Хитрости EXCEL.
На самом деле хитростей никаких нет, это просто виртуозное владение электронной таблицей EXCEL, которое же конечно, является желательным, но необязательным условием для работы с программой EXCEL. Но лично я думаю, что всегда нужно осваивать приёмы, которые облегчают нашу жизнь.
И так, если Вы решили по новому взглянуть на программу EXCEL, то обучайтесь и пользуйтесь программой EXCEL виртуозно, зачем использовать мышку если есть волшебные клавиши.
1. Вставка строк и столбцов.
Предположим, у нас есть несколько подряд идущих столбцов или строк, перед каждой из которых нужно вставить пустую (Excel вставляет пустые сверху от выделенной строки или слева от выделенного столбца). Это можно сделать за один заход.
Нужно выделить соответствующие строки или столбцы поодиночке:
выделить один, затем, не отпуская клавиши Ctrl, щелкнуть еще по одному, затем еще по одному и так далее.
Когда все строки или столбцы будут выделены - нажать "Вставить ячейки" из меню "Вставить" или из контекстного меню.
2. Быстрое выделение в Excel.
Почти все действия в приложениях Microsoft Office можно успешно выполнять как мышкой, так и с клавиатуры. Второй вариант является даже более предпочтительным в случае монотонного и однообразного повторения действий, доведенных до автоматизма. Например, в Excel мы привыкли выделять строку и столбец, щелкая мышкой по соответствующим заглавным ячейкам слева и вверху. Но есть альтернативный способ - комбинации клавиш Ctrl+Spacebar ("Пробел") для выделения столбца и Shift+Spacebar - для выделения строки. Может быть, кому-то этот нехитрый метод чуть-чуть облегчит ежедневный труд.
3. Следующая ячейка для редактирования.
После того, как в ячейке набран текст или цифры, мы жмем Enter и курсор сдвигается... на нижнюю ячейку. Это не всегда удобно - если нужно заполнять строки таблицы, например. В этом случае удобнее, чтобы курсор сдвигался вправо (или влево, если вы заполняете строки справа налево:-). Все это подвластно вашему контролю. В меню "Сервис"/"Параметры" есть закладка "Правка", где как раз находится пункт, отвечающий за то, в направлении какой ячейки будет переходить курсор после ввода. Можно ввести четыре варианта: "вниз" (по умолчанию), "вверх", "вправо" или "влево".
4. Навигация в Excel.
Для быстрого перемещения по листу в Excel, весьма кстати, придутся "горячие" клавиши (кстати, они же работают и в Word). Вот некоторые из них: комбинация Ctrl+End перемещает курсор на последнюю заполненную ячейку рабочего документа, Ctrl+down - в последнюю ячейку столбца, причем Excel считает, что столбец должен быть непрерывным. Если он разрывается - значит, тут его конец. Комбинация Ctrl+up выполняет ту же функцию с точностью наоборот. Ctrl+right и Ctrl-left позволяют "перепрыгнуть" в последнюю и первую ячейку строки соответственно
5. "Шапка" на каждой странице в Excel.
Функция, необходимая каждому пользователю, кто работает с большими многостраничными документами в Excel. В этом случае зачастую необходимо, чтобы заголовок ("шапка") печатался на каждой новой странице, предваряя продолжение таблицы. По умолчанию ведь заголовок печатается только однажды в начале документа. Печать на каждой странице любых строк/колонок документа включается в меню "Файл"/"Параметры страницы" - закладка "Лист". Excel называет такие шапки "сквозными строками" и "сквозными страницами". Что ж, гораздо удобнее "колонтитулов". После введения значений или выбора нужных строк/столбцов мышкой - оцените результат с помощью "Предварительного просмотра".
6. Как спрятать данные в Excel.
Для тех, кто боится, что цифры из его важного отчета в Excel увидят любопытные коллеги, которые случайно глянут на экран, Microsoft придумала выход. В рабочей книге Excel можно запросто "прятать" целые строки или столбцы. Для этого нужно их выделить и нажать "Спрятать" из контекстного меню, которое появляется после нажатия правой кнопки мыши на выделение. Или выбрать этот же пункт в меню "Формат"/"Столбец" или "Строка". При этом все вычисления сохраняются, просто их не видно (даже на печати). Более того, можно спрятать целое окно книги ("Окно"/"Скрыть"). А затем можно все легко вернуть на место: выделите "спрятанную" строку или столбец (вместе с соседними) и нажмите "Отобразить" в том же меню.
7. Комментарии к формулам.
Для тех, кто будет работать в Excel 2000 с вашей таблицей после вас, весьма полезно оставить комментарии, которые объясняют всю глубину вашей сверхчеловеческой логики, породившей такие вычисления. Комментарии можно вставлять прямо в ячейку с формулой таким способом: =A1+A2+N ("здесь комментарий") - для формулы =A1+A2.
8. Строка состояния.
Вы заметили, что "Строка состояния" Excel не содержит абсолютно никакой полезной информации? Когда вы отдыхаете, там висит надпись "Готово" (к работе, наверное), когда вводите данные - "Ввод" (но это мы и так знаем). Ну и, в принципе, все... Так что вполне логичным решением будет выключить отображение этой малополезной строки и освободить несколько миллиметров полезного места на экране. Это можно сделать в меню "Сервис" - "Параметры" (закладка "Вид") - выключить флажок "Отображать строку состояния".
9. Ненужное редактирование.
В Excel для редактирования ячейки предназначено специальное поле под Панелью инструментов. Однако при двойном щелчке на ячейке можно редактировать прямо в ней, что многих раздражает из-за частых случайных ненужных правок. Функцию правки в ячейке после двойного щелчка на ней можно отключить в меню "Сервис" - "Параметры", закладка "Правка", пункт "Правка прямо в ячейке".