Конспект урока математики
Тема: «Приёмы письменного деления в пределах 1000».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: организация деятельности обучающихся по первичному усвоению знаний, навыков, умений о приёмах письменного деления в пределах 1000.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы деления на однозначное число и правило деления суммы на число.
Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ), посредством заполнения таблиц (последовательность ряда цифр (сотни и десятки)); развитие памяти, путём повторения пройденных тем; развитие математической речи через объяснение выполненного задания у доски (задач).
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, посредством смены видов деятельности (форм работы (индивидуальная фронтальная, парная); воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении рабочих тетрадей.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращенную речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные: научатся применять алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное, классифицировать уравнения по группам; решать текстовые составные задачи разными способами; называть треугольники по соотношению длин сторон; научатся составлять алгоритм письменного деления на однозначное число; преобразовывать задачи на нахождение четвертого пропорционального и на нахождение доли числа и числа по его доле, решать их; вычислять площадь и периметр квадрата; соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Математика» 3 класс, Моро М.И., индивидуальные задания, карточки.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Руслан Александрович, и сегодня урок математики проведу у вас я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
У: – Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
У: – Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Поднимите руки.
У: – Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений и знаний.
Устный счет
У: - Решим с вами лабиринт на стр. 92
?*?:=16
О: - 8*6:3=16
24*4:6=16
32*4 :8=16
24*6:9=16
Математический диктант:
У: - Назовите число, в котором: 5 десятков 4 единицы;
О: - 54.
У: - 2 десятка 7 единиц;
О: - 27.
У: - 3 десятка 4 единицы.
О: - 34.
У: - Назови число, следующее за числом 399.
О: - 400
У: - Назови число, предшествующее числу 600.
О: - 599.
У: - 5*9; 8*9; 6*7; 7*9; 9*5.
О: - 45, 72, 42, 63, 45.
У: - 50*2; 20*3; 5*70; 40*6; 20*30.
О: - 100, 60, 350, 240, 600.
III. Сообщение темы и целей урока.
У: - Предположите, что мы можем сделать для решения данного примера?
О: - Вывести алгоритм письменного умножения.
У: - На прошлом уроке мы учились умножать трёхзначные числа, а в данном случае с переход через разряд.
У: - Давайте сформулируем задачу на сегодняшний урок, а в этом нам помогут опорные слова:
О: - Познакомиться с алгоритмом письменного умножения
Учиться выполнять письменное умножение, используя алгоритм.
IV. Открытие нового знания.
У: - Откройте тетради, запишите число, классная работа.
У: - Используя свой опыт, посовещайтесь в группах, попробуйте вывести алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд.
У: - Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.
О: - Уважать позицию товарища
О: - Не обижать и не обижаться
О: - Слушать и слышать друг друга
О: - Участвовать всем
О: - Быть внимательным
О: - Соблюдать тишину.
У: - Желаю вам успешной работы.
Обучающиеся работают в группах, затем один представитель от каждой группы доказывает выдвинутую гипотезу, предлагает свой алгоритм письменного деления.
У: - После обсуждения алгоритмов, выработанных учащимися, выводится единый:
Алгоритм деления
Найти первое неполное делимое
Определить число цифр в частном
Найти цифры в каждом разряде частного
Найти остаток (если он есть)
V. Физкультминутка.
У: - Встаём.
1. Исходное положение: руки на поясе, ноги врозь. Наклоны головы назад, вперёд. На 1 – плавно наклоняем голову назад, глаза смотрят наверх, на 2 – исходное положение. На 3 – плавно наклоняем голову вперёд, глаза смотрят вниз, на 4 – исходное положение. Упражнение начинай.
2. Исходное положение руки: на поясе, ноги врозь. Повороты головы направо, налево. На 1 – плавный поворот головы направо, глаза смотрят в правую сторону, на 2 – исходное положение. На 3 – плавный поворот головы налево, глаза смотря в левую сторону, на 4 – исходное положение. Делаем без резких движений и под мой счёт. Упражнение начинай.
3. Исходное положение: руки на поясе, ноги врозь. Махи руками, с занесением их через плечи. На 1 – махом левую руку занести через плечо, голову повернуть налево, 2 – исходное положение. На 3- махом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть направо, на 4 – исходное положение. Упражнение начинай.
У: - Отлично! Присаживайтесь.
VI. Закрепление изученного материала.
У: - Выполняют номер 1.
936 :3=312
486:2=243
848:4 =212
555:5=111
У: - Теперь решаем 2 задачу.
Записывают краткую запись.
В таблице:
-Число деталей
-Время работы на старом станке
-Время работы на новом станке
-На сколько деталей больше токарь стал изготавливать за час на новом станке.
У: - Сколько деталей за час токарь делал на старом станке и сколько на новом.
Ответы детей.
У: - Количество сделанных деталей разделим на время работы.
Ответы детей.
У: - Надо из большего вычесть меньшее
Ответы детей.
У: - Запишем решение задачи.
1)96:6=16(д)-за 1 ч на старом станке.
2)96:4= 24(д)- за 1 час на новом станке.
3) 24-16=8(д)- больше изготовил на новом станке, чем на старом.
Ответ: на 8 деталей.
У: - Теперь решаем 3 задачу.
О: - Что у мальчика было 40 значков, это седьмая часть его значков.
О: - Сколько всего значков.
Решение:
1)40*7=280 (з)- всего.
Ответ: 280 значков.
У: - Выполняют упражнения.
У: - Решают у доски самостоятельно:
875 -496=379
840:4=210
276*2=552
48:6*70=560
563+289=852
960:3=320
148*3=444
32:4*90=720
602+398=1000
720:4=180
320*3=960
28:7*60=240
814-306=508
850:5=170
180*4=720
54:9 *20=120
VII. Итог урока. Рефлексия.
Итог урока
У: - Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?
О: - Подвести итоги нашей работы
У: - Какую задачу ставили на урок?
О: - Познакомиться с алгоритмом письменного деления.
О: - Учиться выполнять письменное умножение, используя алгоритм.
У: - Удалось решить поставленные задачи? Каким способом?
Ответы детей.
У: - Где можно применить новые знания?
Ответы детей.
Рефлексия
У: - Используя слова-помощники, расскажите о сегодняшнем уроке:
Я узнал…
Я научился…
Я запомнил…
Я пока не умею…
Мне было…
Я рад…
Ответы детей.
У: - Спасибо за урок! Урок окончен.
VIII. Домашнее задание.
У: - Домашнее задание: стр 92 упр. 4 и 6.