– В чём сходство всех глаголов в этом задании? (Отвечают на вопрос что делать?)

– Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.)     СЛАЙД 12

Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего?

Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

Сравниваем свой вывод с авторским. Стр. 122

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос

что делать? или что сделать?

Это начальная форма глагола. Такие глаголы имеют три названия: начальная форма + неопределённая форма + инфинитив (лат. сл. «неоределённый»)

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя

 определить ни время, ни число глагола.

Неопределённая форма глагола имеет суффиксы

 -ть-, -ти- либо оканчивается на -чь.

Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы

 -а-, -я-, -и-, -у-, -о-, -е-.

После чтения.

– Почему эта форма глаголов называется неопределённой?

– Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы -ти, -ть или оканчивается на  -чь.).

                                                                                                           СЛАЙД 13

VI. Домашнее задание. Упражнение 3 стр. 129. Выучить правило стр. 122

VII. Итог урока, рефлексия.

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 

Прочитайте. Найдите четвёртый лишний глагол в каждой группе. Почему он лишний? Объясните.                                                                          СЛАЙД 14

1)     играть, гулять, думал, петь;

2)     читает, пишет, считает, дружить;

3)     привезти, привести, отпустил, вынести;

4)     рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!