СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы мнемотехники на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшая статья - рассуждение на тему мнемотехники. Как разнообразить уроки, развить память детей и свою. Сделать учебный процесс более интенсивным, интересным и запоминающимся.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы мнемотехники на уроках в начальной школе»



Быть учителем в современной школе – значит постоянно находиться в поиске решений педагогических задач. Думать каждый раз о том, как сделать учебный процесс более интересным, насыщенным и в то же время более запоминающимся для своих учеников. Работая в школе, приветствуя изменения в общественной жизни, я понимаю, что информации с каждым годом становится всё больше, а дети всё меньше хотят учиться и запоминать важные, но такие, подчас, скучные и громоздкие правила.

Уже второй год я пытаюсь при помощи приёмов мнемотехники разнообразить уроки, сделать процесс запоминания новых слов, таблиц сложения и умножения, порядка планет в Солнечной системе, всего того, что нужно выучить (но так не хочется этого делать), более легким, близким детям, весёлым и полезным.

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введён Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

В настоящее время интерес к мнемотехнике не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки. Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Эта техника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Как и любое состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующих от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В процессе усвоения учебного материала у младших школьников обогащается и совершенствуется память. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было заданно на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность. Но для того, чтобы процесс взросления ребенка и развития произвольной памяти был более лёгким, нужно искать пути решения проблемы информационной нагрузки и незаинтересованности детей в обучении.

Наблюдения за детьми в течение нескольких последних лет показали, что данная функция у современных младших школьников снижена. Это связано со многими причинами, в том числе и с глобальной информатизацией и компьютеризацией жизни современного человека. Поэтому учитель должен найти такие методы и приёмы, которые могли бы увлечь детей. А приёмы мнемотехники можно использовать на тех уроках, где нужно количественную информации превратить в качественную.

Мнемотехника-это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающее объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Эта методика рассчитана на системную работу с детьми по нескольким направлениям:

-развитие логического и образного мышления;

-развитие внимания и памяти;

-развитие речи и воображения;

-математическая подготовка;

-подготовка руки ребёнка к письму;

-психологический практикум.

Мнемотаблицы, т.е. схемы, в которых заложена определённая информация, решают следующие задачи:

-развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания);

-умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;

-развитие логики;

-развитие образного мышления;

-умение связно мыслить, составлять рассказ, перекодировать информацию;

-решение дидактических общеобразовательных задач;

-составление информации по всем направлениям учебной программы;

-развитие смекалки;

-тренировка внимания;

-выработка навыка правильно воспроизвести графически.

В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, педагог сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей. Если это первая (пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя педагог. В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, дети смогут самостоятельно находить связки, группировать предметы и символы, а также составлять связный рассказ, тем самым облегчая приём запоминания.

Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный  с лексическим значением слова. Мнемотаблицы на орфограммы –оро-, -оло- можно взять и готовые, но лучше предложить детям нарисовать самостоятельно. Буква О так хорошо превращается в разные образы.

Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала. Вспомним всем известное Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.

Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности является учет семантики учащихся в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению, но именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования. На уроках обучения чтению и последующих уроках литературного чтения полезно использовать мнемоприёмы, как основу для пересказа текста, умения правильно и чётко излагать свои мысли, учить большие стихотворения на память при помощи нарисованных мнемотаблиц или закрывая последние слова в каждой строчке. Играйте с детьми в «Плохо-хорошо» - вот основа для изучения антонимов, подбирайте слова, которые могут назвать объект изучения (например, слово «заяц» при составлении рассказа по серии сюжетных картинок) – знакомимся с контекстными синонимами, составьте ребус к словарному слову – ученик запомнит написание этого слова надолго.

Изучение математики в школе направлено на формирование определённого типа мышления; развитие познавательных способностей; формирование и развитие операций сравнения, анализа и синтеза; на развитие памяти, внимания и других психических процессов.

Преподавая математику в начальной школе, я тоже использую методику мнемотехники. Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.
В 3 классе мы будем изучать таблицу умножения числа 9. Вот и пример мнемотаблицы для этого числа.

Важна мнемотехника и для уроков окружающего мира. Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

  • Рифмизация

  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

  • Метод Цицерона на основе пространственного воображения

  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти

  • Рифмованные строки для запоминания порядка цветов в спектре.

  • Порядок планет Солнечной системы (мне очень помогает).

  • Составление собственных примеров цепи питания и «невидимых нитей» в природных сообществах.

  • Опыты для лучшей визуализации примеров состояний воды, развития растений.

Помимо тех учебных предметов, к которым мы все привыкли, в настоящее время такой предмет как иностранный язык изучается уже со 2-го класса. Из-за изобилия предметов, изучаемых в школе, усвоение знаний становится очень трудоемким процессом, требующим больших усилий от ребёнка. На втором году обучения учащимся придётся столкнуться со многими трудностями: первые отметки, первые правила в русском языке, домашнее задание и незнакомые буквы и слова английского языка. И тут на помощь учителю тоже приходят приёмы мнемотехники. Как же запомнить эти буквы и слова, так непохожие на наши. «Чем такая связь между словами, - пишет В.В.Агафонов, - неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания». Дети сами могут провести те связи, которые им удобны. Я обращаю внимание на особенности каждого учащегося, на их способности к разным видам запоминания. Помогает деление на группы при изучении иностранного языка. При меньшем количестве учащихся на уроке английского языка, очень легко осуществлять личностный подход в обучении.

Изучение иностранного языка связано с работой слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Поэтому на уроках мы не только учим буквы при помощи аналогий с русскими, не только придумываем смешные картинки к словам или мнемотаблицы к стихам, мы ещё и поём, двигаемся, составляем человечков из частей тела, показываем движения разминки и повторяем фразы не только вслед за учителем, но и за англоязычным носителем.

Конечно, мнемотехника не панацея от проблемы информационной загруженности учащихся. Но это удачная находка для тех учителей, которые хотят увлечь детей учёбой, через игру, интересные, неожиданные задания, развить память, помочь запомнить и научить хранить и воспроизводить полученную информацию. Ведь «…кто владеет информацией, тот владеет и всем миром». Могу добавить: а кто помнит и использует эту информацию, свои знания, тот сможет этот мир изменять!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!